Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Устная речь" (вариант 2) 8 класс»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по У.Р.
Кузина О.Р.
_______________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа по предмету «Основы грамоты»
для учащегося 8 класса со сложной структурой дефекта
Ключко Евгения
на 2018-2019 учебный год
Срок реализации 1 год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
2018 г
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013года №1015
Санитарных правил и норм 2.4.2.3286-15.
Приказа Минобразования от 03.04.2003г. № 29/27 22-6 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников со сложно структурой дефекта»;
Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48;
Примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, утвержденного приказом Министерством образования Российской Федерации от 03.04.2003. № 29/27 22-6;
Учебно-методических разработок для воспитанников, имеющими сложные дефекты (МО РФ от 03.04.2003. №27/27 22 – 6). Авторы-составители: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2018-2019 учебный год.
Цель программы обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелую степень умственной отсталости грамоте и письму на доступном для них материале.
Задачи:
создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников;
формировать у детей звукобуквенный анализ и синтез как основу овладения чтением и письмом;
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса « Основы грамоты»
Преподавание ведётся по учебнику, обеспечивающего реализацию программы: Воронковой В.В., Коломыткиной И.В. «Букварь» дляспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002
Обучение грамоте детей со сложной структурой дефекта ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прежде, чем знакомить воспитанников с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различие его, правильное произношение). Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами, модулями, пиктограммами, символами. При обучении грамоте учитывается неоднородность состава класса и осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Необходимо также подчеркнуть, что обучение грамоте тяжело умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от воспитанников усвоения каких-либо правил. В этот период у детей формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Основной формой организации учебного процесса является индивидуальные занятия.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения в 8 классе являются: учебные пособия, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Основы грамоты»:
Год обучения
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный год
8класс
2
35
70
В данной рабочей программе увеличено общее количество часов, произошло это в связи с увеличением количества учебных недель в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение предмета в 8 классе отводится 70 часов из расчёта: 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимся следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся со сложной структурой дефекта:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
различать гласные и согласные звуки;
различать твёрдые и мягкие согласные;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Должен знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; отвечать на вопросы учителя по теме урока;
высказывать свою точку зрения, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/ неуместно, нравственно/ безнравственно).
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать учебную задачу урока, воспроизводить ее в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
планировать свои действия на отдельных этапах урок с помощью учителя;
контролировать выполненные задания с опорой на план, данный учителем;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/ неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «»Я еще многое смогу», «Мне еще надо потрудиться», «Я еще только учусь» и т.д.
Познавательные учебные действия:
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять полные распространенные предложения, правильно употреблять формы знакомых слов;
использовать предлоги и некоторые наречия; обобщать названия изученных групп предметов.
Система оценивания знаний и умений обучающегося
Критериями оценки (словесной) обучающегося являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Ребенок обучается по безотметочной системе, поэтому присутствует только словесная оценка учителем. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний следующим образом
Словесная оценка
% выполнения заданий
удовлетворительно
35 – 50%
хорошо
50 – 65%
очень хорошо
свыше 65%
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел
Колич-во часов
Содержание раздела
Формы организации обучения:
Основные виды учебной деятельности
Повторение
5
Речь устная и письменная. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстрированный материал: общение нужно для того, чтобы сообщать что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить. Дифференциация понятий: предмет, слово, предложение. Гласные и согласные звуки и буквы. Выделение в словах первых звуков. Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, силы звука.
урок (45 минут) — основная форма; индивидуальные занятия.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4. Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
Звуки и буквы
65
Чтение предложений с изученными буквами. Согласные звуки и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит свисток. Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз, два, три - без ошибок повтори: дом-дым, удочка-уточка, бабушка-бабочка. Чтение сложных слоговых структур. Буквы я, ё, ю, е показатели мягкости. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь знак. Звук и буква й в конце, в начале, в конце слова. Перенос слов с буквой й. азбука или алфавит. Перенос слов с опорой на количество гласных звуков. Ударный и безударный слог. Гласные после шипящих. Сочетания чн, чк. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Какой? Какая? Какое? какие? Что делает? Что делают? Сопоставление слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета.
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности
Виды работ
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1. Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Наблюдение.
4. Работа с раздаточным материалом.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1. Работа по алгоритму, инструкции
2. Выполнение заданий по классификации.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1. Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.
4. Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Работа с тестовыми заданиями
4. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
Методическая литература
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). – М.,Владос,2010.
Карвялис В.В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов. Дефектология. 2011. №1.
Святенко И.Ю. Правила Пети Иванова. ООО «Алмаз». 2007г.
Календарно-тематический план предмета «Основы грамоты»
№ урока
Разделы и темы
Кол-во часов
Формы контроля
Сроки
Изменения
Повторение
5
1
Речь устная и письменная.
1
2
Предметы и слова.
1
3
Слово, предложение.
1
4
Гласные и согласные звуки и буквы. Проверочный диктант.
1
5
Гласные и согласные. Выделение в словах первых звуков.
1
Звуки и буквы
65
6
Чтение предложений.
1
7
Звук и буква м, М. Чтение слов, слогов и предложений с буквой м.
1
8
Звук и буква з, З. Чтение слогов, слов и предложений с буквой з.
1
9
Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
1
10
Чтение слов, предложений с изученными буквами.
1
11
Чтение сложных слоговых структур. Проверочный диктант.
1
12
Звук и буква я, Я. Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге – слиянии.
1
13
Чтение слов, предложений.
1
14
Звук и буква ч, Ч. Чтение слогов, слов и предложений с буквой ч.
1
15
Чтение сложных слоговых структур.
1
16
Буква ь для обозначения мягкости согласных.
1
17
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова с буквой ь. Проверочный диктант.
1
18
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
1
19
Составление и чтение слов с буквой г, Г.
1
20
Дифференциация звуков г – к.
1
21
Чтение слов, состоящих из трех слогов.
1
22
Звук и буква ё, Ё. Чтение слогов, слов и предложений с буквой ё.
1
23
Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных в слиянии. Проверочный диктант.
1
24
Звук и буква й, Й. Чтение слогов, слов и предложений с буквой й.
1
25
Звук и буква ю, Ю. Чтение слогов, слов и предложений с буквой ю.