Творческо-исследовательский проект природоохранной направленности. Используется в КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Пижанка в образовательной деятельности как одно из направлений эколого-краеведческой работы с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Проблемы малых рек"»
КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Пижанка Кировской области.
Творческо-исследовательский проект
природоохранной направленности.
Тема
«Проблемы малой реки»
Выполнили обучающиеся 7 класса под руководством: учителя географии Коркиной И.В., воспитателей класса – Журавлёвой Г.В., Князевой Н.П.
Аннотация:
Творческо-исследовательский проект природоохранной направленности. Тема проекта: «Проблемы малой реки». Используется в КОГОБУ ШИ ОВЗ в образовательной деятельности как одно из направлений эколого-краеведческой работы с детьми.
В настоящее время во многих регионах является актуальным проблема измельчения и засорения рек и озёр. Одна из таких рек - Пижанка протекает по территории посёлка Пижанка. Дети во время экскурсий видят потребительское отношение взрослых к проблемам реки. Данный проект позволит школьникам ознакомиться, систематизировать полученные знания об экологической ситуации на реке Пижанке, провести оценку экологического состояния окружающей среды. На основе полученных данных сделать вывод о состоянии экологической обстановки, предложить варианты улучшения экологической ситуации.
Авторский проект рассчитан на 1 месяц и предполагает полное погружение детей в проблему природоохранности. При составлении проекта использовались материалы по краеведению из архивов музея и библиотек посёлка Пижанки.
Алгоритм просмотра материалов:
проект с приложениями
приложение 1 (листовка)
приложение 2 фото (экологический десант)
приложение 3 рисунки (Берегите реки)
презентация
Введение в проект
Вода – одно из главных богатств человека.
Проблема воды - это проблема всего человечества. Чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Исчезают реки, озёра ... После похода на речку мы заметили, что берег реки засорён бытовыми отходами. Мы с ребятами пришли к выводу, что надо помочь нашей речке стать чистой. Посоветовавшись, мы решили разработать проект «Проблемы малой реки».
Почему такое происходит, кто в этом виноват. У нас возникло желание изучить эту тему, разобраться в возникших вопросах. Несколько месяцев мы занимались изучением архивов музея и библиотек. И мы постарались найти ответы на все волнующие нас вопросы.
Загрязнение водоёмов.
Чистой воды на Земле становится всё меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако, это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют её различными отходами. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, ядовитые вещества, а так же вода, использованная в быту. От загрязнений воды страдает всё живое.
Тепловые электростанции, заводы, сжигающие топливо, выбрасывают в воздух вредные вещества, которые обрушиваются из туч на землю. Гибнет рыба, гибнут растения, портится почва.
Кислотный дождь может пролиться не обязательно в районе, где расположены заводы. Ветер разносит по свету любые тучи, в том числе и кислотные.
Загрязняются не только реки, но и мировой океан.
Когда человек загрязняет речку, протекающую рядом, ему думается, что где-то далеко есть ещё чистый океан. Уж его-то невозможно замутить! Ошибочное мнение. Если у человека выработалась привычка загрязнять малую речку, то эта привычка переносится и на океан.
Проблемные вопросы
Почему экологическое состояние реки Пижанки ухудшилось в последние годы?
Влияет ли загрязнение и обмеление реки Пижанки в пределах посёлка Пижанка на природу реки Иж?
Учебные вопросы
1. Почему обмелела, заилилась и заросла водной растительностью река Пижанка?
2. Чем загрязнены берега и русло реки?
3. Каковы главные факторы изменения природы реки?
4. Какова степень загрязнения в черте посёлка и за его пределами?
5. Что нужно сделать, чтобы улучшить экологическое состояние реки Пижанки?
Новизна решаемой задачи:
Проблема обмеления и загрязнения реки волновала жителей района давно. На экскурсии ребятами было проведено визуальное исследование берегов и русла реки. Возник проблемный вопрос: «Почему река такая мелкая и грязная?» Тогда – то и было решено найти причины изменения природы реки в результате хозяйственной деятельности человека, т.о. решение известной задачи было рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами с поиском путей решения проблемы.
Оригинальность методов решения задачи исследования:
Наш проект имеет новый подход к решению старой проблемы, нами использованы новые идеи: организовали и провели экологический десант по очистке берегов реки в черте посёлка от бытовых отходов изготовление и расклеивание листовок.
Уровень проработанности исследования, решения задач:
Решение данных вопросов реализуется в проектной деятельности, которая строится на значительном повышении интеллектуального и творческого потенциала.
Путём совместного обсуждения обучающихся и педагогов, будут выявлены проблемы реки Пижанки, найдены ответы на вопрос: «Как ей помочь?».
Сам проект и его реализация должны расширить представления ребят о реке Пижанке, о его обитателях, вызвать интерес и бережное отношение к ней.
Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.
Ожидаемый результат.
1. Активизация экологического образования и воспитания среди школьников и взрослых:
- системы экологических знаний;
- экологического мышления;
- культуры чувств;
- культуры поведения;
2.Переход от теории к практике:
- дети должны не только знать, что нужно беречь природу, но и пытаться ей помочь.
3. Формирование основ краеведения.
4. Систематизация проведения экологических акций в школе-интернате.
Последствия проекта.
Продолжить экологическую работу, вовлекая в неё больше ребят и взрослых.
В рамках экологических недель проводить акции: «Защитим муравейники», «Берегите первоцветы»
Вывод: Все проводимые мероприятия с детьми и взрослыми помогут спасти речку Пижанку от вымирания и поддержать красоту родного посёлка Пижанка.
Актуальность:
Проект «Проблемы малой реки» возник не случайно. В последние годы усилилась проблема обмеления, и загрязнения реки превратилась в одну из самых актуальных проблем. Проект имеет большой практический и научный интерес: для детей и взрослых, живущих на территории протекания реки, не безразличных к судьбе своей малой Родины.
Цель проекта:
Провести визуальные и мониторинговые исследования и оценить экологическое состояние реки Пижанка и предложить пути его улучшения.
Задачи проекта:
1. Развитие познавательного интереса, умения работать в группах.
2. Приобретение навыков самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
3. Ознакомление с основными экологическими проблемами.
4. Описать влияние загрязнения реки на окружающую среду.
5. Призвать ребят и взрослых не загрязнять реку Пижанка.
6. Выяснить, как люди охраняют реки от загрязнений.
Проблема обмеления и загрязнения реки волновала жителей района давно. На экскурсии ребят было проведено визуальное исследование берегов и русла реки. Возник проблемный вопрос: «Почему река такая мелкая и грязная?» Тогда – то и было решено найти причины изменения природы реки в результате хозяйственной деятельности человека, т.о. решение известной задачи было рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами с поиском путей решения проблемы.
Гипотеза: Если мы будем больше знать о речке Пижанка, то мы сможем всем рассказать об этом, и все будут её беречь и относиться к природе с уважением.
Предполагаемые результаты:
1. Активизация экологического образования и воспитания среди школьников и взрослых:
- системы экологических знаний;
- экологического мышления;
- культуры чувств;
- культуры поведения;
2.Переход от теории к практике:
- дети должны не только знать, что нужно беречь природу, но и пытаться ей помочь.
3. Формирование основ краеведения.
4. Систематизация проведения экологических акций в школе-интернате.
Средства реализации проекта:
Физическое направление:
- прогулки по берегу реки;
- подвижные игры;
Социально-личностное направление:
- экскурсии;
- наблюдение;
- подбор и чтение художественной литературы;
- экологический десант;
- совместное изготовление школьной газеты и листовок.
Познавательно-речевое направление:
- опытно-экспериментальная деятельность;
- совместный диспут обучающихся и педагогов «Как спасти нашу речку?»
- беседы;
- конкурс рисунков «Берегите реки»
Художественно-эстетическое направление:
- продуктивная деятельность художественно-эстетической и познавательной направленности.
Участники – ребята 7 класса и педагоги.
Этапы реализации проекта:
Этап
Мероприятия
Цели
Подготовительный
- наблюдение за речкой Пижанка и её санитарным состоянием, обсуждение проблемы загрязнения;
- подбор и чтение литературы из архивов музея и библиотек;
- рассматривание фотографий о реке Пижанке.
Пробуждение интереса к теме проекта. Чтобы больше самим заинтересоваться и заинтересовать других этой темой.
Основной
- провели экскурсию на речку Пижанка, организовали экологический десант «Очистим речку от мусора»;
- вспомнили и зарисовали с ребятами «Правила поведения в природе»;
- прошёл конкурс рисунков «Берегите реки»;
- беседа «Моё имя» «Рукавичка девушки Анки»»;
- провели акции «Очистим нашу речку и спасём её будущее»;
- расклеивание листовок;
- провели совместный диспут обучающихся и педагогов «Как спасти нашу речку?»
Создание условий для развития умения и желания школьников наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.
Способствовать формированию познавательного интереса к окружающему миру.
Поддерживать у обучающихся инициативу, сообразительность.
Пробуждать желание участвовать в совместных работах.
Письмо – обращение к ребятам и жителям посёлка Пижанка
«Поможем нашей речке!»
Разрешите представиться. Я - «Река» посёлка Пижанка с красивым названием – Пижанка – что в переводе с марийского языка означает «Рукавица девушки Анки».
Мне, очень много лет, точно я даже не смогу сказать. Может 300, а может и больше. Раньше я была очень красивой, чистой, прозрачной. Я появилась, чтобы радовать людей. А сейчас жители посёлка забыли про меня. Вода моя стала грязной, берега зарастают травой, деревьями. Люди перестали ходить купаться в мою воду. Дети не играют на моём берегу. Помогите мне, люди! Я умираю от грязных отходов, что бросают в мою воду, и хочу, чтобы все, наконец – то, оглянулись на меня и поняли, что я – гордость и краса посёлка, в котором жили деды и прадеды нынешнего поколения. Чтобы они задумались, в каком виде они передадут меня своим детям и внукам!