Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Здесь важны такие понятия, как Абилита?ция и Адаптивная образовательная среда. Основные понятия.
Абилита?ция (от лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья или другим морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.
Адаптивная образовательная среда – социально – педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальным особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения.
Как же создать ту самую благоприятную адаптивную среду, которая максимально подходила бы для воспитанников с ограниченными возможностями? Что необходимо для этого?
1. Сбалансированное питание.
В это понятие включают: гигиену питания, умеренность в питании, рациональность в питании, режим питания и разнообразие.
Несбалансированность питания может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и дееспособности детей как в данном возрастном периоде,
так и в зрелом возрасте при выполнении различных социально-значимых функций.
2. Физическая культура.
Физическая культура – фактор социального здоровья лиц с ограниченными возможностями.
Занятия физической культурой предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей.
В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
3. Лечебные массажи. Медицинская реабилитация.
Медицинская реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций организма, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п.
4. Организация учебного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
5. Социально-полезный труд.
Социально-полезный труд - это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта.
Социально-полезный труд формирует все материальные, культурные и духовные ценности воспитанника.
6. Семья в жизни ребенка.
Семья обязательно должна принимать участие в жизнедеятельности воспитанника (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной).
Как правило, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка, приводит к развитию у воспитанников социальной недостаточности, которая представляет собой ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.
7. Дополнительное образование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей.
8. Хобби.
Хобби – вид человеческой деятельности, некое занятие, увлечение, которым регулярно занимаются на досуге,
для души.
Хобби является хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того, занятия хобби зачастую помогают
развить кругозор.
Основная цель хобби — помочь самореализоваться.
Хобби со временем может вырасти в основную деятельность, которая приносит деньги.
9. Эмоциональный климат.
Педагогика должна помочь ребенку быть морально здоровым.
Каждый учитель должен принимать во внимание, что чувства и установки воспитанников играют в процессе обучения важную роль. Нужно постоянно тщательно следить за эмоциональным климатом при общении. Это означает возможность открытой коммуникации, которая позволяет всем участникам говорить о том, что происходит с ними. Важно создать атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания.
10. Введение современных эффективных технологий.
В мире высоких технологий нельзя не вспомнить об их участии в воспитании ребенка.
С помощью эффективных технологий ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии (это различные логопедические задачи на компьютере, задачи на логику и т. д.)
11. Инклюзия.
Инклюзия – введение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников с нормальным развитием.
В настоящее время опробуются несколько вариантов инклюзивного образования детей-инвалидов: 1) полная инклюзия; 2) совмещение классно-урочной и индивидуальной формы обучения на дому; 3) совмещение классно-урочной, индивидуальной формы обучения на дому и дистанционного образования.
Очень важно не зацикливаться, не тормозить и без того запоздалое развитие, чтобы ребенок мог устанавливать межличностные отношения в обществе.
12. Игротерапия.
Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
Школа, как открытая социально-педагогическая система, реализующая социально значимые функции и цели образования и воспитания согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о развитии личности в процессе освоения индивидом ценностей культуры, обладает социокультурным потенциалом, позволяющим не просто реструктуризировать образовательный процесс, а мягко включить в него новые дополнительные составляющие,
чтобы обеспечить образовательные потребности и возможности каждого ребенка.
13. Арттерапия.
К арттерапии относятся - изобразительное искусство, лепка, куклосказкотерапия, музыкотерапия и любой другой ручной труд.
В учебном заведении обязательно должны определены уголки для развития творческого воображения.
Изобразительное искусство (рисование, лепка) - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды.
14. Культура поведения.
Культура поведения должна быть во всем:
в воспитании, в отношении к воспитаннику,
в постоянной беседе на тему культуры
поведения в обществе, за столом и т. д..
Школа, как открытая социально-педагогическая система, реализующая социально значимые функции и цели образования и воспитания согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о развитии личности в процессе освоения индивидом ценностей культуры, обладает социокультурным потенциалом, позволяющим не просто реструктуризировать образовательный процесс, а мягко включить в него новые дополнительные составляющие,
чтобы обеспечить образовательные потребности и возможности каждого ребенка.