Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении глухих детей.»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 1»
Доклад:
Дифференцированный подход в обучении глухих детей.
Выполнила: Буренок Зоя Федоровна,
учитель-дефектолог
Хабаровск, 2018
Введение
При работе с глухими детьми применение разно уровневого обучения просто необходимо. Как правило, обучающиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определённые сроки обучения неэффективны. Нестойкие умения быстро утрачиваются, и это приводит к развитию у детей неуверенности возможности овладения речью, а учителя неудовлетворенности результатом своей работы. Используя в работе с глухими обучающихся дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно, добиться определённых результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разно уровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития. Успешность дифференцированного подхода в учебном процессе непосредственно зависит от знания особенностей развития обучающихся данного класса, от гибкости методики развивающегося обучения, уровня педагогического мастерства учителя. Комплексное решение задач совершенствование учебного процесса в школе глухих состоит в том, чтобы использовать всё положительное для плодотворной реализации образовательной, воспитывающей и коррекционной-развивающей функцией обучения в целях формирования разносторонне развитой и зрелой личности каждого ученика. Поэтому, как утверждают многие специалисты психологии и коррекционной педагогике о том, что наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность обучающихся с разными познавательным возможностями почувствовать уверенность в своих, повысить интерес к процессу обучения и самоутвердиться в ученическом коллективе.
Разно уровневая дифференциация обучения предусматривает:
Наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который должен достичь каждый ученик.
Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к ученику.
Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учеников.
Система результатов, который должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает то, что с него требуют).
Наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющиеся глубиной овладения учебного процесса.
Таким образом, ведущим критерием эффективности дифференцированного подхода является темп продвижения учеников в овладении знаниями, в развитии познавательной активности, самостоятельности, интеллектуальных возможностей глухих.
Дифференциация и индивидуализация обучения глухих детей.
Дифференциация обучения означает активное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Она предполагает разработку определенной системы педагогического воздействия на учащихся с учетом общего и особенного в развитии личности для обеспечения разностороннего развития глухих детей. Процесс обучения при дифференцированном подходе предполагает целесообразную вариативность учебных задач и некоторых сторон содержания учебно-воспитательной работы, использование разных методов, приемов и организационных форм для обеспечения коррекции и компенсации развития каждого глухого ребенка.
В составе учебного класса обычно выделяется несколько групп детей, нуждающихся в дифференцированном подходе. В соответствии с уровнем общего и речевого развития, а также успеваемости возможно дифференциация по объему, степени сложности предлагаемых заданий, по характеру деятельности учащихся и степени самостоятельности ее выполнения.
Рассмотрим особенности отдельных возможных групп учащихся в составе класса и специальные приемы дифференцированной работы. К слабоуспевающим обычно относят школьников, имеющих сниженные учебные возможности. Для них характерны рассогласованность содержательно-операционного, мотивационного, волевого компонентов учебной деятельности, недостаточная активность мышления, низкий уровень речевого развития, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления над словесно-логическим. Такие дети предпочитают привычные способы действия, которые легко воспроизвести по памяти; как правило, они лучше запоминают наглядный материал, чем словесные объяснения. При учете этих особенностей разрабатывается дифференцированный подход к слабоуспевающим. В момент объяснения учебного материала учитель более широко использует внешние опоры, держит этих учеников в поле зрения, чаще обращается к ним с вопросами, вовлекает в обсуждение на основе образца. Полезно применять специальные примеры, облегчающие ученикам воспроизведение изученного материала: разрешать отвечать по составленному плану, пользоваться схемами, плакатами, образцами моделей речевых высказываний; следует активно поощрять их первые успехи. При организации самостоятельной работы можно варьировать объем заданий и формы помощи школьникам. Слабо успевающие получают меньшее число заданий. Варьируются виды помощи в процессе обучения: помощь в планировании учебной деятельности; дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности-алгоритмизация. Проверки усвоения и самоконтроля в учении; стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления справочно-информационного, иллюстративного и демонстрационного материала (индивидуального и общего пользования) и образцов речевых высказываний; стимулирование поощрением и порицанием, создание ситуаций успеха; контроль за учебной деятельностью: пооперационный контроль, более частный опрос. Организация контроля со стороны сильных учеников (взаимоконтроль). С целью развития наиболее подготовленных учащихся необходимо организовать их разностороннюю познавательную деятельность и создать благоприятные условия для активизации речевого развития. Им предоставляется возможность выполнять учебные задания в несколько большем объеме и повышенной сложности, так как они, как правильно, опережают основной состав класса в темпе учебной деятельности. Более высоким развивающим эффектом обладают задания, имеющие проблемные характер и требующие творческого подхода к их решению. Хорошо успевающих учеников уже на ранних этапах обучения целесообразно включать в самостоятельное руководство, познавательной деятельностью своих товарищей, поручая им роли «маленького учителя», бригадира, ведущего в парке контролера.
Таким образом, успешность дифференцированного подхода в учебном процессе непосредственно зависит от знания особенностей развития учащихся данного класса, от гибкости методики развивающего обучения, уровня педагогического мастерства учителя. Комплексное решение задач совершенствования учебного процесса в школе глухих состоит в том, чтобы использовать все положительно для плодотворной реализации образовательной, воспитывающей коррекционно-развивающей функций обучения в целях формирования разносторонне развитой и зрелой личности каждого ученика.
Индивидуализация и дифференциация учебного процесса в начальной школе.
Под индивидуализацией образовательного процесса понимают такую его организацию, при которой осуществляется учёт особенностей каждого ребёнка.
Как только ребёнок приходит в начальную школу, учителями начальной школы проводится большая, кропотливая работа по работе с личными делами обучающихся, беседы с педагогами дошкольного отделения, анкетирование и беседы с родителями.
В течение 1 года обучения в школе-интернате проводится психолого-педагогический мониторинг обучающихся на предмет уровня развития когнитивной деятельности, эмоционально- волевой и личностной сферы.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, начальной школы адаптируют учебный материал, подстраивать его к особенностям каждого ребёнка. Так при объяснении учебного материала стараюсь строить его с ориентацией на средний уровень учебной мотивации обучающихся класса, чтобы объяснение было понятно и для детей слабо справляющихся с усвоением программы.
При закреплении, обобщении материала учитываю индивидуальные возможности ребёнка: сможет ли он ответить на конкретный вопрос или нет. Сначала обращаю вопрос ко всему классу, затем к наиболее сильному ученику. И после правильного ответа прошу повторить его ученика со слабой учебной мотивацией.
В учебной процессе используются карточки, индивидуальный раздаточный материал с заданиями для конкретных (более сильных или более слабых). Такой подход как использование дифференцированных заданий по теме урока, используют практически все учителя начальной школы.
В тетради связи учителя и воспитателя также использую дифференцированный подход к домашним заданиям. В этой тетради имеется раздел «индивидуальная работа с обучающимися, в котором слабоуспевающим ученикам прописывается дифференцированный объём домашнего задания, соответствующий их возможностям, но и не расходящимся с программным содержанием.
В учебном процессе начальной школы стала широко использовать возможности тестов, которые также составлены с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. Эту форму можно применять и в качестве промежуточного контроля знаний на уроке. Учителем внедряются задания, как выбери правильный ответ, зачеркни неверное утверждение, допиши предложение.
На примере своего класса могу сказать, что дети попались разно уровневые (сильные, средние, очень слабые). Различаются и интеллект, и скорость выполнения заданий, и особенности памяти, гибкость мышления.
Поэтому, я при составлении контрольных и самостоятельных работ учитываю индивидуальные способности ученика. Работы составлены исходя из основных требований программы к знаниям, умениям и навыкам. Но материал использую разно уровневый по содержанию, с ориентацией на группы детей. Задания отличаются объёмом и сложностью выполнения, но по содержанию соответствуют базовым требованиям программы, но в дальнейшем это содержание расширяется, учитываются не только те знания, которые ученик усвоил, но и даются более трудные.
Результат не заставил себя ждать. У слабых детей появился больший выраженный интерес к процессу обучения. У сильных детей ещё больше возрос интерес к предмету.
Таким образом, наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного похода, который даёт возможность обучающимися с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, повысить интерес к процессу обучения и самоутвердиться в ученическом коллективе.
Список литературы:
Е. Г.Речицкая. Формирование учебной деятельности младших глухих школьников. Л.,1990.
Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова. Возрастные возможности усвоения знаний.
М.,1966.
Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. М.,1988.