kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУРС «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие осуществлялось через   уроки общения, внеклассную работу, работу с родителями. Подробнее остановлюсь на уроках общения.

      В первом классе(2008г) проводились уроки общения, которые  направлены на развитие таких коммуникативных умений, как: слушать и слышать другого человека, участвовать в беседе, быть внимательным к себе и окружающим, понимать чувства и настроение другого человека, осмысливать свои поступки и поступки другого человека. На уроках были использованы  активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, решение проблемных ситуаций. Результатом работы на уроке было раскрытие секрета общения. 10 уроков – 10 секретов общения. На первом уроке  был проведен мини-проект «Расшифруй слово». Необходимо  было каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

              О – объединение, открытость;

              Б – близость, безопасность;

              Щ – щедрость;

              Е – единение;

              Н – необходимость;

              И – истина, искренность;

              Е – единомыслие;

        Со второго класса  вёлся   адаптированный курс «Азбука общения»,  рассчитанный  на 50 часов, который был разработан  преподавателями Санкт-Петербурского Российского педагогического университета. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс  в нужной ситуации. «Азбука общения»  поможет овладеть средствами коммуникации. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУРС «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ». »

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУРС «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ».

Одной из важнейших задач современной системы образования является «подготовка самостоятельного человека, способного жить и действовать в условиях рынка, принимать участие в политических процессах демократического общества» [2].

Именно в условиях 12-летнего образования будет решаться стратегическая задача проектирования новой национальной модели образования, ориентированного на результат. А ожидаемым результатом являются ключевые компетентности выпускника: разрешения проблем, информационная, коммуникативная [1].

Одна из них - коммуникативная, формирование которой заслуживает самого пристального внимания. Байжасарова Г.С. считает, что «это обусловлено важной ролью данной компетенции в становлении личности ребенка, который должен владеть искусством общения в разных жизненных ситуациях» [7].

По мнению Петровской Л.А., «человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [5]. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности начиная с начальной школы способствует успешной адаптации в любом обществе, то есть социализации личности.

Чтобы определить уровень навыка общения у учащихся класса было проведено входное диагностирование (1 класс, 2007 г.) среди родителей и учащихся класса [6]. Результаты данной диагностики показали, что имеются проблемы в общении: многим не нравиться общаться с детьми другой национальности, не признают своих ошибок, не умеют слушать собеседника, с трудом находят себе друзей, не все умеют работать в группе.

Данная диагностика не полностью определила уровень коммуникативной компетентности у учеников класса. Поэтому методом наблюдения было проведено дополнительное диагностирование. Был определен уровень развития следующих коммуникативных свойств личности: действенное общение, риторические умения, умение вести диалог, умение слушать и слышать, умение работать сообща (1 класс 2008 год). Данная диагностика показала, что у учащихся класса слабо развиты эти коммуникативные свойства. Таким образом, возникла реальная необходимость развития данной компетентности у учащихся класса. С учетом этого выбрана тема ОЭР и определена программа исследования. Программа по ОЭР была представлена и утверждена на КЭС. Целью исследования: создание психолого-педагогических условий для развития коммуникативной компетентности младших школьников. Мною составлена модель ОЭР. Развитие данной компетентности осуществлялось через ЛОО.

Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих общению (Петровская Л.А.).

В ее структуре выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий .

В своей статье Агафонова И.Н. раскрывает смысл каждого компонента, обозначает его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.

Содержание развития данной компетентности определено в Государственном стандарте образования РК по 12 образованию.

Её развитие позволит обучающимся уровня начального образования овладеть навыками письменной коммуникации, публичного выступления, диалога, продуктивной групповой коммуникации.

Развитие осуществлялось через уроки общения, внеклассную работу, работу с родителями. Подробнее остановлюсь на уроках общения.

В первом классе(2008г) проводились уроки общения, которые направлены на развитие таких коммуникативных умений, как: слушать и слышать другого человека, участвовать в беседе, быть внимательным к себе и окружающим, понимать чувства и настроение другого человека, осмысливать свои поступки и поступки другого человека. На уроках были использованы активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, решение проблемных ситуаций. Результатом работы на уроке было раскрытие секрета общения. 10 уроков – 10 секретов общения. На первом уроке был проведен мини-проект «Расшифруй слово». Необходимо было каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е – единение;

Н – необходимость;

И – истина, искренность;

Е – единомыслие;

Со второго класса вёлся адаптированный курс «Азбука общения», рассчитанный на 50 часов, который был разработан преподавателями Санкт-Петербурского Российского педагогического университета. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. «Азбука общения» поможет овладеть средствами коммуникации.

Курс состоит из 8 разделов: «Тайна моего «Я»», «Общение. Языки общения», «Как мы видим друг друга», «Этот странный взрослый мир», «Фантазии характеров», «Умение владеть собой», «Культура общения», «Мальчик и девочка». Каждый раздел включает несколько занятий. Каждое занятие начинается с разминки-упражнения «Я рад с тобой общаться!», «Мне приятно с тобой общаться!», «Я рад, что ты рядом со мной». Каждый раздел преследует свои цели в формировании коммуникативной компетентности.

Раздел 1.Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя)

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалу, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенность в себе и в своих силах позволят детям активней включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми.

Возможные типы заданий:

1.Игры («Что такое Я?», «Отражение в озере», «Мой автопортрет», «Кто я?»).

2.Чтение и обсуждение книг о событиях из жизни людей.

3.Анкета «Вот я какой! ».

4.Нарисуй себя.

Раздел 2. Общение. Языки общения (навыки общения с внешним миром).

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Непонимание другого – причина страха, враждебности. Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении. Понимание владения языком жестов и движение нашего тела позволят нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей и завоевывать друзей.

Возможные типы заданий:

1.Упражнения на развитие мимических движений.

2.Мини – конкурсы по определению и передачи эмоциональных состоянии человека («Назови и покажи»).

3.Тест - игра («С тобой приятно общаться»).

Урок общения – 2 класс «Общение в моей жизни». На данном уроке мы рассматривали и использовали вербальное и невербальное общение.



Раздел 3. Как мы видим друг друга (умение понимать сверстников).

Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводят к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является условием общения с окружающими детьми. Эти качества формируются у детей младшего школьного возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике.

Возможные типы заданий:

1.Разгадывание характера с опорой на художественное изображение.

2.Создание специальных игровых ситуации.

3.Игр на соотнесение внешности человека и его духовного мира.


Раздел 4.Этот странный взрослый мир.

Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладывается основа уважения к старшим, любви к родителям. Правило поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, магазине, и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношении друг к другу, научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.

Возможные типы заданий:

1.Урок мудрости (Истории моей семьи).

2.Сужетно – ролевые игры.

3.Конкурсы рисунков «Моя семья», «День рождение», Как я провел день».

4.Подвижные игры.

Раздел 5. Фантазия характеров.

Характер человека-понятие довольно сложное. Однако дети младшего школьного возраста достаточно легко усваивают информацию о положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить личностные черты своего партнера по общению помогает правильно сориентироваться в человеческом взаимодействии, определить линию своего поведения и, значит, быть принятым в общении и добиваться при этом успехов.

Возможные типы заданий:

1.Передача внутренних черт характера через выразительные движения, позы:

- моделирование положительных черт характера (этюды «Часовой», «Добрый мальчик»);

- моделирование нежелательного поведения (этюды «Эгоист», «Ябедник», «Кривляка», «Злюка», «Хочу, и все!»).

- игры на сопоставление различных черт характера («Два друга», «Три характера», «Чертенок», «Мальчик-наоборот»).

2. Сочинение-фантазия.

3. Игры-импровизации на передачу характеров героев.

Раздел 6. Умение владеть собой.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Умение расслабляться включает в себя следующие основные компоненты:

- осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

- снятие напряжения и вхождение с состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка;

- погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

Возможные типы заданий:

1.Игры на расслабление различных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи («Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Солнышко и тучка»).

2. Игры на развитие внимания («Что слышно?», «Слушай звуки», «Зеваки»).

3. Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста», «Запретный номер»).

4. Игры на преодоление застенчивости. Формулы правильной речи и уверенного поведения («Лохматый пес», «Смелые мышки»).

5.Подвижные игры с правилами.

6. Планирование и подведение итогов дня.

Раздел 7. Культура общения.

Немаловажную роль в процессе коммуникации играет хорошо развитая речь – средство человеческого общения. Младшие школьники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ на вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь. Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение его с другими людьми будет затруднено.


Возможные типы заданий:

1.Игры – драматизации различных сказок.

2.Игры – конкурсы по проигрыванию сказок.

3.Сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды («Зазвонил телефон», «Интервью»).

4.Беседы.

5.Упражнения направленные на развитие речи.


Был проведен проект «Сорные слова», целью которого было избавиться от плохих слов. Коллективный проект «Азбука вежливости» был представлен на городской конкурс проектов, где заняли второе место. Результатом работы по данному проекту стала «Азбука вежливости» (в печатном и электронном виде), которая включила добрые, вежливые слова на все буквы русского алфавита


Раздел 8. Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов).

Формирование нормальных взаимоотношении мальчиков и девочек – одна из важнейших задач воспитание культуры общения. В мальчике необходимо развивать чувство долга, воспитывать уважение к женщине. Девочку надо учить быть отзывчивой, понимать состояние других людей. Она должна быть осмотрительной, осторожной

В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя «мужские » и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собой, общаться между собой.

Возможные типы заданий:

1.Игры на развитие основных эмоциональных состоянии.

2.Игры на развитие умения познакомиться, умение держать себя, правильно вести себя в различных ситуациях.

3.Чтение рассказов, стихов, беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и мужественности.


Результаты педагогического наблюдения показывают снижение конфликтности среди учащихся, развитие навыка общения. Это отмечают в анкетах и родители учащихся класса.

«Азбука общения» не только помогает овладеть средствами коммуникации, но и создает условия успешной социализации младших школьников


Литература:

1. Государственный стандарт образования РК по 12 образованию.

2. Закон РК об Образовании от 27 июля 2007 года.

3.Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в нач. школе», М, 2007

4.Т.П.Сальникова «Педагогические технологии».

5.Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., Изд-во МГУ, 1989г.-216с.

6. Анкета по изучению жизненных навыков от организации образования «Образование для всех», ОВД в Казахстане.

7. Байжасарова Г.С. Развитие компетенций как элементов жизненных навыков. Открытая школа, 2005г.,№3.

8. Досуг в школе

9. Тен Л. Язык общения Внеклассная работа в школе, 2009г, № 5








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Дюзбаева Елена Токтарбековна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218522

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства