Учитель -олигофренопедагог
ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа№25 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья Э.М.Юсупова
Конспект урока чтения и развития речи.
Тема: Звук и буква ш. Прямые и обратные слоги, слова со звуком ш и буквой Шш.
Цель: Познакомить с новым звуком [ш], буквой ш, научить выделять звук в словах, различать в звуковом потоке, читать слоги с изученной буквой.
Задачи:
1. * Совершенствование умения правильно произносить звук [ш], слышать его в слове.
* Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков
(по характеристике).
* Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное
обозначение согласного звука [ш].
* Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.
* Формирование умения читать слоги с данной буквой.
2. * Развитие фонематического слуха.
* Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов с буквой Ш.
* Развитие экспрессивной речи.
3. Воспитание учебных навыков и умений:
* слушать учителя,
* выполнять задания по одно, двухступенчатой инструкции.
Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное.
Оборудование:
предметные картинки, индивидуальные магнитные доски, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, Демонстрационные слоги с буквой Ш, ш (аш, ош, уш, ша, шо, шу, Ша, ШО, ШУ). , презентация из слайдов, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки!
Какой у нас сейчас будет урок?
На уроке чтения что мы учимся делать?
А какие буквы мы уже изучили?
Игра задание: «Найди букву».
На доске вывешиваются в случайном порядке карточки с буквами А, О, У, С, Х, М, Ш. дети по очереди должны подойти к доске и снимая карточку назвать каждую букву и определить ее характеристику (гласная, согласная…).
2. Сообщение темы и целей урока.
Посмотрите осталась на доске одна буква которую мы не знаем.
Что-же это за буква? Давайте отгадаем. На слайде 1 показаны изображения вещей:
шапка, шарф, шкаф, шарик, шишка, мышка.
Какой звук повторяется в этих словах? - Какой звук выделили? ([Ш])
Произнесем его вместе.
3. Артикуляционная гимнастика:
На что похоже это звучание?
Как шипит кошка? Как шипит гусь? (слайд 2, 3)
Как шуршит бумага?
(на столах у детей лежат листочки бумаги, дети вместе с учителем произносят звук Ш и при этом шуршат бумагой).
Давайте вместе произнесем чистоговорки:
шу-шу-шу- Маша кушает лапшу
Ши-ши-ши- кашу ешьте, малыши
Ше-ше-ше- шепчет Паша в шалаше
Шо-шо-шо- Шура пишет хорошо.
4. Работа по теме урока. Знакомство с новой буквой.
Звук [ш] обозначается буквой ш.
Что напоминает вам эта буква?
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша. (слайд 5)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене он забыл. (слайд 6)
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш. (слайд 7)
5. Физминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко.
Нам нужно узнать, какой этот звук Ш. Согласный или гласный? В какой домик мы его посадим в синий или красный? Почему? (как вариант – закрасить нарисованную на доске букву мелом нужного цвета).
Давайте произнесем звук ш еще раз.
6. Работа на индивидуальных карточках:
- Обведите в кружок букву Ш.
- Сосчитайте сколько букв Ш вы обвели.
Автоматизация звука [ш] в словах.
Игра «Поезд»: дети выбирают слова-«пассажиры» со звуком [ш] и провожают их в вагончики, ориентируясь на схемы места звука в слове.
- Почему на вокзале остались пассажиры без билетов? (В этих словах нет звука [ш].)
Разминка для глаз
«Моргания» - ускорение и замедление моргания.
«Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.
«Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмерок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
«Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.
7. Первичное закрепление. Чтение слогов.
- Сейчас будем учиться читать слоги с буквой Ш
- положите на своей магнитной доске букву Ш перед буквой А, О, У (чтение вслух слогов Ша, Шо, Шу).
- положите на своей магнитной доске букву Ш после буквой А, О, У (чтение получившихся слогов Аш, Ош, Уш).
Чтение слогов на плакате хором Ша, Шо, Шу - Аш, Ош, Уш (1 раз громко, 2 раз тихо, 3 раз вопросительно)
8. Итог урока
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Какую букву изучили?
Какие слова начинаются на букву Ш?