Курс «Социально-бытовая ориентировка» относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слабовидящих детей и детей с нарушениями зрения.
Цель программы: углублять знания обучающихся о социально-бытовых представлениях, знакомить с основами конструктивного общения; развивать умения самообслуживания.
Программа решает следующие задачи:
1. формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
2. формировать навыки и умения ориентировки в окружающем их мире, необходимых в самостоятельной жизни;
3. развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи;
4. развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, диагностировать и корректировать личностные качества; изучать приемы межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;
5. формировать навыки и умения, способствующие социальной адаптации детей, связанные с организацией поведения и общения ребенка с окружающим в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа включает в себя 7 основных блоков:
я - личность;
культура поведения;
мое здоровье;
питание;
жилище;
транспорт
семья;
Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно - ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира.
В ходе игр в доступной и занимательной форме указываются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курс «Социально-бытовая ориентировка»»
Пояснительная записка
Курс «Социально-бытовая ориентировка» относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слабовидящих детей и детей с нарушениями зрения.
Цель программы: углублять знания обучающихся о социально-бытовых представлениях, знакомить с основами конструктивного общения; развивать умения самообслуживания.
Программа решает следующие задачи:
1. формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
2. формировать навыки и умения ориентировки в окружающем их мире, необходимых в самостоятельной жизни;
3. развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи;
4. развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, диагностировать и корректировать личностные качества; изучать приемы межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;
5. формировать навыки и умения, способствующие социальной адаптации детей, связанные с организацией поведения и общения ребенка с окружающим в различных социально-бытовых ситуациях.
Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке используются различные методические приемы: объяснения, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, психотехнические упражнения, тренинговые игры, элементы арттерапии, сказкотерапии.
Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются в темах «Семья» и «Культура поведения». Детям показываются правила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров и других общественных мест.
Знание основ конструктивного общения – важный фактор успешного приспособления обучающегося к окружающей среде и взаимодействиям с людьми вокруг его. Человек становится личностью только в среде себе подобных, при условии совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека называется общением. В соответствии с этими задачами условно принято делить общение на вербальное (словесное), интерактивное (взаимодействие людей в совместной учебе, труде, на отдыхе) и перцептивное (восприятие и понимание другого человека). Виды общения неразрывно связаны один с другим.
Программа включает в себя 7 основных блоков:
я - личность;
культура поведения;
мое здоровье;
питание;
жилище;
транспорт
семья;
Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно - ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира.
В ходе игр в доступной и занимательной форме указываются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
В обучении выделяется два направления.
1. Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
2. Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Режим занятий: коррекционные занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 20 -25 минут.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Задачи и содержание занятия
Дата по плану
Дата факт.
Я - личность.
2
Познакомить учеников с школьной формой одежды, с их новыми правами и обязанностями как учеников.
1
Я – ученик. Мои права и обязанности в школе
1
6.09
2
Школьная форма и уход за ней.
1
20.09
Культура поведения
3
3
Правила поведения в школе. Волшебные слова. Правила дружной работы
1
Учить бережному обращению с личными и общественными вещами, умению поддерживать порядок на рабочем месте, в портфеле.
Учить использовать в речи вежливые слова в разных жизненных ситуациях, в частности в разговоре по телефону.
Учить умению дружно работать в паре, в команде.
4.10
4
Правила обращения с личными и общественными вещами
1
18.10
5
Учимся разговаривать по телефону
1
8.11
Здоровье
5
6
Для чего нужна перемена?
Мой режим дня.
1
Познакомить с правилами поведения на переменах. Обсудить, какое поведение будет полезно для здоровья, а какое может привести к травмам.
Учить правилам личной гигиены, уходу за кожей рук и ногтями, уходу за волосами, зубами, глазами. Познакомить детей с травмоопасными местами в школе (двери, окна, лестница). Учить бережному отношению к своему здоровью, соблюдению режима дня, профилактике инфекционных заболеваний.
22.11
7
Уроки Мойдодыра
1
6.12
8
Как помочь себе во время эпидемии гриппа, ОРЗ?
1
20.12
9
Моя красивая осанка
1
17.01
10
Одеваюсь по погоде
1
31.01
Питание
2
11
Пейте, дети, молоко, будете здоровы.
1
Познакомить с информациёй о необходимости хорошо есть в школе для укрепления своего здоровья и хорошей работоспособности на уроках.
Рассказать о полезной и вредной пище.
14.02
12
Что ты ешь на завтрак?
1
28.02
Жилище
2
13
Дом, в котором я живу.
Закрепить знания домашнего адреса, обсудить безопасный маршрут от школы к дому.
Объяснить, что нельзя без разрешения родителей приглашать к себе гостей и ходить самим.
14.03
14
Если хочешь позвать в гости.
28.03
Семья
3
15
Как зовут моих родителей? Мои заботливые родители.
Проверить знают ли дети полное имя, отчество своих родителей, место их работы, знание наизусть телефона хотя бы одного из родителей.
Учить любить своих родителей, своих домашних животных. Учить ценить заботу со стороны родителей. Учить заботливому отношению к своим близким. Способствовать сплочению семей и коллектива, установлению дружеских, добрых, доверительных отношений.
11.03
16
О братьях наших меньших.
25.03
17
Папа, мама, я – дружная семья».
18.05
Итого:17 часов
Учебно - тематический план
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1 четверть
4
1
Я - личность
2
2
Культура поведения
2
2 четверть
4
Культура поведения
1
3
Здоровье
3
3 четверть
4
Здоровье
2
4
Питание
2
4 четверть
5
5
Жилище
2
6
Семья
3
Итого: 17 часов
Методическое обеспечение:
1. М. Безруких,Т. Филиппова «Разговор о правильном питании» Рабочая тетрадь для школьников
2. М. Безруких,Т. Филиппова «Формула правильного питания» Рабочая тетрадь для школьников
3. М. Безруких,Т. Филиппова «Формула правильного питания» Методическое пособие для учителя
4. М. Безруких,Т. Филиппова Макеева А. Г. «Все цвета кроме черного» Рабочая тетрадь
5. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
6. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зренияУфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. — 62 с.