Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей младшего возраста»
НОД в области ФГОС речевое развитие
Тема:
«Кошечка»
Программное содержание:
Цель: уточнение знаний детей о внешних признаках предмета(кошке), соотношение слова с предметом и признаками; формирование активного и пассивного словаря детей.
Задачи:
1.Образовательные:
- закреплять знания о частях тела животного (уши, лапки, хвост);
- формировать понятие о кошке, какая она, что кушает, как «говорит»;
2.Развивающие:
- развивать:
- память, внимание, мышление детей;
- мелкую моторику;
- фонематический слух;
- стимулировать речевую активность детей;
3.Воспитательные:
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитывать умение играть совместно с другими детьми.
Тип занятия:
комплексное
Форма занятия:
подгрупповое
Продолжительность:
10-15 минут
Участники:
воспитатель первой младшей группы
дети раннего возраста
Возраст обучающихся:
2-3 года
Оборудование и материалы:
мягкая игрушка кошка, листы бумаги с изображением кошки, карандаши
Предварительная подготовка:
- знакомство с игрушкой «кошка» в качестве игрушки, находящейся на постоянном месте;
- наблюдение за кошкой, проживающей на территории дома ребенка, во время прогулки;
Методы и приемы работы с детьми:
Методы:
- наблюдение;
- упражнение;
- моделирование;
- демонстрация ;
- игры-забавы, инсценировки;
Приемы:
-сюрпризность;
- внезапное появление предмета;
-предъявление речевого образца;
- художественное слово;
- совместное проговаривание;
- договаривание слова в конкретной ситуации;
- просьба, предложение произнести слово;
-вопросы;
-показ игрушки;
- рассматривание;
-объяснение назначения предмета;
- показ действий и их называние;
- выполнение поручений;
-включение предмета в деятельность детей;
-создание игровых ситуаций;
- выполнение игровых действий;
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
Мотивационно-проблемный
Задачи воспитателя:
-адаптировать детей к деятельности;
-создать проблемную ситуацию;
Технологии
здоровье сберегающая (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Методы и приемы
Демонстрация: сюрпризность;
внезапное появление предмета;
1-2 минуты
Деятельностный
Задачи воспитателя:
организовать деятельность детей, направленную на решение проблемной ситуации;
Технологии
- здоровье сберегающие(ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра);
- игровая (игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов ,сравнивать, сопоставлять; на обобщение предметов по определенным признакам;
Методы и приемы демонстрация: показ игрушки; рассматривание;
наблюдение: показ действий и их называние;
игры-забавы, инсценировки: создание игровых ситуаций; включение предмета в деятельность; выполнение игровых действий;
вопросы;
выполнение поручений;
использование художественного слова;
объяснение назначений предметов;
5 минут
Контрольный
Задачи воспитателя: организовать деятельность детей, направленную на соотнесение, исполнение действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательно выполненным операциям;
Технологии
- здоровье сберегающие(ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Методы и приемы упражнения; моделирование; предъявление речевого образца; совместное проговаривание; договаривание слова в конкретной ситуации; просьба, предложение произнести слово;
3 минуты
Рефлексивный
Задачи воспитателя: организовать оценку детьми результата своей деятельности; Технология исследовательской деятельности
Методы и приемы демонстрация; включение предмета в деятельность; вопросы;
2-3 минуты
Ход занятия
1.Мотивационно-проблемный
Дети приглашаются к общению. Воспитатель привлекает их внимание, моделируя звук, идентичный скрежету когтей кошки о твердую поверхность.
Воспитатель: «Ой, ребятки, тихо-тихо, послушайте, кто это там скребется. Слышите? Может это собачка или мышка? Давайте послушаем?»
Слышится : «мяу-мяу».
2.Деятельностный
Воспитатель: «Кто это, дети?»
Выслушивает ответы детей.
Дети: «Киска»
Воспитатель: « К нам в гости пришла киска!»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает кошку.
Воспитатель: «Посмотрите, вот какая хорошенькая кисонька! Какие у нее ушки; глазки; шерстка у нее мягкая, пушистая; усы длинные; лапки, а на них коготки-царапки»
Воспитатель дает детям потрогать и рассмотреть кошечку поближе.
Воспитатель: «Ребятки, а где у киски глазки?»
Воспитатель просит детей показать где у киски - носик, ротик, хвостик, ушки, лапки, коготки. Рассказывает, что киска умеет царапаться коготками. Спрашивая, где у детей глазки и что они ими делают, воспитатель подводит их к обобщению – все (любые) глазки смотрят. Аналогично: носики – дышат, нюхают, посапывают; ушки – слушают.
Воспитатель просит детей показать свои глазки, носики, ушки.
Дети отвечают и показывают.
Воспитатель: «Дети, послушайте стихотворение. Оно про кошку».
« Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые»
Воспитатель: «Ребятки, как киска мяукает?»
Дети: «Мяу-мяу!»
Воспитатель: «Детки, киска очень любит молочко, давайте ее покормим»
Воспитатель просит детей из ладошек сделать мисочку и покормить киску, приговаривая: «Пей киска молочко!»
Воспитатель: « Ребятки, киска очень любит ловить мышек. Давайте поиграем с киской в «кошки-мышки». Вы будете мышками, а киска будет вас ловить»
Дети встают со стульчиков и ходят по группе тихонько, как мышки и пищат «Пи-пи-пи». «Киска ловит мышек». Пойманные «мышки» садятся на свои стульчики. При повторе игры, в качестве усложнения, «мышки» перемещаются по ограниченному кругу. ( например, по нарисованному на полу, либо краю ковра)
Воспитатель: «Киска попила молочка, поиграла с детками, а теперь ей пора уходить. Давайте скажем киске «До свидания»
Дети: «До свидания, киска»
Неговорящие малыши машут рукой.
Воспитатель: «До свидания, кисонька, приходи к нам еще в гости, поиграть».
Киска уходит.
Контрольный
Воспитатель показывает детям карточки с изображением кошки. Спрашивает: « Кто это?»
Воспитатель: «Дети, посмотрите, киска оставила нам свои фотографии. Они одинаковые»
Воспитательпоказывает детям нарисованных кошек. Раздавая картинки с изображением кошки, педагог актуализирует слова:
- «одинаковый» произносит его параллельно с синонимом «такой же, такая же», образуя ряд;
- «коготки» соотносит со словом «ноготки», отмечает отсутствие коготков на рисунке. Важно произносить слова в предложении парой, близко друг к друг, показывая ногти на пальчиках малыша, получающего картинку. Слова близки по звучанию и дают возможность тренировать фонематический слух.
Кошки изображены без усов, коготков. Предполагается, что дети будут восстанавливать изображение, дорисовывая недостающие детали (если позволяет уровень развития). Вариантом для детей неспособных выполнить задание может стать:
- сокращение объема работы (ограничимся только коготками, так как вертикальное рисование доступно практически всем малышам уже в возрасте полутора – двух лет);
- иная форма работы, а именно – обведение образца;
Воспитатель: « Рады наши кошечки. Все у них в порядке. Хвостик есть(показывает хвостик на рисунке любого из детей, стимулирует остальных малышей показать хвостики у своих кошек), на месте лапки. А на каждой лапке коготки – царапки. Ваня (имена детей) киске помогал ? Что ты ей дорисовал? ( Предполагается ответ: «усики, когти», либо показ на рисунке, произносительные возможности детей различны. Важно:
- использование помощи;
- сохранение положительного настроя;
-мотивация на завершение деятельности до достижения видимого результата;
Дети хлопают друг другу.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2.Коррекция нарушения речи у дошкольников: Программно-методическое пособие.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1999.-226с.
3.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение,1991. – 208 с.