Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка-классный час: "Азбука общения"»
Классный час
ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ
или
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ.
Цели и задачи: развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе, формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать; определить принципы (правила) жизнедеятельности в коллективе.
Выполнение задания «Сформулировать правила общения в экипаже» /слайд 6,7
планета «Содружество» /слайд 8,9
планета «Происшествие» /слайд 8,10
планета «Открытий» /слайд 8,11
планета «Бумеранг» /слайд 8,12
возвращение домой / слайд 13
планета «Друзей» / слайд 14
Этап обобщения, подведения итогов /слайд 15
Ход классного часа
Учитель. Добрый день всем, я рада видеть, и приветствую всех вас на нашей игре «Планета друзей или Азбука общения». Прежде, чем приступить к игре, давайте поприветствуем друг друга.
ПРИВЕТСТВИЕ
Обмен приветствиями — это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас Конечно так происходит, если мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективные для вас. Для этого предлагаем участникам разделиться на две группы и встать напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. Теперь по сигналу ведущего партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, восторженные восклицания и тихие многозначительные взгляды. Обменявшись приветствиями, партнеры меняются — делают шаг вправо Пожалуйста, обменяйтесь приветствиями. Хорошо. Спасибо. Подведем итог и закончим игру.
Сегодня мы совершим путешествие в космическом пространстве к необитаемым планетам на космическом корабле, которым управляет дружный экипаж; Итак, занимаем свои места в нашем условном корабле. Начнем с упражнения-активатора. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки... А теперь выполните первое задание: придумайте название нашего корабля. Каждый предложит свой вариант. А мы выбираем самый подходящий.
Учитель. Моя задача — дать вам возможность доказать, что вы достойные представители нашего экипажа. Но прежде давайте, определим правила взаимоотношений в экипаже, позволяющие всем быть друзьями.
А кто такой друг? /слайды 2,3,4
Как люди должны общаться между собой, чтобы им было приятно дружить?
Перед тем как вам сформулировать правила общения в своём коллективе, я хотела бы вам рассказать о самых древних правилах общения. Мы живём в России, наше государство многонациональное, а также наша страна тысячелетней христианской традиции. Наши предки общались используя два золотых правила общения. /слайд 5
Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»
Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
Эти правила принято считать ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ ОБЩЕНИЯ.
Чтобы окружающим было приятно с вами общаться, и вы нашли хороших и верных друзей, важно научиться правильно общаться (СЛАЙД 6) И я вам предлагаю за 2 минутки сформулировать основные правила общения в нашем экипаже. (Ребята работают). Время вышло давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы и мне остаётся только добавить несколько правил в вашу копилку. /слайд7
• Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
• Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
• Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
• Называйте его по имени и так, как он хочет сам.
• Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
• Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
Учитель. Ну, что мы все готовы к путешествию к незнакомым планетам, осталось завести двигатель нашего корабля. Каждая часть корабля не может существовать по отдельности, поэтому давайте возьмемся за руки и как одна целая команда, произнеся слова: «Мы на земле, а комета в небе — и вместе мы летим к своей победе» запустим двигатель. /Слайд 8
Учитель. Всё двигатель запущен. И наш космический корабль несётся по просторам вселенной.
Первая планета по нашему курсу «Содружество» /слайд 8,9
Она ставит перед экипажем вторую задачу: найти что-то общее для всех членов команды. На каждом стуле прикреплен листок бумаги, напишите на нём не менее пяти признаков, которые вас объединяют, время 1 минута, признаков можно писать как можно больше.
/через минуту/ Ну что ж, ребята, кто не смог найти 5 признаков, вас объединяющих? Нет таких? А кто нашёл больше?
/ ребята, по желанию зачитывают признаки.
Чем больше общего нашли между собой члены экипажа. Тем легче им будет выполнять сложные задания.
Учитель. Перед нами вторая планета – «Происшествие» /слайд 8,10
А теперь я расскажу о событии, происшедшем на этой планете. (Учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг?..») – на столах текст с рассказом
А ВДРУГ?..
С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.
Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.
Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет... Только вот что сказать? Больше недели, как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?». А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..
А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!».
Алеша сбавил, было, шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.
Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.
Она пошла тише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он догнал ее возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?». Алешка посмотрит-посмотрит и... А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились...
За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка, пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.
В большом доме был магазин «Одежда», Таня подошла к витрине и принялась разглядывать манекены.
Алешка подошел и встал рядом... Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась... «Сейчас что-нибудь сказанет», – подумал Алешка и, чтобы опередить Таню, проговорил:
– А-а, это ты, Шиба... Здравствуй...
– Привет, Вертишеев, — бросила она.
Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины. Снова начал накрапывать дождь.
Учитель. Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?
Ребята после обсуждения предлагают свои советы.
Учитель. А вот и третья планета «Планета открытий» /слайд 8,11
Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите качества, которые украшают человека Может вы обнаружите какие то из них в членах своей команды. Или откроете что-то своё. Мы обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе.
Учитель. А мы неумолимо приближаемся к планете «Бумеранг» /Поставь себя на место другого» /слайд 8,12
Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета, почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать!
Тут на этой планете мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы стёрлись от времени. Послушайте обрывки фраз и попробуйте отгадать их окончания. /ФРАЗЫ НА СЛАЙДАХ 12
1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже, приклеивал жвачку куду попало, не думая о других людях.
2. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
3. «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносит кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие
4. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: … что тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
5. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все засмеялись, было больно и обидно. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что я тоже ставил подножки одноклассникам и смеялся когда они падали.
Учитель: Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стёртых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться нам надо разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание: Почему эта планета называется БУМЕРАНГ? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерный ответ:
На этой планете к человеку бумерангом возвращается все его плохие поступки.
Всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.
Этот ученик нарушил золотое правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Ну, вот мы разгадали тайну этой планеты, и нам пора возвращаться на Землю - планету друзей. И чтобы наш путь назад был интересным давайте споём отрывок из известной песни «Ничего на свете лучше нету». (поём песню: 1 куплет+припев) /Слайд 13
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Мы вернулись к нашей планете «ПЛАНЕТЕ ДРУЗЕЙ» Я надеюсь, что наше путешествие помогло вам лучше узнать друг друга, а может и найти новых друзей. /слайд 14
Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам запомнилось?
Примерный ответ:
Понравилось находить хорошее в людях.
Понравилось находить общее у нас, таких разных.
Запомнилось, как мы вспоминали плохие поступки
Мы стали немножко добрее друг к другу.
Учитель: И теперь нам осталось только спуститься на землю и тут не задача, сломался двигатель, как быть, спуститься надо, и по очень счастливой случайности на нашем борту оказались 7 воздушных шаров. Как нам поступить? Ответы детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Пускай твой друг слабей тебя,
Но есть один завет:
Всегда во всём равны друзья,
Иначе дружбы нет!
Ни унижать, ни обижать
Нельзя своих друзей.
Нетрудно дружбу потерять,
Найти её, найти её трудней.
Учитель: В качестве благодарности за сегодняшнюю работу, я хочу подарить вам этот талисман дружбы, и хочу вам пожелать, чтоб вы всегда оставались дружными, едиными, терпимыми друг к другу на протяжении всех лет обучения.