-Обязательно ли он должен быть добрым? (Рассуждения детей.) Выработка правил доброты. -помогать слабым, маленьким, больным старым, попавшим в беду -прощать ошибки -не жадничать -не завидовать -жалеть других -Ребята, послушайте рассказ и подумайте, о чём он. Ваня с Димой играли во дворе. К дому шла бабушка Таня. -Пойдём, я помогу бабушке. Я всегда отношу ей тяжёлую сумку. Услышишь , как она меня хвалит,-сказал Ваня. Он взял сумку, но бабушка молчала. Ваня ждал похвалы. Бабушка нагнулась к нему -Делай добро, но хвастовством не смывай его,-прошептала она. - Оказывать помощь человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить внимание. Не требуй награды за добрый поступок, добрым надо быть не по расчёту, а просто так, добро ради добра. Делая добро мы приносим радость людям и себе, пользу, помогаем. Доброта – это здоровье нашей души. Обсуждение пословиц и высказываний. Добро само себя хвалит. За добро не жди добра. Будь сдержан в оценке своих добрых дел; « пусть молчит тот, кто дал, пусть говорит, тот кто получил» (Сервантес). Не делай добра, ожидая взамен благодарности. «Добро-не наука, оно действие».Р.Ролан. -Мало подумать о добре, важно свершить добрый поступок. -Добрая мысль-доброе слово-добрый поступок-доброта в сердце и глазах-доброта в мире. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки в море добра. «Украшай каждый проходящий день добрым делом» Л.Толстой. -Какие добрые, полезные дела мы можем совершать ежедневно? -Подумайте какие добрые вы совершили сегодня, кого порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела? -Ребята как называется качество, выражающее признательность за доброе отношение, помощь, услугу? (Ответы детей). -Благодарность. «И собака помнит, кто ее кормит». «Благодарность –это память сердца».П.Бауст. -Какими словами люди выражают благодарность? Как часто вы пользуетесь этими словами? -В слове «спасибо» или «благодарю» выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму человеку всегда сопутствовало добро. Отблагодарить можно не только словами, но добрым делом. «За добро добром платят». -Кому (чему) в жизни и за что может быть благодарен человек? В народе говорят: худший из людей - неблагодарный человек. Неблагодарность — не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она обедняет нашу собственную душу. Неблагодарность - самая страшная глухота. Когда забываешь сказать спасибо, забываешь своего учителя или того, кто в трудную минуту стал тебе опорой, кто приютил, согрел, поддержал, сотворил добро. (В. Сухомлинский) -Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Не требуйте благодарности. Благодарный человек, обязательно окажет помощь, когда представится случай. - Какой стала бы наша жизнь, если бы все люди были чёрствыми, т.е. не испытывали чувства благодарности в ответ на добро, заботу? Ребята выполняют различные команды, только, когда воспитатель говорит «пожалуйста». -Ребята, послушайте ситуацию и сделайте вывод. Мама ушла в магазин. Как только закрылась дверь, братья начинают баловаться: они бегают вокруг стола, борются, кидают друг в друга подушку. Вдруг щёлкает замок-это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро садится на диван. А младший брат не заметил маминого прихода и продолжает играть с подушкой. Вот он подбрасывает подушку вверх и попадает ею в люстру, которая начинает раскачиваться. Мама, рассердившись, ставит провинившегося в угол. -Как вы думаете, что сделал старший брат? (Рассуждения детей). Старший брат поднялся с дивана и встаёт в угол. -Почему ты встал в угол, ведь я тебя не наказывала?-спрашивает мама. -Так будет справедливо, -серьёзно отвечает старший сын. Ведь это я придумал кидаться подушкой. Мама растроганно улыбается и прощает обоих. Обсуждение. -Как поступил старший брат? (Дети). -Он честно признал свою вину, сказал правду, разделил наказание по справедливости. Как часто, к сожалению, можно слышать среди ребят «Я не виноват. Это виноват Серёжа-он первый начал». Стараются свалить вину на других -Хороший человек-значит честный и справедливый? -Ребята, представьте такую ситуацию, вы что-то сломали, а воспитатель подумал на другого? Как вы поступите? Почему? (Ответы детей) -Недопустимо оговаривать невиновного человека. Почему? -Что помогает нам признать вину? Легко ли быть честным? Почему? -Да, страх, трусость мешают человеку признаться в неправоте. Но чистая совесть дороже. Те, кто признают ошибки поступают смело. Дети разбиваются на пары. Один ребёнок называет положительное качество человека, а другой отрицательное. -Ребята, а сейчас послушайте притчу и подумайте о чём она. Однажды ученики Сократа привели в школу ученого, который по очертаниям черепа мог рассказать все о характере и привычках человека. Этот ученый уже несколько раз буквально поражал окружающих точностью своего анализа. И вот ученики Сократа попросили его описать характер учителя. Все из нас помнят выражение «сократовский лоб», поэтому нетрудно предположить, что они ожидали услышать. Но ученый с упорством отказывался что-либо говорить. Тогда сам Сократ обратился к нему с просьбой и сказал, что не обидится ни на какие нелестные характеристики. Когда ученый стал говорить, все были изумлены. Оказалось, что Сократ — «неблагонадежный, нечестный, лживый» и т. д. и в том же духе. Возмущению собравшихся не было предела: как можно так говорить о великом человеке! Но Сократ остановил своих учеников, сказав, что все сказанное — правда. «От рождения я и был именно таким. Всю жизнь мне приходится бороться с самим собой. Все, что вы видите хорошего во мне, — это результат огромной работы над собой». - Чему учит эта притча? (Рассуждения детей) - Об умении честно оценивать себя, свои поступки и исправлять свои недостатки. Развивать в себе положительные качества. Пытаться удерживаться от зла, дурных поступков, управлять своими эмоциями, не поддаваться вредному влиянию, творить добро. Надо воспитывать себя, работать над собой. |