Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекция нарушенных функций" 6 класс»
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Утверждаю
Директор ГБОУ Уфимская
школа-интернат № 13
_________А.М. Кириллова
«____» _________2015 г.
БОУ рнат №
Рабочая программа
а
Индивидуальные занятия по коррекции
нарушенных дисфункций
для 6 А класса
Бариновой Татьяны Павловны
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании МК
Руководитель МК__________
Дата _____________
СОГЛАСОВАНО
Заметитель директора по УВР
_____(____________________)
Дата ________________
г. Уфа
2016год
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана для школьников с особыми образовательными потребностями, детям с ограниченными возможностями здоровья Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на 34 часа в год (1 час в неделю или 20 минут 2 раза в неделю), в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Ознакомившись с различными методиками коррекционной работы Р.И. Лалаевой, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовниковой,И.Н.,Ефименковой, А.Н.Корнеева и др. , а также, исходя из механизмов каждого вида дисграфии, рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знания по грамоте.
Положительным в программе является то, что работа по ней позволяет выявить и квалифицировать характер и специфику речевых нарушений при овладении навыками письма, уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы. Программа поможет оценить степень зрелости ребенка, определить причины трудностей в обучении и приоритетные направления коррекционно-логопедической работы.
Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической логопедической работы при аутизме и нарушении опорно-двигательного аппарата состоит в том, чтобы на основании психолого-педагогической диагностики детей, формировать у них речедвигательные функции, речевую систему в целом, орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, развивать когнитивные функции.
Специфика логопедической работы в коррекционной школы VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей неровной деятельности, речевого развития и психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой – особенностями структурой речевого дефекта.
В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
С учетом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.
Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем – на более сложном.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.
В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.
Планированию коррекционной логопедической работы предшествие комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.
В 6 классе у учащихся нарушение письма сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
В 6 классе отводятся несколько занятий на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова» и пр. А затем проводится работа над тексом. В последующей работе над дифференциацией звуков включаются в занятия задания на закрепление морфологического состава слова. На протяжении всего курса обучения проводится развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение согласных и гласных звуков и букв, смешиваемых в устной речи на письме.
Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков и букв.
Обучающиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью:
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; в) трудности в письме и чтении (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Цель - активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения.
Рабочей программы способствует решению следующих основных задач:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по родному языку;
- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- сформировать когнитивные и общеучебные навыки;
- создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности;
- расширять, уточнять и активизировать словарный запас;
- учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических
форм;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- формировать правильный навык письма, чтения; -развивать письменную речь как форму общения; -способствовать усвоению языка как средства общения;
-понимать содержание литературного текста;
-уметь составлять связные рассказы;
-уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;
-уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- употреблять существительные с предлогами (в,на,за,под);
-употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения
-учить соотносить условия задачи с их требованиями; -формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности; -формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях,
представления о количестве, пространстве; -учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; -учить сравнению предметов по определенным признакам; -развивать динамический и кинестетический праксис; -развивать зрительный, слуховой контроль;
Дедюхина Г.В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми страдающими с ДЦП.
Забрамная С.Д.
Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Калинина И.Л. Учим читать и писать.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
Лазаренко О.И. Логопедический альбом. – М.: Айрис-пресс,2006.
Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формы дизартрии.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат. – М..: 2001 с. 58-75, 115-142.
Мозговой
Новикова Е.В. Зондовый массаж. Наглядно-практическое пособие. М.:2000 с. 3-494.
Нищева Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.