Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка правильного и выразительного чтения (презентация)»
Развитие навыка правильного и выразительного чтения как фактор совершенствования личности ребенка
Подготовила: Щербакова Н.В.
Научить умственно отсталых детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, развитии и воспитании личностных качеств человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий как обучающий, так и воспитывающий характер.
По мнению психологов, на успешность обучения умственно отсталых школьников влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1– скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Навык
чтения
правильность , Правильность
Беглость
Сознательность
Выразительность
Работа над сознательностью
чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как
понимание прочитанного.
Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления.
Для развития
сознательности
чтения
Беседа по прочитанному;
Работа над планом прочитанного
произведения
Различные виды словарной работы
Пересказ
Работа с деформированными
текстами и
неоконченными рассказами
Выразительность чтения
Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению.
Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже.
Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.
Средствами речевой выразительности являются следующие
компоненты звучащей речи:
сила голоса (громко – тихо);
темп чтения;
тембр чтения;
паузы;
логическое ударение;
повышение или понижение интонации.
Эти умения отрабатываются с помощью
следующих приёмов:
Дыхательная гимнастика
Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).
Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).
Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).
Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим громко, тихо, шепотом).Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).
Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).
Дыхательная гимнастика
1. « Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
Отработка дикции и
Тренировка речевого аппарата
темпа чтения
Интонационная разминка
2. «В лифте». Считай этажи на выдохе.
1. Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно.
1. «Лошадка». Цоканье.
1. Сенькас СанькойвёзСоньку насанках.
Наступила осень.
2. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово.
2. ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
2. «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки.
Подаймнедеревянную ложку!
Подаймнедеревянную ложку!
Подай мнедеревяннуюложку!
3. «Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад
Правильность чтения
– это чтение без искажений, т.е. без
ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групптипичных ошибок,допускаемых обучающимися чтению.
1.Искажение звукобуквенного состава (пропуски, замена, искажение букв, слогов, слов).
2. Наличие повторов.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения.
1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).
2) Предупреждение ошибок чтения:
подготовка к чтению,
вводная беседа,
работа с разрезной азбукой (1 класс),
разбор трудного слова по составу,
хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение
«про себя», образцовое чтение учителя.
Беглость– такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
«Кто самый внимательный» . Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово.
рак
мак
сок
Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:
развитие оперативной памяти;
развитие периферического зрения (угла зрения);
развитие умения антиципации памяти;
формирование устойчивого внимания;
предупреждение повторов при чтении;
пополнение словарного запаса ученика;
развитие артикуляционного аппарата.
рама
зонтик
зимний день
лесные жители
Упражнения для развития навыка беглого чтения.
«Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 10). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.
«Найди слова»
Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти.
О К Р СО М Д Л Ю
сом
А А В Г Н О Г А Ь У Е
нога
Спасибо
за
внимание!
Майский снег
Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.
( В.Приходько )
Упражнения, направленныена формирование устойчивого внимания.
Чтение слов типа:
Чистота-частота
Девушка-дедушка
Шесть-шерсть
Гарь-пахарь-жарь.
Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:
Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.
зелёный – зелень
бодрый – ободрился
Упражнения и задания на пополнениесловарного запаса ученика при работе с текстом.
Упражнения, направленныена формирование устойчивого внимания.
Расположи вопросы по порядку содержания текста.
Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске).
Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок
Чтение слов типа:
(из предложенных).
Подбери к заголовку соответствующую часть текста.
Выборочное чтение.
Пересказ по вопросам и без них.
Чистота-частота
Девушка-дедушка
Шесть-шерсть
Гарь-пахарь-жарь.
Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:
зелёный – зелень
Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.
бодрый – ободрился
Упражнения и задания на пополнениесловарного запаса ученика при работе с текстом.
Упражнения, направленныена формирование устойчивого внимания.
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
Расположи вопросы по порядку содержания текста.
Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске).
Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок
Чтение слов типа:
(из предложенных).
Подбери к заголовку соответствующую часть текста.
Выборочное чтение.
Пересказ по вопросам и без них.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Жужжащее чтение.
Ежеурочные пятиминутки чтения.
Чтение перед сном.
Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Многократность чтения.
Приём стимулирования учащихся.
Чистота-частота
Девушка-дедушка
Шесть-шерсть
Гарь-пахарь-жарь.
Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:
зелёный – зелень
Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.
бодрый – ободрился
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.