Дополнительная программа «Макраме» по обучению дошкольников имеет ознакомительный уровень освоения. Макраме – это узелковое плетение, создание разнообразных композиций из ниток при помощи узлов.
2.Новизнапрограммы.
Заключается во введении в содержание обучения не только популярного массового макраме, но и искусства узлов в отдельных обособленных направлениях. Изучение различных направлений и обособленных техник макраме способствует развитию толерантной поликультурной личности, усиливает практическую направленность данного вида декоративно-прикладного искусства. Наличие вариативной составляющей позволяет максимально дифференцировать учебный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Обучение происходит в процессе плетения, дети не замечают, что они учатся. Во все занятия включены всевозможные беседы, образцы и пояснения. Для отработки и усвоения материала используется практическая работа.
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
3. Актуальность программы.
Дополнительное образование детей - сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Оно призвано помочь социализации и развитию творческого потенциала детей и подростков. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Макраме является одним из древнейших направлений этого вида искусства. Программа предусматривает индивидуализированный подход, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Также данная программа позволяет реализовать задачи развития посредством макраме и имеет потенциальные возможности для развития креативного мышления и компетенций, наиболее востребованных на рынке труда.
Занятия в объединении по данной программе позволяют обучающимся приобрести:
- знания, умения и навыки, специфические для области различных видов плетения; -работа по плетению совершенствует мелкую моторику рук; -оказывает положительное влияние на умственное развитие; -повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость; - развивает эстетический вкус и творческую активность.
4. Отличительные особенностипрограммы.
Эта программа, от существующих, отличается концентрической конструкцией с ходом развития по принципу спирали. Предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы становится возможным внедрение индивидуальных методов обучения, которые актуальны в условиях неравномерного развития дошкольников. Благодаря такой структуре один и тот же процесс практикуется на занятиях периодически и многократно, а содержание постоянно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленного изучения каждого материала. При таком построении программы темп развития организации не может и не должен быть строго задан, как в случае с традиционными программами. Программа не только прививает навыки плетения и умения в технике макраме, но и способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие способности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Организационные:
1. Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает обучающемуся быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать творческие задачи.
Ценностные:
1. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и к работам других детей, способствует усилению творческого начала детей.
2. Занятия в группе служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
1. Занятия дают обучающимся умения и навыки по созданию изделий в технике макраме, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами творца, а не только потребителя.
2. Ручной труд способствует развитию сенсорной моторики – согласованию в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления изделий из веревочек постепенно образуется система специальных навыков и умений.
6. Цель программы.
Развития навыков у детей 5-6 лет в изготовлении изделий в технике макраме.
7. Задачи программы.
Обучающие:
-обучить приемам плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
-обучить основам композиции и аранжировки;
-обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
Воспитательные:
-прививать любовь к творчеству;
-воспитывать трудолюбие.
Развивающие:
-развивать у детей творческое мышление;
-учить детей видеть красоту окружающего мира.
8. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет.
9. Срок реализациипрограммы.
Сроки реализации программы – 1 год
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)
для детей 5 – 6 лет
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во занятий в год – 33;
- кол-во часов–25 минут, 1 занятие;
- периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Проведение занятий планируется 1 раз в неделю фронтально, продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
знать: основы и техники макраме.
уметь: изготавливать новые работы по творческому замыслу.
владеть: техниками плетения основных узлов
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов:диагностика основных показателей усвоения программы ( выставка работ).
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование блоков и тем
Количество часов
Всего
Количество занятий
Мин
Теория
Практика
33
900
360
540
1
Вводное занятие
1
25
10
15
2
Знакомство с макраме. Материалы и приспособления.
1
25
10
15
3
Крепление нити на основе
1
25
10
15
4
Узлы из одной нити -простой узел «калачик» - завяжи шнурки
1
25
10
15
5
Косичка 3 – х прядная
1
25
10
15
6
Косичка 4-х прядная
1
25
10
15
7
узлы из 2-х нитей: -петельный узел -
1
25
10
15
8
Узел «фриволите»
9
Витая цепочка с направлением витков влево.
1
25
10
15
10
Витая цепочка с направлением витков вправо
1
25
10
15
11
Подставка под горячие блюда на основе узла “правосторонняя витая цепочка ( начало)
1
25
10
15
12
Подставка под горячие блюда на основе узла “правосторонняя витая цепочка ( конец)
1
25
10
15
13
Плоский узел. Цепочка из плоских узлов.
1
25
10
15
14
Общий плоский узел, «ягодка».
1
25
10
15
15
Квадратный узел
1
25
10
15
16
Цепочка из квадратных
узлов
1
25
10
15
17
Шахматка» из плоских узлов.
1
25
10
15
18
Репсовый узел. Горизонтальная брида.
1
25
10
15
19
Диагональная и вертикальная брида.
1
25
10
15
20
Плетение изделия, используя пройденные узлы и узоры.(начало)
1
25
10
15
21
Плетение изделия, используя пройденные узлы и узоры.(конец)
1
25
10
15
22
Вспомогательные узлы и узоры.
1
25
10
15
23
Композиционные и орнаментальные узлы.
1
25
10
15
24
Плетение узлов. «Жозефина».
1
25
10
15
25
Плетение узлов и составление схем.
1
25
10
15
26
Составление схемы. Подбор нитей.
1
25
10
15
27
Приемы начала и окончания работы.
1
25
10
15
28
Плетеное кольцо.
1
25
10
15
29
Пико
1
25
10
15
30
Бахрома
1
25
10
15
31
Кисти
1
25
10
15
32
Промежуточное занятие
1
25
10
15
33
Заключительное занятие
1
25
10
15
Итого:
33
825
330
495
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество занятий
Содержание
Методы обучения
Формы работы
Работа с родителями
1
Вводное занятие.
1
Вводное занятие. Из истории макраме. История развития макраме. Введение в образовательную программу. План работы кружка на год. Правила поведения и режим работы. Правила безопасного труда. Нити и материалы, пригодные для плетения. Знакомство с детьми в форме интеллектуальной игры" Давайте познакомимся"/с составлением списка/.
Игровая мотивация. Беседа
Групповое занятие
2
Знакомство с макраме. Материалы и приспособления
1
Подготовка к работе: приспособления для плетения (подушка, иголки, ножницы, клей.), материалы для плетения (бельевая и пеньковая верёвка, шёлковый, льняной, синтетический шнур.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
3
Крепление нити на основе
1
Показ способов крепления нити: замочком налицо и наизнанку, неровное и расширенное крепление. Крепление нити к тканям с помощью крючка.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
4
Узлы из одной нити -простой узел «калачик» - завяжи шнурки
1
Демонстрация готового узла, правильно завязанных шнурков на обуви. Дети самостоятельно учатся завязывать
простой узел 2-3 раза
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
5
Плетение косички на 3-х нитях
1
Оформление и анализ готового сувенира по данной схеме. Практика: отработки плетения на 3 нитях.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
6
Плетение косички на 4-х нитях
1
Оформление и анализ готового сувенира по данной схеме. Практика: отработки плетения на 4 нитях.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
7
Узлы из 2-х нитей: -петельный узел
1
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
8
Узел «фриволите»
1
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
9
Витая цепочка с направлением витков влево
1
Демонстрация готовой цепочки в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
10
Витая цепочка с направлением витков вправо
1
Демонстрация готовой цепочки в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
11
Подставка под горячие блюда на основе узла “правосторонняя витая цепочка ( начало)
1
Начать выполнять изделие на основе узла “
правосторонняя
витая цепочка”.
Число нитей и их длина: 2 нитки по 60 см
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
12
Подставка под горячие блюда на основе узла “правосторонняя витая цепочка ( конец)
1
Закончить выполнять изделие на основе узла “
правосторонняя
витая цепочка”.
Число нитей и их длина: 2 нитки по 60 см
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
13
Плоский узел. Цепочка из плоских узлов.
1
Одинарный плоский узел (левый и правый), двойной плоский узел. Наращивание нитей в плоской цепочке. Тройной и сложный плоский узел.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
14
Общий плоский узел, «ягодка».
1
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
15
Квадратный узел
1
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
.Познакомить и научить плести квадратный узел .
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
16
Цепочка из квадратных
узлов
1
Демонстрация готовой цепочки в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
..
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
17
Шахматка» из плоских узлов.
1
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
И научить плести квадратные узлы в шахматном порядке и узор Шахматка”
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
18
Репсовый узел. Горизонтальная брида.
1
Показ и объяснение техники плетения. Понятие «брида». Горизонтальные. Узоры из брид: ромбы, зигзаги. .
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
19
Диагональная и вертикальная брида.
1
Показ и объяснение техники плетения. Понятие «брида». Вертикальные бриды. Узоры из брид: ромбы, зигзаги..
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
20
Плетение изделия, используя пройденные узлы и узоры.(начало)
1
Отработка техники плетения брид, узоров из них. Плетение закладок. (начало)
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
21
Плетение изделия, используя пройденные узлы и узоры.(конец)
1
Отработка техники плетения брид, узоров из них. Плетение закладок. (конец)
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
22
Вспомогательные узлы и узоры.
1
Приемы плетения вспомогательных узлов и узоров. Одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
23
Композиционные и орнаментальные узлы.
1.
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
24
Плетение узлов. «Жозефина».
1
Демонстрация готового узла в данной технике, отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
25
Плетение узлов и по составленным схемам.
1.
Плетение узлов по составленным схемам самостоятельно, под наблюдением воспитателя.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
26
Разбор схемы. Подбор нитей.
1.
Разбираем схемы по виду узлов, определяемся с цветом изделия и используемых нитей к нему и приступаем самостоятельно к работе, под наблюдением воспитателя.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
27
Приемы начала и окончания работы.
1
Разбор и отработка на примере изделия с чего начинать и как правильно завершить.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
28
Плетеное кольцо.
1
Рассмотреть на примере, что это за узлы и для чего они нужны.(Данные узлы служат для красивого узора и соединяющие несколько разных видом в одном изделии. И отработать их одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
29
Пико
1
Пико- вид техники - где петельки из рабочих нитей между узлами. Зачастую пико украшают край изделия, причем это возможно по всему периметру изделия. Пико может быть между квадратными узлами, репсовыми узлами, между фриволите и т.д отработка данной техники.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
30
Бахрома
1
Бахрома - вид техники где может находиться в начале или в конце изделия. Для бахромы в конце изделия используйте нити, оставшиеся после плетения. Отработка техники.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
31
Кисти
1
Кисти- вид техники завершающий изделие и для красоты. Демонстрация примера и его отработка одновременно с воспитателем.
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
1
Беседа
Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
Индивидуальные беседы
32
Промежуточная аттестация
1
Тестирование детей (см. приложение), выполнение простейших узлов на время. Выставка работ детей.
Беседа Объяснение
Практическая работа
Групповое занятие
33
Заключительное занятие.
1
Подведение итогов работы за год. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе учащихся в летние каникулы. Викторина "Чему я научился в кружке?
Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на конец года.
Групповое занятие
Памятка для родителей «Как составить рассказ по картинке»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу (беседы, практика )
- занятие;
- досуговая форма.
Активно используются вариативные формы обучения:
Индивидуальная – используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.
Подгрупповая – предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы.
Приемы и методы организации.
В процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе используются следующие основные методы:
-доступности,
- наглядный,
-демократичности и гуманизма.
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии. В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
2. Наглядности (иллюстративность, наличие образцов);
3. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
Для успешной реализации программы «Макраме» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок для размещения образцов и дидактических материалов.
Дидактический материал.
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды.
Оборудованиеи материалы:
Различные нити, ножницы, клей, подушки для крепления. Образцы для наглядности. И схемы для детального разъяснения.