Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Письмо" (2 вариант) 8 класс»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по У.Р.
Кузина О.Р.
_______________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа по предмету «Письмо»
для учащегося 8 класса со сложной структурой дефекта
Ключко Евгения
на 2018-2019 учебный год
Срок реализации 1 год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
2018 г
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013года №1015
Санитарных правил и норм 2.4.2.3286-15.
Приказа Минобразования от 03.04.2003г. № 29/27 22-6 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников со сложно структурой дефекта»;
Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48;
Примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, утвержденного приказом Министерством образования Российской Федерации от 03.04.2003. № 29/27 22-6;
Учебно-методических разработок для воспитанников, имеющими сложные дефекты (МО РФ от 03.04.2003. №27/27 22 – 6). Авторы-составители: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2018-2019 учебный год.
Цель обучение детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения, умению написать своё имя, фамилию, свой адрес, подписать поздравительную открытку.
развивать мелкую моторику на основе письменной речи.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «Письмо»
Преподавание ведётся по учебнику, обеспечивающего реализацию программы Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Русский язык в 4 классе» учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2000года.
Письмо является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта. С учётом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявление даже простейших умений по освоению элементов письма, даёт основание для оптимизма в педагогической работе. В этой связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребёнка необходимо стимулировать и поощрять. Из-за неординарности детей со сложной структурой дефекта материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и.т.д. Занятия по письму планируются с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей воспитанников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребёнку или подгруппе. Содержание каждого этапа структурировано по разделам и уровням обучения, взаимосвязанным и взаимодополняющим друг друга. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи. Каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учётом индивидуальных достижений. Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Обучению письму детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений. Особым разделом в программе являются практические грамматические упражнения. Обучение письму детей со сложной структурой дефекта носит сугубо практическую направленность, не требующую от воспитанников усвоения каких-либо правил.
Основной формой организации учебного процесса является индивидуальные занятия.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения в 8 классе являются: учебные пособия, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Письмо».
В данной рабочей программе увеличено общее количество часов, произошло это в связи с увеличением количества учебных недель в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение предмета в 8 классе отводится 70 часов из расчёта: 2 часа в неделю.
Год обучения
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный год
8класс
2
35
70
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимся следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся со сложной структурой дефекта:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
списывать или графически подражать образам букв и слов
написания отдельных слов и коротких предложений под диктовку
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
писать под диктовку
отвечать на вопросы учителя
выполнять практические задания с помощью учителя
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; отвечать на вопросы учителя по теме урока;
высказывать свою точку зрения, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/ неуместно, нравственно/ безнравственно).
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать учебную задачу урока, воспроизводить ее в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
планировать свои действия на отдельных этапах урок с помощью учителя;
контролировать выполненные задания с опорой на план, данный учителем;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/ неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «»Я еще многое смогу», «Мне еще надо потрудиться», «Я еще только учусь» и т.д.
Познавательные учебные действия:
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
писать под диктовку
отвечать на вопросы учителя
выполнять практические задания с помощью учителя.
Система оценивания знаний и умений обучающегося
Критериями оценки (словесной) обучающегося являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Ребенок обучается по безотметочной системе, поэтому присутствует только словесная оценка учителем. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний следующим образом
Словесная оценка
% выполнения заданий
удовлетворительно
35 – 50%
хорошо
50 – 65%
очень хорошо
свыше 65%
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел
Колич-во часов
Содержание раздела
Формы организации обучения:
Основные виды учебной деятельности
Повторение.
8
Выделение предложения из текста. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением. Соблюдение вопросительной и повествовательной интонации. Завершение начатого предложения. Вывод о порядке слов в предложении. Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Работа с деформированным предложением. Графические схемы составленных предложений. Составление диалога по вопросам. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. Составление загадок на основе характеристики предмета. Коллективное отгадывание загадок Большая буква в начале, точка в конце предложения.
урок (45 минут) — основная форма; индивидуальные занятия.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4. Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
Звуки и буквы.
34
Гласные звуки и буквы. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Понятие орфограммы. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударных гласных изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме ь-знаком. Перенос слов с ь-знаком. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Разделительный мягкий знак перед гласными е,ё,ю,я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь знаком. Правописание слов с парной согласной на конце слова. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слово
30
Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Группировка слов по категориям. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату. Выделение из предложения слов по вопросам. Расширение круга слов за счёт названий чувств (веселье, весёлый, веселиться). Образование слов одной категории от другой по вопросу и образцу: петь - певец. Красивый - красота, синий - синеть. Подбор слов, сходных и противоположных по значению. Использование слов в качестве сравнений, определений, для передачи переносного значения. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень. Адрес на конверте. Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Написание предлогов до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности
Виды работ
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1. Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Наблюдение.
4. Работа с раздаточным материалом.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1. Работа по алгоритму, инструкции
2. Выполнение заданий по классификации.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1. Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.
4. Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний.
1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Работа с тестовыми заданиями
4. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
Методическая литература
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). – М.,Владос,2010.
Карвялис В.В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов. Дефектология. 2011. №1.
Святенко И.Ю. Правила Пети Иванова. ООО «Алмаз». 2007г.
Учебно-методические разработки для воспитанников, имеющими сложные дефекты (МО РФ от 03.04.2003. №27/27 22 – 6) Авторы-составители: Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова.
Календарно - тематический план предмета «Письмо»
№
урока
Разделы и темы
Кол-во часов
Формы контроля
Сроки
Изменения
Повторение
8
1
Выделение предложения из текста по заданию учителя.
1
2
Работа с незаконченным предложением. Вывод о законченности мысли в предложении.
1
3
Работа с деформированным предложением. Порядок слов в предложении.
1
4
Составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графические схемы составленных предложений.
1
5
Составление диалога по вопросам. Определение количества предложений в диалоге.
1
6
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
1
7
Большая буква в начале предложения, точка в конце.
1
8
« Предложение». Диктант.
1
Звуки и буквы
32
9
Гласные звуки и буквы.
1
10
Ударение.
1
11
Ударные и безударные гласные.
1
12
Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударном положении. Понятие орфограммы.
1
13
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.
1
14
Проверка безударной гласной изменением форм слова.
1
15
Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
1
16
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными.
1
17
« Безударные гласные». Проверочный диктант.
1
18
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Работа над ошибками.
1
19
Обозначение мягкости согласных на письме.
1
20
Буква ь на конце слова.
1
21
Мягкий знак в середине слова.
1
22
Буква мягкий знак на конце и середине слова.
1
23
Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу.
1
24
Перенос слов с ь.
1
25
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я.
1
26
Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь.
1
27
Правильный перенос слов с разделительным ь.
1
28
« Разделительный мягкий знак». Диктант.
1
29
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции.
1
30
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
1
31
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
1
32
Правило проверки написания звонких согласных на конце слова.
1
33
« Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». Контрольный диктант.
1
34
Проверка звонких и глухих согласных на конце слова. Работа над ошибками.
1
35
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста и заглавия.
1
36
Правописание жи-ши.
1
37
Правописание ча-ща.
1
38
Правописание чу-щу.
1
39
Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
40
Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
1
Слово
30
41
Слова, обозначающие название предметов.
1
42
Употребление слов, обозначающих предметы, в различных формах в зависимости от связи слов с другими словами по вопросам кого? чего? Кому ? чему ? кем? на ком? на чём?
1
43
Слова, обозначающие действие предметов.
1
44
Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу.
1
45
Признаки предметов.
1
46
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении.
1
47
« Группировка слов по категориям» Проверочная работа.
1
48
Расширение круга слов за счёт названий чувств, черт характера. Работа над ошибками.
1
49
Образование слов одной категории от другой по вопросу.
1
50
Образование слов одной категории от другой по образцу.
1
51
Сложение слов из морфемных частей.
1
52
Определение значения слов и их отнесённости к определённой категории с постановкой вопроса.
1
53
Работа с деформированным текстом. Подбор заголовка к тексту.
1
54
Подбор слов, сходных и противоположных по значению. Работа над ошибками.
1
55
Распространение предложений словами различных категорий.
1
56
Использование слов в качестве сравнений, определений, для передачи переносного значения.
1
57
Составление предложений с образными выражениями.
1
58
Имена собственные.
1
59
Большая буква в именах людей и кличках животных.
1
60
Большая буква в названиях улиц, городов, сёл, деревень.
1
61
«Имена собственные». Диктант.
1
62
Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Работа над ошибками.
1
63
Предлог.
1
64
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
65
Предлоги до, за, про, около, перед.
1
66
Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
1
67
Контрольный диктант за год.
1
68
Выделение из предложения слов по вопросам. Работа над ошибками.