Просмотр содержимого документа
«Система альтернативной коммуникации PECS»
СистемакоммуникацийPECS
Работу выполнила:
Магистр 2 курса
группы 2ЛПсМ Понушкова А.В.
Разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с другими социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи.
Цель системы PECS – целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение.
Этапы освоения
Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.
Этап I:«Как» осуществлять общение
Конечная цель : Увидев наиболее «предпочитаемый предмет», обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку .
Правила:
Два педагога: Собеседник и Помощник
2. Не используются словесные подсказки
3. Показ одной карточки
4. Создание 30-40 «учебных» ситуаций в течение дня
5. Разнообразие подкреплений (еда, игрушки и т.д.)
6. Карточка должна соответствовать моторным навыкам ребенка (размер, толщина, текстура яркость рисунка и др.) и не имеет значение изображение на карточке (карточка может быть пустой)
Форма контроля:
Этап II: Расстояние и настойчивость
Конечная цель : Ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, дает (структурированная учебная среда)/подходит и дает педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.
Шаг 1. Достаньте карточку из альбома для занятий
Шаг 2. Увеличивайте расстояние между педагогом и учеником
Шаг 3. увеличивайте расстояние между учеником и альбомом для занятий
Этап III: Различение карточек
Конечная цель: Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к альбому для занятий выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку.
Правила:
Не используются словесные подсказки
2. Частая оценка подкрепляющих стимулов
3. Разные преподаватели
4. Создание множества возможностей для спонтанных просьб
5. Изменять положение карточек на доске/в учебном пространстве
Этап IV: Структура предложения
Конечная цель: Ученик просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я Хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон с доски, подходит к Собеседнику и передает ему шаблон
Правила:
Не злоупотребляем словесными подсказками
2. Использовать стратегию обратных шагов
3. Создание множества возможностей для спонтанных просьб (различные занятия и дома)
Свойства предметов и расширение словаря (форма, цвет, размер)
Конечная цель : Ученик использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях, состоящих из 4 и более карточек.
Этап V: Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос)
Конечная цель: Ученик спонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопросы «Что ты хочешь?»
Этап VI. Комментирование
Правила:
1. Обеспечить соответствующее поощрение каждого акта общения - материальное и социальное, для комментариев - только социальное
2. Использование подсказок с задержкой при тренировке ответов на каждый новый вопрос
3. Проводить обучение различению между вводными карточками