kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Коррекция нарушенных функций" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана для школьников с особыми образовательными потребностями, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекция нарушенных функций" 6 класс»

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Утверждаю

Директор ГБОУ Уфимская

школа-интернат № 13

_________А.М. Кириллова

«____» _________2015 г.

БОУ рнат №




Рабочая программа

а

Индивидуальные занятия по коррекции

нарушенных дисфункций

для 6 А класса

Бариновой Татьяны Павловны


на 2016-2017 учебный год







Рассмотрено на заседании МК

Руководитель МК__________

Дата _____________

СОГЛАСОВАНО

Заметитель директора по УВР

_____(____________________)

Дата ________________







г. Уфа

2016год


Пояснительная записка.


Данная программа рассчитана для школьников с особыми образовательными потребностями, детям с ограниченными возможностями здоровья Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на 34 часа в год (1 час в неделю или 20 минут 2 раза в неделю), в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Ознакомившись с различными методиками коррекционной работы Р.И. Лалаевой, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовниковой,И.Н.,Ефименковой, А.Н.Корнеева и др. , а также, исходя из механизмов каждого вида дисграфии, рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знания по грамоте.

Положительным в программе является то, что работа по ней позволяет выявить и квалифицировать характер и специфику речевых нарушений при овладении навыками письма, уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы. Программа поможет оценить степень зрелости ребенка, определить причины трудностей в обучении и приоритетные направления коррекционно-логопедической работы.

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической логопедической работы при аутизме и нарушении опорно-двигательного аппарата состоит в том, чтобы на основании психолого-педагогической диагностики детей, формировать у них речедвигательные функции, речевую систему в целом, орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, развивать когнитивные функции.

Специфика логопедической работы в коррекционной школы VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей неровной деятельности, речевого развития и психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой – особенностями структурой речевого дефекта.

В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

С учетом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.

Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем – на более сложном.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.

Планированию коррекционной логопедической работы предшествие комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.

В 6 классе у учащихся нарушение письма сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

В 6 классе отводятся несколько занятий на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова» и пр. А затем проводится работа над тексом. В последующей работе над дифференциацией звуков включаются в занятия задания на закрепление морфологического состава слова. На протяжении всего курса обучения проводится развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение согласных и гласных звуков и букв, смешиваемых в устной речи на письме.

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков и букв.

Обучающиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью:

Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).

  2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности в письме и чтении (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).

  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.


Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами; 

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности. 

  1. Неустойчивое внимание.

  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

  3. Недостаточное развитие способности к переключению.

  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.


Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


Цель - активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения.


Рабочей программы способствует решению следующих основных задач:


- ликвидировать проявления речевой патологии;

- содействовать усвоению программы по родному языку;

- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

- сформировать когнитивные и общеучебные навыки;

- создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности;

- развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

- развивать понимание речи;

- расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

- учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических

форм;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать правильный навык письма, чтения;
-развивать письменную речь как форму общения;
-способствовать усвоению языка как средства общения;

-понимать содержание литературного текста;

-уметь составлять связные рассказы;

-уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

-уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

- употреблять существительные с предлогами (в,на,за,под);

-употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения

-учить соотносить условия задачи с их требованиями;
-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;
-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях,

представления о количестве, пространстве;
-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;
-учить сравнению предметов по определенным признакам;
-развивать динамический и кинестетический праксис;
-развивать зрительный, слуховой контроль;

-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;

-развивать словесную регуляцию поведения.


Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Содержание учебного материала:

- коррекция нарушений в устной речи,

- предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи,

- развитие познавательной деятельности,

- преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.

















Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом

  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия – М.:, 2006 – 319 с.

  3. Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005 – 141, с.: ил., - (Библиотека логопеда).

  4. Дедюхина Г.В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми страдающими с ДЦП.

  5. Забрамная С.Д.

  6. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  7. Калинина И.Л. Учим читать и писать.

  8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  9. Лазаренко О.И. Логопедический альбом. – М.: Айрис-пресс,2006.

  10. Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формы дизартрии.

  11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат. – М..: 2001 с. 58-75, 115-142.

  12. Мозговой

  13. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Наглядно-практическое пособие. М.:2000 с. 3-494.

  14. Нищева Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  15. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

  16. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. Обучение во вспомогательной школе. – М.: 1973.

  17. Правдина О.В. Логопедия. М.: «Просвещение», 1969.

  18. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: 1979.

  19. Петрова В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. с. 3-253.

  20. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей – 2кн. 2006.

  21. Учебник для пед.вузов Олигофренопедагогика.

  22. Цвынтарный В.В. Пальчиковая гимнастика.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Коррекция нарушенных функций" 6 класс

Автор: Баринова Татьяна Павловна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа (9 класс, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи)"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia_proghramma_9_klass_pis_mo_i_razvitiie_riechi_chtieniie_i_razvitiie_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345763"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474801097"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе  для учащихся со сложной структурой нарушения"
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-programma-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia-v-8-klassie-dlia-uchashchikhsia-so-slozhnoi-strukturoi-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253588"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447609791"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Адаптированная программа по алтайскому языку"
    ["seo_title"] => string(46) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "595902"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640251690"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Адаптированная программа по алтайской литературе"
    ["seo_title"] => string(49) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskoi_literature"
    ["file_id"] => string(6) "595903"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640252846"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства