kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа воспитателя с неблагополучной семьёй"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая  старость,

 плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа воспитателя с неблагополучной семьёй"»

"Дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

А.С. Макаренко.

В современных условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического плана, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой, осуществляют воспитание интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом становится внешнее, иногда негативное окружение, что приводит к уходу ребенка из семьи.

В начале учебного года, когда мы заполняем социальный паспорт класса, всегда возникает вопрос: Какую семью считать неблагополучной? Как определить? По данным классных руководителей у нас по школе 7 семей являются неблагополучными. Причина неблагополучия семьи - это алкоголизм одного или обоих родителей, уклонение от воспитания, психические заболевания и другие. Давайте попробуем разобраться, какие семьи считаются неблагополучными и как строить профилактическую работу с ними.

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.

Кандидат психологических наук Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Как показывают данные исследований и наблюдений, проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно могут быть квалифицированы как социальные, правовые, медицинские, педагогические, психологические, материальные и т.д.

Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?

Психолог Корчагина Ю.В. выделяет следующие трудности при работе с семьей:

Закрытость неблагополучной семьи - чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.

Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов. Непросто установить отношения сотрудничества с неблагополучной семьей.

Враждебное отношение неблагополучных родителей к школьным педагогам понятно и объяснимо: это обычный внешне обвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность – это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.

В то же время педагоги нередко принимают враждебность неблагополучной семьи за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей – закономерным итогом неправильного родительского поведения.

Педагоги школы не берут на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как обычно это порождает иждивенческую позицию членов семьи. Для работы с такой семьей разрабатываются конкретные меры, чтобы помочь родителям почувствовать необходимость заботы о своем ребенке. Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:

Индивидуальные беседы,

Посещение семьи,

Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ОДН, КДН, медиков (по необходимости),

Консультации по различным вопросам,

Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,

Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),

Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,

Организация каникулярного и летнего отдыха детей.

Приступая к работе с семьёй, педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:

  1. Условия проживания

  2. состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.);

  3. жилищно-бытовые условия;

  4. материальная обеспеченность;

  5. воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).

  6. Характер взаимоотношений в семье:

  7. между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

  8. между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

  9. позиция ребёнка в семье (педагогически оправдания: «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремиться привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитетным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями, находиться на положении «Золушки».

Положение ребёнка в семье:

  1. Я нужен и любим, и люблю вас тоже;

  2. Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

  3. Я нужен, но не любим, и от всей души хочу приблизиться к вам;

  4. Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.


Отношения ребёнка к родителям:

  1. дорожит семейными отношениями;

  2. родители авторитетны;

  3. относится пренебрежительно;

  4. остро переживает драму;

  5. тяготеет к одному из членов семьи.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства. Но это не всегда соответствует действительности. Исходя из этого классные руководители в работе с неблагополучными семьями могут взять за основу принцип индивидуального подхода, который предполагает следующий примерный алгоритм действий ( по Корчагиной):

  • Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

  • Установление контакта специалистов с членами семьи;

  • Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

  • Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

  • Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.

  • Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).



Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.

  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

  • Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи -только отношения к ребенку.

В процессе работы с неблагополучной семьей (при посещении квартир, приглашении на беседу в школу) необходимо так построить беседу, чтобы родитель из вашего «врага» стал вашим союзником:

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )

И конечно мы не можем оставить без внимания приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями.

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

6. ТРЕННИНГИ как отдельно для учащихся, так и совместно для родителей и детей.

На основе всего сказанного составляется индивидуальная программа профилактики семейного неблагополучия. (таблица в слайдах)

И в заключение хочу сказать, что профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Работа воспитателя с неблагополучной семьёй"

Автор: Кокорева Валентина Алексеевна

Дата: 11.10.2018

Номер свидетельства: 480350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Педагогическая работа с неблагополучными семьями в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(65) "piedaghoghichieskaia-rabota-s-nieblaghopoluchnymi-siem-iami-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "223664"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438010907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Работа воспитателя с неблагополучными семьями"
    ["seo_title"] => string(52) "rabota-vospitatielia-s-nieblaghopoluchnymi-siem-iami"
    ["file_id"] => string(6) "261809"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449211986"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Перспективный план работы с родителям:"
    ["seo_title"] => string(41) "pierspiektivnyi_plan_raboty_s_roditieliam"
    ["file_id"] => string(6) "405470"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490965525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад: Взаимодействие семьи и школы на этапах перехода от начальной школы к средней"
    ["seo_title"] => string(81) "dokladvzaimodieistviiesiemiishkolynaetapakhpieriekhodaotnachalnoishkolyksriedniei"
    ["file_id"] => string(6) "293073"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455390051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Индивидуальная беседа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации "
    ["seo_title"] => string(81) "individual-naia-biesieda-s-diet-mi-okazavshimisia-v-trudnoi-zhizniennoi-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "183016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425671986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства