Просмотр содержимого документа
«"Работа воспитателя с неблагополучной семьёй"»
"Дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
А.С. Макаренко.
В современных условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического плана, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой, осуществляют воспитание интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом становится внешнее, иногда негативное окружение, что приводит к уходу ребенка из семьи.
В начале учебного года, когда мы заполняем социальный паспорт класса, всегда возникает вопрос: Какую семью считать неблагополучной? Как определить? По данным классных руководителей у нас по школе 7 семей являются неблагополучными. Причина неблагополучия семьи - это алкоголизм одного или обоих родителей, уклонение от воспитания, психические заболевания и другие. Давайте попробуем разобраться, какие семьи считаются неблагополучными и как строить профилактическую работу с ними.
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.
Кандидат психологических наук Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:
1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).
3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.
Как показывают данные исследований и наблюдений, проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно могут быть квалифицированы как социальные, правовые, медицинские, педагогические, психологические, материальные и т.д.
Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?
Психолог Корчагина Ю.В. выделяет следующие трудности при работе с семьей:
Закрытость неблагополучной семьи - чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.
Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов. Непросто установить отношения сотрудничества с неблагополучной семьей.
Враждебное отношение неблагополучных родителей к школьным педагогам понятно и объяснимо: это обычный внешне обвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность – это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.
В то же время педагоги нередко принимают враждебность неблагополучной семьи за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей – закономерным итогом неправильного родительского поведения.
Педагоги школы не берут на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как обычно это порождает иждивенческую позицию членов семьи. Для работы с такой семьей разрабатываются конкретные меры, чтобы помочь родителям почувствовать необходимость заботы о своем ребенке. Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:
Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
Приступая к работе с семьёй, педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:
Условия проживания
состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.);
жилищно-бытовые условия;
материальная обеспеченность;
воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье:
между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
позиция ребёнка в семье (педагогически оправдания: «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремиться привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитетным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями, находиться на положении «Золушки».
Положение ребёнка в семье:
Я нужен и любим, и люблю вас тоже;
Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
Я нужен, но не любим, и от всей души хочу приблизиться к вам;
Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Отношения ребёнка к родителям:
дорожит семейными отношениями;
родители авторитетны;
относится пренебрежительно;
остро переживает драму;
тяготеет к одному из членов семьи.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства. Но это не всегда соответствует действительности. Исходя из этого классные руководители в работе с неблагополучными семьями могут взять за основу принцип индивидуального подхода, который предполагает следующий примерный алгоритм действий ( по Корчагиной):
Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
Установление контакта специалистов с членами семьи;
Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.
Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи -только отношения к ребенку.
В процессе работы с неблагополучной семьей (при посещении квартир, приглашении на беседу в школу) необходимо так построить беседу, чтобы родитель из вашего «врага» стал вашим союзником:
1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )
И конечно мы не можем оставить без внимания приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями.
1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
6. ТРЕННИНГИ как отдельно для учащихся, так и совместно для родителей и детей.
На основе всего сказанного составляется индивидуальная программа профилактики семейного неблагополучия. (таблица в слайдах)
И в заключение хочу сказать, что профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.