Конспект - коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста «Остров Чувств»
Конспект - коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста «Остров Чувств»
Конспект коррекционно- развивающего занятия для детей младшего школьного возраста «Остров Чувств» (Занятие №1)
Конспект занятия был составлен и основывался исходя из игровой программы профилактики психоактивных веществ и отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль» (Дубровинская Е.И., Петунс О.В.)
Занятия из этой программы были выбраны, исходя из нарушения эмоционально- волевой сферы воспитанников младшего школьного возраста с ЗПР детского дома №4, города Нижнего Тагила. Коррекционно- развивающие занятия программы соответствуют нашему запросу- развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, формирование детей преодолевать жизненные трудности. Таким образом, используя программу, был составлен конспект занятия.
Цели и задачи коррекционно- развивающего занятия для детей VII вида:
*знакомство участников
*создание команды
*принятие правил (устава)
*работа с выражением чувств, цветовым восприятием чувств
*принятие совместного решения
*сплочение команды
*умение прислушиваться к своему внутреннему состоянию
*принятие различных чувств
Введение в тему (5 мин.)
Ведущий предлагает детям играть в игру: «Ребята, мы предлагаем вам поиграть в игру путешествие под названием «Корабль». Представьте, что мы отправляемся путешествовать на острова чувств, на одном из островов мы можем найти фонтан радости. Мы поплывём туда на нашем корабле. На островах нас ждут трудные испытания и загадочные места. Вы не боитесь трудностей? Тогда отправляемся в путь?
Основная часть (35 мин.):
Материал: Стулья. Сбор корабля. Цель: налаживание межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности. Ведущий: «Для того, чтобы нам поплыть, необходим корабль. Давайте построим его». Ведущий предлагает из стульев сделать корабль (стулья ставятся на пол, образовывая круг.)
Приветствие: Цель: снятие напряжения, создание дружеской атмосферы, ощущение общности группы. Ведущий. "Перед отплытием нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте возьмёмся за руки». Затем, ведущий предлагает сделать покачивающие движения сцеплинными руками детей.
«Клубок» Игра- энергизатор. Материал: мячик, эмблемы корабля на ленточке, карандаши, фломастеры. Цель: Знакомство, запоминание имён.
Участники сидят на стульях, образовав круг. Ребятам предлагается придумать себе мультяшные имена и, кидая мяч по кругу, называть своё «новое» имя и «новое» имя предыдущего участника.
После игры ребятам предлагается разукрасить шаблон корабля-это эмблема для ребят путешественников и написать на нём своё настоящее имя. После ленточки с корабликами вешаются ребятам на шею. Ведущий говорит, что «как только мы отправляемся в путешествие необходимо одеть на себя эмблему путешественника».
Выработка устава: Материал: ватман для написания устава.
Ведущий говорит, что на корабле необходим устав. Устав- это правила поведения, которые необходимо выполнять всей команде. Правила помогут нам быть дружной командой, где хорошо каждому.» Ведущий зачитывает правила и предлагает детям дополнить список. Один говорит, другие молчат; Не перебивать; Не драться; Не дразниться; Хранить чужие секреты; Оставаться на всё занятие. Выбирается капитан команды.
Отплытие: игра-«Море волнуется…» Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизм, развитие координации движений. Ведущий: «ребята а пока мы плывём на остров Чувств давайте поиграем. На слова ведущего ребята двигаются : «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри.» После слов ведущего ребята замирают, изображая разные позы- «морской фигуры». Пока ведущий отводит взгляд на другого, наблюдая за тем, чтобы тот не двигался, ребята могут передвигаться. Кого увидят в движении, тот и проиграл.
Какие бывают чувства. Материал: картинки с изображением эмоций. Ведущий: «Ребята, вот мы и приплыли на остров Чувств. Здесь живут жители острова и у них бывают разные эмоции. Как вы думаете, что такое эмоции? Чувства выражаются в эмоциях: грусть, печаль, радость, смех, обида, страх, боязнь, гнев, тоска, стыд, зависть, отвращение, скука, удивление, раздражение, интерес, тревога, восторг. Игра «Угадай эмоцию» + гимнастика. Ведущий показывает на картинки с изображением лиц, а ребята должны отгадать, какая эмоция изображена на данном лице
грусть радость удивление
гнев злость обида
После того, как эмоция отгадана, ведущий показывает её на своём лице, а ребята повторяют. Далее предлагается детям обсудить «хорошие» и «плохие» чувства. Объяснить детям, что плохих и хороших чувств не бывает, бывают только приятные и неприятные.
Игра «Мешочек». Материал: мешочек с написанными на листочках ситуациями. В небольшой мешочек кладутся нарезанные бумажки, на каждой из которой написано, когда ребёнок испытывает данное чувство. Ведущий: «Ребята, мы узнали, какие разные эмоции бывают у жителей острова Чувств, а теперь попробуем вспомнить, какие бывают у нас. На листочках, которые вы достанете из мешочка «чувств» написаны предложения, их нужно закончить». Можно продемонстрировать ребятам на своём примере. Например, «я достаю бумажку из мешочка, разворачиваю, читаю: «Мне весело, когда…», ведущий продолжает: «… когда мне рассказывают смешной анекдот.» И так далее. Предложения:
Мне весело, когда…
мне бывает страшно, когда…,
Я злюсь, когда…,
я волнуюсь, когда…,
я злюсь, когда…
однажды я очень разозлился, когда…,
если меня хвалят, я чувствую себя…,,
…, я могу ударить, если…,
как- то раз я сильно испугался, когда…,
мне бывает радостно, когда…,
Завершение основной части. Материал: мячик, нарисованная рыбка с посланием.
Игра «Рыбка» под музыку. Цель: развитие произвольности действий, быстроту реакции. Ребята, а вы помните, зачем мы здесь? Правильно мы ищем фонтан радости. Человечки с острова сказали мне, что найти фонтан нам поможет золотая рыбка, но поймать её сможет только самый ловкий и быстрый. Чтобы мы могли поймать рыбку, необходимо под музыку передавать мячик смеха. Когда музыка остановится, и у кого мяч смеха остался в руках, тот «не ловец» рыбки и садится на стул. Кто остался, тому даётся рыбка, на которой написано, что «НАЙТИ ФОНТАН РАДОСТИ ПОМОГУТ НА ОСТРОВЕ СТРАХА»
Отплытие. Ведущий: Ребята, теперь мы знаем, где нам искать фонтан-Радости. На этом острове его нет. Наше следующее путешествие будет на остров страха. А теперь, отправляемся домой. Все ребята садятся в круг.
А пока мы плывём домой, давайте вспомним, с какими чувствами мы познакомились на острове. Дети называют.
«Фантом» Материал: карточки с изображением контура человечка, карандаши, фломастеры.
Цель: развитие восприятия своего состояния опосредованного через цвет и образ. Ведущий просит ребят подумать, какое у него сейчас настроение. Какого оно цвета. Упражнение выполняется на карточке, где нарисован контур человечка «Фантом», его нужно дорисовать, разукрасить тем цветом, на который похоже настроение ребят, подрисовать лицо и другие детали. Ведущий объясняет, что «этот человечек- это вы». Чёрный, коричневый- плохое настроение, красный,- хорошее, жёлтый,- весёлое. Затем каждый участник показывает свой рисунок и объясняет, почему такое настроение изображено.
Рисунок карты Острова Чувств. Материал: ватман с макетом карты, карандаши, фломастеры.
Цель: развитие рефлексии чувств, восприятие эмоций через цвет и образ, сплочение команды, развитие умения совместного творчества и навыков взаимодействия.
Для проведения этого упражнения необходимо иметь уже нарисованный макет карты с контурами островов (3 острова). Ведущий «Вот карта океана, на нём изображены острова (Страха, Радости), море, наш Детский дом № 4, а вот остров Чувств, где мы сегодня побывали. Карта ещё не закончена. И чтобы отправится дальше в путешествие на поиски фонтана радости, нам понадобится ваша помощь. После этого, ведущий просит детей разукрасить карту, остров Чувств. Необходимо нарисовать на острове то, что хотят ребята и тем цветом, которое больше всего соответствует чувствам. Можно раскрасить сам океан, нарисовать там рыб, корабли. Можно задать вопрос ребятам «где бы вы хотели быть сейчас?»
После того как карта будет готова, выбирается вместе с ребятами место, где она
Традиционное прощание. (5 мин.) Проводится прощальный ритуал команды, придуманный ребятами. Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущий благодарит ребят за замечательно проведенное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект - коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста «Остров Чувств» »
Конспект коррекционно- развивающего занятия для детей младшего школьного возраста «Остров Чувств» (Занятие №1)
Конспект занятия был составлен и основывался исходя из игровой программы профилактики психоактивных веществ и отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль» (Дубровинская Е.И., Петунс О.В.)
Занятия из этой программы были выбраны, исходя из нарушения эмоционально- волевой сферы воспитанников младшего школьного возраста с ЗПР детского дома №4, города Нижнего Тагила.Коррекционно- развивающие занятия программы соответствуют нашему запросу- развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, формирование детей преодолевать жизненные трудности. Таким образом, используя программу, был составлен конспект занятия.
Цели и задачи коррекционно- развивающего занятия для детей VII вида:
*знакомство участников
*создание команды
*принятие правил (устава)
*работа с выражением чувств, цветовым восприятием чувств
*принятие совместного решения
*сплочение команды
*умение прислушиваться к своему внутреннему состоянию
*принятие различных чувств
Введение в тему (5 мин.)
Ведущий предлагает детям играть в игру: «Ребята, мы предлагаем вам поиграть в игру путешествие под названием «Корабль». Представьте, что мы отправляемся путешествовать на острова чувств, на одном из островов мы можем найти фонтан радости. Мы поплывём туда на нашем корабле. На островах нас ждут трудные испытания и загадочные места. Вы не боитесь трудностей? Тогда отправляемся в путь?
Основная часть (35 мин.):
Материал: Стулья. Сбор корабля. Цель: налаживание межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности. Ведущий: «Для того, чтобы нам поплыть, необходим корабль. Давайте построим его». Ведущий предлагает из стульев сделать корабль (стулья ставятся на пол, образовывая круг.)
Приветствие: Цель: снятие напряжения, создание дружеской атмосферы, ощущение общности группы. Ведущий. "Перед отплытием нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте возьмёмся за руки». Затем, ведущий предлагает сделать покачивающие движения сцеплинными руками детей.
«Клубок» Игра- энергизатор. Материал: мячик, эмблемы корабля на ленточке, карандаши, фломастеры. Цель: Знакомство, запоминание имён.
Участники сидят на стульях, образовав круг. Ребятам предлагается придумать себе мультяшные имена и, кидая мяч по кругу, называть своё «новое» имя и «новое» имя предыдущего участника.
После игры ребятам предлагается разукрасить шаблон корабля-это эмблема для ребят путешественников и написать на нём своё настоящее имя. После ленточки с корабликами вешаются ребятам на шею. Ведущий говорит, что «как только мы отправляемся в путешествие необходимо одеть на себя эмблему путешественника».
Выработка устава: Материал: ватман для написания устава.
Ведущий говорит, что на корабле необходим устав. Устав- это правила поведения, которые необходимо выполнять всей команде. Правила помогут нам быть дружной командой, где хорошо каждому.» Ведущий зачитывает правила и предлагает детям дополнить список. Один говорит, другие молчат; Не перебивать; Не драться; Не дразниться; Хранить чужие секреты; Оставаться на всё занятие. Выбирается капитан команды.
Отплытие: игра-«Море волнуется…» Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизм, развитие координации движений. Ведущий: «ребята а пока мы плывём на остров Чувств давайте поиграем. На слова ведущего ребята двигаются : «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри.» После слов ведущего ребята замирают, изображая разные позы- «морской фигуры». Пока ведущий отводит взгляд на другого, наблюдая за тем, чтобы тот не двигался, ребята могут передвигаться. Кого увидят в движении, тот и проиграл.
Какие бывают чувства. Материал: картинки с изображением эмоций. Ведущий: «Ребята, вот мы и приплыли на остров Чувств. Здесь живут жители острова и у них бывают разные эмоции. Как вы думаете, что такое эмоции? Чувства выражаются в эмоциях: грусть, печаль, радость, смех, обида, страх, боязнь, гнев, тоска, стыд, зависть, отвращение, скука, удивление, раздражение, интерес, тревога, восторг. Игра «Угадай эмоцию» + гимнастика. Ведущий показывает на картинки с изображением лиц , а ребята должны отгадать, какая эмоция изображена на данном лице
грусть радость удивление
гнев злость обида
После того, как эмоция отгадана, ведущий показывает её на своём лице, а ребята повторяют. Далее предлагается детям обсудить «хорошие» и «плохие» чувства.. Объяснить детям, что плохих и хороших чувств не бывает, бывают только приятные и неприятные.
Игра «Мешочек». Материал: мешочек с написанными на листочках ситуациями. В небольшой мешочек кладутся нарезанные бумажки, на каждой из которой написано, когда ребёнок испытывает данное чувство. Ведущий: «Ребята, мы узнали, какие разные эмоции бывают у жителей острова Чувств, а теперь попробуем вспомнить, какие бывают у нас. На листочках, которые вы достанете из мешочка «чувств» написаны предложения, их нужно закончить». Можно продемонстрировать ребятам на своём примере. Например, «я достаю бумажку из мешочка, разворачиваю, читаю: «Мне весело, когда…», ведущий продолжает: «… когда мне рассказывают смешной анекдот.» И так далее. Предложения:
Мне весело, когда…
мне бывает страшно, когда…,
Я злюсь, когда…,
я волнуюсь, когда…,
я злюсь, когда…
однажды я очень разозлился, когда…,
если меня хвалят, я чувствую себя…,,
…, я могу ударить, если…,
как- то раз я сильно испугался, когда…,
мне бывает радостно, когда…,
Завершение основной части. Материал: мячик, нарисованная рыбка с посланием.
Игра «Рыбка» под музыку. Цель: развитие произвольности действий, быстроту реакции. Ребята, а вы помните, зачем мы здесь? Правильно мы ищем фонтан радости. Человечки с острова сказали мне, что найти фонтан нам поможет золотая рыбка, но поймать её сможет только самый ловкий и быстрый. Чтобы мы могли поймать рыбку, необходимо под музыку передавать мячик смеха. Когда музыка остановится, и у кого мяч смеха остался в руках, тот «не ловец» рыбки и садится на стул. Кто остался, тому даётся рыбка, на которой написано, что «НАЙТИ ФОНТАН РАДОСТИ ПОМОГУТ НА ОСТРОВЕ СТРАХА»
Отплытие. Ведущий: Ребята, теперь мы знаем, где нам искать фонтан-Радости. На этом острове его нет. Наше следующее путешествие будет на остров страха. А теперь, отправляемся домой. Все ребята садятся в круг.
А пока мы плывём домой, давайте вспомним, с какими чувствами мы познакомились на острове. Дети называют.
«Фантом» Материал: карточки с изображением контура человечка, карандаши, фломастеры.
Цель: развитие восприятия своегосостояния опосредованного через цвет и образ. Ведущий просит ребят подумать, какое у него сейчас настроение. Какого оно цвета. Упражнение выполняется на карточке, где нарисован контур человечка «Фантом», его нужно дорисовать, разукрасить тем цветом, на который похоже настроение ребят, подрисовать лицо и другие детали. Ведущий объясняет, что «этот человечек- это вы». Чёрный, коричневый- плохое настроение, красный,- хорошее, жёлтый,- весёлое. Затем каждый участник показывает свой рисунок и объясняет, почему такое настроение изображено.
Рисунок карты Острова Чувств. Материал: ватман с макетом карты, карандаши, фломастеры.
Цель: развитие рефлексии чувств, восприятие эмоций через цвет и образ, сплочение команды, развитие умения совместного творчества и навыков взаимодействия.
Для проведения этого упражнения необходимо иметь уже нарисованный макет карты с контурами островов (3 острова). Ведущий «Вот карта океана, на нём изображены острова (Страха, Радости), море, наш Детский дом № 4, а вот остров Чувств, где мы сегодня побывали. Карта ещё не закончена. И чтобы отправится дальше в путешествие на поиски фонтана радости, нам понадобится ваша помощь. После этого, ведущий просит детей разукрасить карту, остров Чувств. Необходимо нарисовать на острове то, что хотят ребята и тем цветом, которое больше всего соответствует чувствам. Можно раскрасить сам океан, нарисовать там рыб, корабли. Можно задать вопрос ребятам «где бы вы хотели быть сейчас?»
После того как карта будет готова, выбирается вместе с ребятами место, где она
Традиционное прощание. (5 мин.) Проводится прощальный ритуал команды, придуманный ребятами. Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущий благодарит ребят за замечательно проведенное время.