Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку чтения и развития речи, 7 класс на тему: "Л.Н. Толстой"»
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)«Кавказский пленник».
Из истории создания рассказа «Кавказский пленник» Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году. Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе. В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
Из истории создания рассказа «Кавказский пленник» Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.
Расскажите, как были захвачены в плен Жилин и Костылин?
Что мы узнаем о Жилине в первой главе рассказа?
Как татары относились к пленникам?
Почему первая попытка побега не удалась?
Чем герой занимался в плену?
1. Почему Дина помогала Жилину? Чем ей это грозило?2. Как вы относитесь к поступкам Дины?3. А как понимаете слова Жилина: «Снеси на место, Дина, а то хватятся – прибьют»?
Дине понравился Жилин своей общительностью, трудолюбием. Онавосхищаласькуклами, которые он делал для нее. Дина поняла, что русский «Иван» – хороший, добрый человек. Ей было очень жаль Жилина. Дина приносила Жилину лепешки, молоко, кусок баранины, предупреждала его об опасности. Эта девочка искренне переживала за судьбу пленного русского офицера