Просмотр содержимого документа
««Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS» в коррекционной работе с дошкольниками с РАС».»
«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS» в коррекционной работе с дошкольниками с РАС».
Цель:изучить влияние альтернативной коммуникации на коррекционных занятиях с детьми с РАС.
Задачи:
1. ознакомиться с различными методами альтернативной коммуникации;
2. изучить систему альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS;
3. изготовить и внедрить на коррекционных занятиях карточки для начального этапа использования системы PECS.
4.проанализировать влияние внедрения карточек PECS на коррекционных занятиях на подготовительном этапе.
Альтернативная коммуникация предназначена для детей, не владеющих вербальной коммуникаций (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная коммуникация), а также для формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра первой и второй групп (по психолого-педагогической классификации Никольской О.С.). Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней. Альтернативная коммуникация необходима этим детям для установления и развития контактов, передачи опыта в результате совместной деятельности.
Методы альтернативной коммуникации
Система жестов.
Система символов.
Глобальное чтение.
Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.
5. Система коммуникации при помощи карточек PECS.
Методы альтернативной коммуникацииСистема жестов.
Язык жестов — это система коммуникации, основанная на использовании жестов и движений тела. В зависимости от особенностей использования и функциональных возможностей существуют разные виды.
Система символов.
Система символов в альтернативной коммуникации включает в себя графические изображения: пиктограммы, фото, рисунки, картинки, карточки, блисс-символы, предметные символы, печатное слово и таблицы. Как правило, они используются для представления эмоций, действий, объектов, понятий. Пиктограмма – это система различных приемов, которые помогают ребенку связать между собой несколько объектов и действий путем создания зрительных ассоциаций. Подобные зарисовки похожи на схемы и графики. С их помощью можно создавать целые предложения, читать сказки. Чаще всего это символические изображения общего на примере частного (фраза «дать мяч» изображается в виде ребенка с мячом в вытянутой руке). Это также могут быть парные понятия (большой-маленький), реальные ситуации и предметы, карточки с цифрами, передающими количество элементов и т.д. Пример пиктограммы эмоций.
Система символов
Блисс-символы имеют сложную графическую конструкцию. В них могут быть выражены один или несколько общих ведущих символов. Они строятся по принципу аналогии и передают как семантическую, так и грамматическую сторону речи. При их соединении между собой образуются новые понятия, выражения и предложения. Это группа из 120 ключевых символов, где абстрактные опираются на более простые. В ней имеется четкая группировка по частям речи. Блисс-символы просто незаменимы для детей, которые страдают от нарушений опорно-двигательного аппарата, но при этом их умственные способности хотя бы частично сохранны.
Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
У детей со сниженной потребностью в общении успех имеют электронные устройства, помогающие моделировать коммуникативную ситуацию. Речевые синтезаторы речи дают возможность перекодировать набранный текст на клавиатуре в человеческий голос. Как правило, сейчас осуществляется подбор мобильных приложений, например, для аутичных детей. Очень популярны приложения «Look At Me»(улучшение зрительного контакта), «Говори Молча» (помогает донести желание до окружающих) и другие. Они базируются на пиктограммах, карточках PECS, картинках, жестах и прочих системах символов. У них обычно упрощен аналог клавиатуры, что дает возможность комбинировать знаки и текст. Во многих приложениях можно устанавливать свою папку с часто используемыми пиктограммами и картинками. Существуют читающие устройства для расшифровки печатного текста, органайзеры с синтезатором речи для слепых, легкие портативные коммуникаторы по типу «Go Talk» с кнопками активной лексики и воспроизведением до 100 сообщений (элементарное бытовое общение).
Глобальное чтение
Это достаточно простой способ научить ребенка читать без вычленения отдельных букв и слогов слова. Ребенок воспринимает слово целиком и запоминает его образ. Именно слово, а не слог, является единицей чтения. Обычно ему учатся дети, которые обладают импрессивной речью и невербальным мышлением, но овладение произношением происходит сложно. Дети с аутизмом, алалией, ОНР могут воспринимать этот метод. У многих детей с аутизмом, тяжелыми нарушениями речи, ЗПР имеется прекрасная зрительная память, которая компенсирует притупленность развития механизмов восприятия, но, как правило, информация записывается у них глобально, то есть целиком – одним изображением. Даже совсем неговорящие дети могут читать, а потом научиться писать.
Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации
Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям с ОВЗ. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях. Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
Данная система коммуникации для детей с аутизмом была разработана Л.Фрост и Э.Бонди.
Главная цель- дать ребенку возможно попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.
Цель системы- быстрое обучение целенаправленному, самостоятельному и активному общению детей, страдающих аутизмом.
Суть метода:
Используя PECS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. PECS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Данная программа способствует более быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.
Использование PECS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают многие родители.
Ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения.
Конечно, метод PECS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через несколько дней ребенок научится произносить несколько слов или части слов, а возможно, что все усилия родителей, врачей, педагогов не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, а также улучшить понимание речи.
Система коммуникации при помощи карточек PECS.
Этапы обучения:
Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS следующие:
Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Педагог привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй педагог может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.
Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание педагога/родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.
Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).
На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».
Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:
изучение по ним сезонов года, времени суток; объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах; развитие способности классификации предметов по признаку; обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.
изучение по ним сезонов года, времени суток;
объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;
развитие способности классификации предметов по признаку;
обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.
Шестой этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.
ОБУЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ И ВОЗМОЖНЫЕВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Коммуникативная книга
Визуальное расписание
Дидактические игры: Найди пару, Сопоставь
предмет с картинкой, Найди тень, Соедини ...
Вывод:
наглядная коммуникация: в процессе прямой передачи картинок общение становится предметным и более понятным между собеседниками;
уменьшение случаев неправильного поведения: чем выше у ребенка навыки коммуникации, тем меньше необдуманных и спонтанных поступков он совершает;
возможность самостоятельного общения: при работе с карточками малыш учится быть инициатором контакта с целью выражения своих потребностей и мыслей;
усваивание устной речи: для аутистов, страдающих недостатком слов, карточки способствуют развитию коммуникабельности и существенно повышают способности общения словесной речью;
возможность упорядочивания последовательности событий в течение дня, что необходимо аутистам;
развитие навыка понимания и расширение активного и пассивного словарного запаса для детей, страдающих разными нозологиями.