№ п/п | Этап работы, цель | Содержание этапа |
I. | Организационный момент (3 мин.) Цель: создание эмоционального настроя на занятие. | Учитель-логопед: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие: к нам пришли гости. Посмотрите на всех и поприветствуйте их. Сегодня и мы побываем в гостях у котёнка Тишки. Посмотрите на него (на экране изображение котёнка). Он хочет вместе с вами правильно научиться произносить звук [ш]. Поможем ему? Учащиеся занимают свои места. |
II. 2.1. 2.2. | Основная часть занятия (18мин.) Артикуляционная гимнастика. Цель: подготовка органов артикуляции к произнесению звуков. | Учащиеся выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами. - Покусывание языка зубами. - «Почёсывание» языка о верхние зубы. - «Лопатка». - «Качели». - «Почистим верхние зубки». - «Маляр». - «Лошадка» - «Гармошка» - «Киска лакает молоко». - «Чашечка». |
Повторение правильной артикуляции звука [ш]. Цель: закрепление у учащихся правильного артикуляционного уклада звука [ш] с опорой на зрительный анализатор. | Учащиеся под руководством учителя-логопеда повторяют правильную артикуляцию звука [ш] с использованием зеркала: язык в форме «чашечки» за верхними зубами, губы вытянуты вперёд «хоботком». |
2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. | Произнесение изолированного звука [ш]. Цель: закрепление правильного произношения изолированного звука [ш]. | Учитель-логопед: Вспомните, когда кошки шипят (картинка на экране). Давайте произнесём правильно звук [ш]. |
Выделение звука [ш] в ряду акустически сходных звуков. Игра «Будь внимательным!» Цель: упражнение учащихся в правильном выделении звука [ш] в ряду акустически сходных звуков. | Учитель-логопед произносит ряд акустически близких звуков. Учащиеся выкладывают с помощью счётных палочек «лучики» солнца, если слышат звук [ш]. ш, с, ж, ш, щ, ш, с, з, ш, ж, ш, с, ш, щ, с, ш. |
Произнесение слоговых рядов со звуком [ш]. Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах. | Учащиеся поочерёдно отражённо произносят ряды слогов: ша-шо-шу шо-ши-ше аш-ош-уш ош-иш-аш ша-ша-аш шо-ош-шо шу-уш-уш иш-иш-ши |
Называние предметных картинок со звуком [ш]. Игра «Смотай нитку в клубок». Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в словах; развитие зрительного восприятия. | Учитель-логопед предлагает учащимся поочерёдно называть картинки, изображённые на нити клубка, «сматывая нитку в клубок» (картинки на экране). Учащиеся глазами следят за направлением движения указки по «нити» и называют изображённые на картинках предметы. |
Динамическая пауза. Игра «Большой-маленький». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие общей моторики; закрепление умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Игра «Большой-маленький» проводится с перебрасыванием мяча. Шапка-шапочка, шуба-шубка, подушка-подушечка, катушка-катушечка, карандаш-карандашик, шкаф-шкафчик, шкатулка-шкатулочка, шнурок-шнурочек. |
2.8. 2.9. 2.10. | Составление слов из слогов, чтение слов с буквой Ш. Упражнение «Расположи по порядку» (проводится у доски). Цель: закрепление умения составлять и читать слова из 3слогов с изученными буквами. | Учащиеся составляют имена детей, располагая фигурки с написанными на них слогами по величине: от большой к маленькой. Затем читают получившиеся слова. |
Составление предложений по опорным схемам. Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в предложениях. | Учащиеся составляют предложения по опорным схемам, которые появляются на экране. Например: Бабушка печёт плюшки. Дедушка читает книжки. Кошка ловит мышку. Лягушка прячется в камышах. |
Произнесение скороговорки. Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в тексте. | Учитель-логопед предлагает детям произнести скороговорку про котёнка Тишку: «Котёнок Тишка – весёлый шалунишка». Учащиеся повторяют скороговорку хором и индивидуально. |
III. | Итог занятия (4 мин.). Цель: подведение итогов занятия, закрепление умения учащихся подбирать слова с заданным звуком. | Учащиеся называют звук, который они произносили на занятии, повторяют его правильную артикуляцию, придумывают слова со звуком [ш]. Логопед от имени котёнка Тишки благодарит детей за работу на занятии и вручает им подарки. |