Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО»
Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 8 кл разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Письмо комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области №И-12/7298 от 25.06.2019 «Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому»;
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.);
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Данная программа составлена на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы-интерната _№3 от 20 сентября 2019_г.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Окружающий природный мир» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса.
Цель программы:
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; развитие эстетических чувств и пони мания красоты окружающего мира; развитие познавательной активности, формирование у школьника приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащегося, организующей и направляющей его умственную и практическую деятельность.
2.Общая характеристика учебного процесса:
Предмет Социально-бытовая ориентировка, готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и навыками самообслуживания.
Процесс обучения СБО неразрывно связан с решением специфической задачи школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Настоящая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена на 105 часов (3 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
В программе предусмотрены следующие формы организации деятельности: практические занятия и экскурсии.
Технологии в учебном процессе:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
Межпредметные связи:
Темы уроков-занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления », «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Социально-бытовая ориентировка» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 98 часов в год, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Окружающий мир»
4.Содержание учебного предмета
В 8 классе тематические группы представлены:
«Личная гигиена»,
«Одежда»,
«Обувь»
«Жилище»,
«Питание».
5. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать : режим дня, последовательность утреннего и вечернего туалета
;виды головных уборов и сезонной одежды;
виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная; название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире; слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы"; виды посуды; гигиенические требования при приготовлении пищи; технику безопасности при работе с ножом; ингредиенты и последовательность приготовления нескольких блюд.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться средствами личной гигиены по назначению; максимально самостоятельно осуществлять уход за телом; следить за чистотой и опрятностью своей одежды (стирать, сушить, чистить); подбирать обувь соответствующую сезону; замечать непорядок; определять, что является причиной беспорядка; вытирать пыль; показывать и называть предметы посуды и столовые приборы; выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи; пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности; готовить бутерброды и салат;
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося 2 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Социально-бытовая ориентировка»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
урока
Количество часов
Дата
Примечание
1 четверть 23 ч
1-3
Мое тело и уход за ним.
3
02.09
03.09
07.09
4-6
Уход за руками.
3
09.09
10.09
14.09
7-9
Уход за ногами.
3
16.09
17.09
21.09
10-12
Уход за зубами.
3
23.09
24.09
28.09
13-15
Правила чистки зубов.
3
30.09
01.10
05.10
16-18
Уход за ушами.
3
07.10
08.10
12.10
19-21
Уход за глазами.
Гимнастика для глаз.
Название частей тела.
3
14.10
15.10
19.10
22-23
Уход за волосами.
2
21.10
22 10
2 четверть 23 ч
24-26
Одежда и ее значение.
3
02.11
05.11
09.11
Предметные картинки
27-29
Подбор одежды и головного убора по сезону.
3
11.11
12.11
16.11
30-32
Складывание одежды.
3
18.11
19.11
23.11
Предметные картинки
33-35
Приемы складывания одежды.
3
25.11
26.11
30.11
Предметные картинки
36-38
Складывание белья.
3
02.12
03.12
07.12
39-41
Уход за одеждой – чистка.
3
09.12
10.12
14.12
Предметные картинки
42-44
Стирка одежды.
3
16.12
17.12
21.12
45-46
Ремонт одежды
2
23.12
24.12
3 четверть 32 ч
47-48
Обувь и ее значение.
3
11.01
13.01
14.01
49-51
Уход за различного вида обувью.
3
18.01
20.01
21.01
52-54
Средства для чистки и мытья обуви.
3
25.01
27.01
28.01
Предметные картинки
56-59
Жилое помещение.
4
01 02
03.02
04.02
08.02
60-62
Квартира.
3
10.02
11.02
15.02
63-65
Комната.
3
17.02
18.02
22.02
66-68
Уборка помещения. Виды уборок.
3
24.02
25.02
01.03
Предметные картинки
69-72
Значение для человека чистоты и порядка. Поддержание чистоты и порядка.
4
03.03
04.03
10.03
11.03
73-75
Уборка пылесосом.
3
15.03
17.03
18.03
76-78
Мытье игрушек. Расстановка книг и игр.
3
22.03
24.03
25.03
4 четверть 20 ч
79-81
Кухонная посуда и столовые приборы. Посуда и ее предназначение.
3
05.04
07.04
08.04
Предметные картинки
82-84
Сервировка стола.
3
12.04
14.04
15.04
85-87
Мытье посуды.
3
19.04
21.04
22.04
88-90
Чистка посуды.
3
26.04
28.04
29.04
Предметные картинки
91-93
Приготовление пищи. Работа с теркой.
3
05.05
06.05
12.05
94-96
Бутерброды холодные, горячие.
3
13.05
17.05
19.05
97-98
Салат фруктовый.
Оформление мороженного в вазочки.
2
20.05
24.05
Предметные картинки
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядный учебный материал:
Предметные рисунки.
Сюжетные картинки.
Дидактический материал:
Комплекты заданий на развитие психических процессов.
Комплект «Загадки – отгадки».
Комплект раскрасок.
Учебные пособия:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
8. Список литературы.
Основная:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.