kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально Бытовая Ориентировка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая индивидуальная адаптированная программа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально Бытовая Ориентировка.»

Адаптированная основная программа

«Социально бытовая ориентировка» 5 класс



Пояснительная записка

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку обучающихся воспитанников к самостоятельной жизни и труду, формирование у социальных компетенций способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся воспитанников.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных психофизических особенностей обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками русского языка, математики, труда, естествознания и другими.

Основными методами и формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентации и другие….

На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.

I группа. Обучающиеся воспитанники данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Обучающиеся воспитанники данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Обучающиеся воспитанники данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.



Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.


Задачи курса:

  1. Формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

  2. Формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

  3. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

  4. Освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

  5. Развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

  6. Повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

  7. Воспитание позитивных качеств личности.

  8. Воспитание трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, экономного и бережного отношения к продуктам и оборудованию, к использованию энергорессурсов(воды, электроэнергии).

  9. Создание условий для строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены.

  1. .Способствовать развитию художественного вкуса, творческого отношения к домашнему труду,сообразительности, находчивости.

  2. .Продолжать коррекционную работу по развитию психических процессов:памяти, речи, внимания, воображения, мышления на основе сравнения, обобщения, умения делать элементарные выводы.


На занятиях по СБО учащихся практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.




Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, коллективные, групповые.


Технология обучения: вводный урок, урок формирования(сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, контрольный урок, комбинированный урок.


Текущий контроль: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по пройденному материалу, по новому материалу.

Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трёх частей:

  • итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);

  • контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

  • итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Образовательная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования

Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений.

Базисный учебный план по программе 68 часов

в год.

Нормативно-правовые документы:

Положение о спец( кор) школах 8 вида
















5 класс

Календарно-тематическое планирование




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ВИД КОНТРОЛЯ.

ОБОРУДОВА-

ние, НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.

ДАТА ПРОВЕДЕ-

ния


1

2

3

4

5

6


ЗНАНИЕ О СЕБЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ. 1четверть-9ч


Режим дня.

Режим дня

Игровая деятельность. Соблюдение режима дня.

Текущий. Ответы на вопросы.

Сюжетные картинки.


Утренние и вечерние гигиенические процедуры.

Мыло, мочалка ,шампунь

Когда и зачем принимают душ. Умывание. Чистка зубов. Игровая деятельность.

Опрос .Текущий контроль за действиями учащихся.

Предметы личной гигиены.


Гигиена подростка

Кожа, крем средства ухода за кожей, потливость.

Знакомство со средствами ухода за кожей лица и тела. Угревая сыпь. Для чего нужен дезодорант и как им пользоваться.

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Дезодорант, крем для тела.



Уход за одеждой. Прачечная.

Стирка, стиральный порошок, прачеч-ная.

Игровая деятельность. Стирка мелких вещей. Техника безопасности при обращении со стиральным порошком.

Экскурсия в прачечную.

.Текущий. Ответы на вопросы.

Стиральный порошок. Моющие средства.



Утюжка

Утюг

Утюжка мелких вещей, правила обращения с утюгом.

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Сюжетные картинки .
Утюг.



Хранение одежды.

Моль. Средства для хранения одежды.

Способы и средства хранения одежды. Техника безопасности при обращении со средствами от моли.

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Средство от моли



Обувь:чистка и сушка

Предметы обуви, щётка для обуви, крем для обуви.

Мытьё обуви ,сушка обуви чистка обуви.

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Сюжетные картинки.

Обувь. Щётка. Крем.






2четверть-6ч

ПИТАНИЕ





1

2

3

4

5



Разнообразие продуктов питания. Их значения для человека.

Крупы, макаронные изделия.

Название различных продуктов питания.

Продукты готовые к употреблению и нет

,их значение для здоровья человека .Охрана здоровья.

Ответы на вопросы. Текущий контроль за действиями учащихся.

Сюжетные картинки.

Набор продуктов.



Покупка продуктов.

Продукты питания : крупы и макаронные изделия

Покупка разнообразных продуктов пита-

ния. Культурное поведение в магазине,

умение выбрать необходимый товар.

Контроль за действиями учащихся.

Сюжетные картинки.

Набор продуктов.



Хранение продуктов.

Холодильник.

Умение пользоваться холодильником,

Сроки и условия хранения продуктов.

Опрос. Контроль за

действиями учащихся.

Сюжетные картинки.

Холодильник.



Приготовление гречневой каши.

Гречневая каша..

Мытьё гречневой крупы Отваривание гречневой крупы, правила техники безопасности.

Ответы на вопросы Контроль за

действиями учащихся.

Сюжетные картинки

Крупа, кухонная

и столовая посуда. .



Молочные каши.

Кастрюля , плита.

Манная, рисовая каша.

. Техника безопасности при обращении с плитой. Техника безопасности при обращении с кипятком..

Совместная работа с учителем..

Кастрюля , плита.



Приготовление макаронных изделий.

Плита .кастрюля Макаронные изделия.

Техника безопасности при обращении с плитой. Отваривание макаронных изделий.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Плита .кастрюля

Макаронные изделия.



Как разогреть пищу.

Макаронные изделия.

Разогревание остывших макарон.






3 четверть-9ч.

Жилище. Твой дом.


1

2

3

4

5

6


Многоэтажный дом. Типы квартир: коммуна-льные, отдельные.


Квартира ,комна-та(гостиная, детс-кая,спальня),санузел, кухня.

Различение квартир по типу и по количеству комнат, назначение всех помещений в квартире. Правила коммунального общежития.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Сюжетные картинки.



Повседневная уборка жилого помещения.

Пыль, мусор. .Входная дверь, замок,клю-

чи,

Кому можно открыть дверь. Вытирание

пыли, подметание пола, влажная уборка.

Уборка пылесосом.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Инструменты для уборки.



Периодическая

уборка.

Санузел ,кухня, ванная.

Знание техники безопасности при обращении с чистящими и моющими средствами. Как сделать уборку на кухне, в ванной, в туалете Как часто это надо делать..


Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Инструменты для уборки. .Моющие

средства.



Уход за мебелью

Средства по уходу за мебелью.

Чистка пятен на мягкой мебели, протирание шкафа полиролем.

Мытьё парт.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

.Моющие

средства



Знакомство с электроприборами:мясорубка, утюг,

Миксер.

Электроприборы:мясорубка, утюг,

Миксер.

Техника безопасности , правила пользования, их назначение.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Мясорубка, утюг,

Миксер.



Озеленение жилых помещений: виды комнатных растений, уход за ними









Фиалка, декабрист ,кактус, папоротник

и др.

Различение видов комнатных растений.

Поливка, пересадка и подкормка комнатных растений.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Картинки.

Цветы.



Озеленение жилых помещений: виды

комнатных растений, уход за ними.

Декабрист ,кактус, герань и др.

Различие видов комнатных растений .Поливка ,пересадка и подкормка комнатных растений.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Комнатные цветы.



Столяр. Кто это такой?

Столяр. Столярные мастерские.

Экскурсия в столярную мастерскую. Наблюдение за работой столяра. В каких случаях и как обратиться за помощью к столяру.







1

2

3

4

5



Типы медицинс-

ких учреждений:

больница..

Больница.

Игровая деятельность, культурное поведение во время экскурсии.

Контроль за дейст- виями учащихся.

Экскурсия.

Сюжетные картинки.



Виды медицинской помощи: скорая помощь, помощь на дому амбулаторный приём врача, госпитализация.

Справочное ,вызов врача на дом ,скорая помощь, больница, врачи специалисты

Как вызвать врача на дом ,как вызвать скорую помощь ,культурное поведение на приёме у врача ,в поликлинике.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Сюжетные картинки.



Откуда берутся болезни? Инфекционные заболевания.

Плохо дышит нос, болит горло, болит голова, болит живот озноб, температу-ра.

Игровая деятельность, умение определить, что болит, и сообщить об этом взрослому.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Сюжетные картинки.



Аптека .Осторожно- лекарство.

Аптека, лекарство.

Экскурсия в аптеку, игра в аптеку. . Почему нельзя есть таблетки ,как конфетки?

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Сюжетные картинки. Игрушки.





ТРАНСПОРТ


1

2

3

4

5

6


Правила дорожного движения.


Светофор ,пешеходный переход (наземный и подземный)


Правила поведения на улице ,переход улицы по зелёному сигналу светофора, по подземному переходу.


Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Сигналы светофора.


Транспорт :наземный и подземный.

Метро трамвай, троллейбус,

автобус,маршрутное такси.

Культурное поведение в общественном

транспорте. Охрана жизни и здоровья.

Виды оплаты проезда.

Опрос .Контроль за

действиями учащихся.

Сигналы светофора. Сюжетные картинки.



Я потерялся.

Милиционер .

Игры .Как и к кому можно обратиться за помощью на улице(к сотруднику М.В.Д.

(как его узнать на улице)

.Контроль за

действиями учащихся.Ролевые игры.

Сюжетные картинки.



СЛУЖБЫ БЫТА


Средство связи:

Почта.

Почта ,письмо, почтовые отправления.

Экскурсия на почту.

Ролевые игры.

Сюжетные картинки.


.

.


МАГАЗИНЫ. ТОРГОВЛЯ.


1

Рынок: продукто-вый и продовольствен- ный.

2

Рынок . Вещевая

ярмарка , прилавок,

продавец.

3

Культурное поведение на рынке. Как найти нужные товары. Как сделать покупку на рынке.

4

Ролевые игры

5

Сюжетные картинки.

6



Досуг. Отдых.


Чем заняться во время каникул?

Общение со сверстниками.

Цирк Экскурсия, Театр,

.Слова- приветствия, друзья гости.2

Экскурсия по городу Игра «Гости» .Общение по телефону.


Ролевые игры

Ролевые игры



Региональный учебный план Ростовской области

Годовой план школы.


Учебники и учебные пособия:

  1. Социально-бытовая ориентировка 5-9классы, под ред. С.А Львовой.- Волгоград: издательство «Учитель», 2010г.

2.Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов здоровья, под ред.Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскина- издательствоМ-ВАКО, 2007.

3.Современная энциклопедия для девочек: для старшего возраста, под ред. Н.М. Волчек, -издательство «Современный литератор»,1999г..

4. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, Л.М.Шипицына, СПб.: издательство «Союз», 2004г..

5. Социально-бытовая ориентировка в спец.(коррекц) образовательных учреждениях VIIIвида, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, А.М. Щербакова, -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г..

6.Трудовой Кодекс Российской Федерации,






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Социально Бытовая Ориентировка.

Автор: Очир-Горяева Элла Анатольевна

Дата: 08.11.2025

Номер свидетельства: 676791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пояснительная записка к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс коррекционной школы-интерната VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-5-klass-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "153959"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421082685"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока социально-бытовой ориентировки «Личная гигиена. Косметические средства»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_sotsial_no_bytovoi_oriientirovki_lichnaia_ghighiiena_kosmietichi"
    ["file_id"] => string(6) "370644"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481993425"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке образовательных учреждений 7класс- 68 часов(2 часа в неделю) 8 класс-68 часов(2 часа в неделю) "
    ["seo_title"] => string(165) "rabochaia-proghramma-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii-7klass-68-chasov-2-chasa-v-niedieliu-8-klass-68-chasov-2-chasa-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "126536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415192756"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Курс «Социально-бытовая ориентировка»"
    ["seo_title"] => string(36) "kurs_sotsialno_bytovaia_orientirovka"
    ["file_id"] => string(6) "631476"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684082425"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства