Просмотр содержимого документа
««Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной школе».»
«Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной школе»
«Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность».
Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно она протекает в детстве и юности.
Дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. У них наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. У детей данной категории слабо выражено выделение собственного — Я. Они практически не стремятся к самостоятельности и остаются индифферентными к своим достижениям.
В современном мире предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека. Очевидно, что дети с ОВЗ, в том числе с нарушением интеллекта, испытывают трудности в адаптации к социуму. «В настоящее время интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями, в частности инклюзивное обучение в массовых образовательных учреждениях, является приоритетным направлением государственной политики, как в образовательной, так и в социальной сфере.» «Вместе с тем поспешное широкое внедрение инклюзии (включенное образование, процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.), попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии».
Для большинства детей с ОВЗ характерны следующие проблемы:
- отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
-односторонность, бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
-неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
- тяга к бродяжничеству и побегам;
-инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
-«перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Анализ социального состава учащихся показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития и обучения.
Содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях школы имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.
Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки должны проводиться методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагогам надо стараться, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное - верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Специфика работы с детьми с ОВЗ заключается в создании условий и воздействий на учащихся с целью получения ими образования, достижения определенного уровня культуры поведения, законопослушания, формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, осознанного выбора профессии.
Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы является активизация взаимоотношений детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация приспособления может рассматриваться и как составная часть социализации, и как её механизм.
Адаптация ребенка к новой для него среде — сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Адаптация человека — процесс двусторонний; он не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения, к которой относятся — жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и так далее. Механизмы адаптации весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологическую, 2) социальную и 3) этническую (как особый вариант социальной) адаптацию.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление, прежде всего к условиям и характеру учебы, а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Этот процесс тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм. Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности, так и активное целенаправленное их изменение.
Сложнее всего адаптация проходит у детей с ОВЗ. Ребёнок, появляясь на свет, изначально не владеет социальным навыками. Всему он научается от своих родителей, подражая им или моделируя поведение от членов семьи. В какой среде ребёнок находится, такой образ поведения он примет в обществе.
Анализируя данную ситуацию можно с уверенностью сказать, что навыки самообслуживания детей с ОВЗ сформированы частично. Правильнее их будет даже назвать набор элементарных умений.
Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм.
Существуют различные категории детей с нарушениями развития:
Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с ЗПР;
Дети с нарушениями интеллектуального развития;
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в школе должна выстраиваться планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.
Коррекционная работа должна вестись в тесном сотрудничестве с семьями учащихся.
Очень важна толерантность родителей и учащихся класса. Для этого надо проводить родительские собрания, классные часы для детей.