kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по СБО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа необходима и полезна учителям в коррекционной школе 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО»

Пояснительная записка

Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 8 кл разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;

  • Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)

  • Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;

  • Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";

  • Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обу­чения (письмо Управления специального образования Мини­стерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);

  • Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";

  • Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);

  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Письмо комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области №И-12/7298 от 25.06.2019 «Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому»;

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.);

  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Данная программа составлена  на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно  предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями),  утверждена приказом школы-интерната _№3 от 20 сентября 2019_г.

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Окружающий природный мир» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса.



Цель программы:

Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; развитие эстетических чувств и пони мания красоты окружающего мира; развитие познавательной активности, формирование у школьника приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащегося, организующей и направляющей его умственную и практическую деятельность.

2.Общая характеристика учебного процесса:


Предмет Социально-бытовая ориентировка, готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и навыками самообслуживания.

Процесс обучения СБО неразрывно связан с решением специфической задачи школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Настоящая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена на 105 часов (3 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

В программе предусмотрены следующие формы организации деятельности: практические занятия и экскурсии.


Технологии в учебном процессе:

  • личностно-ориентированные,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые и др.

Межпредметные связи:

Темы уроков-занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Графи­ка и письмо», «Математические представления », «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в лого­педической и психокоррекционной работе.

3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Социально-бытовая ориентировка» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 98 часов в год, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Окружающий мир»

4.Содержание учебного предмета

В 8 классе тематические группы представлены:

«Личная гигиена»,

«Одежда»,

«Обувь»

«Жилище»,

«Питание».

5. Требования к уровню подготовки обучающихся:


Учащиеся должны знать : режим дня, последовательность утреннего и вечернего туалета

;виды головных уборов и сезонной одежды;

виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная; название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире; слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы"; виды посуды; гигиенические требования при приготовлении пищи; технику безопасности при работе с ножом; ингредиенты и последовательность приготовления нескольких блюд.

Учащиеся должны уметь:



пользоваться средствами личной гигиены по назначению; максимально самостоятельно осуществлять уход за телом; следить за чистотой и опрятностью своей одежды (стирать, сушить, чистить); подбирать обувь соответствующую сезону; замечать непорядок; определять, что является причиной беспорядка; вытирать пыль; показывать и называть предметы посуды и столовые приборы; выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи; пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности; готовить бутерброды и салат;


6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Предметом итоговой оценки освоения учащегося 2 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Социально-бытовая ориентировка»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.






7. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

урока

Количество часов

Дата

Примечание

1 четверть 23 ч

1-3

Мое тело и уход за ним.

3

02.09

03.09

07.09


4-6

Уход за руками.

3

09.09

10.09

14.09


7-9

Уход за ногами.

3

16.09

17.09

21.09


10-12

Уход за зубами.

3

23.09

24.09

28.09


13-15

Правила чистки зубов.

3

30.09

01.10

05.10



16-18

Уход за ушами.


3

07.10

08.10

12.10


19-21

Уход за глазами.

Гимнастика для глаз.

Название частей тела.

3

14.10

15.10

19.10


22-23

Уход за волосами.

2

21.10

22 10



2 четверть 23 ч

24-26

Одежда и ее значение.

3

02.11

05.11

09.11

Предметные картинки

27-29

Подбор одежды и головного убора по сезону.

3

11.11

12.11

16.11


30-32

Складывание одежды.

3

18.11

19.11

23.11

Предметные картинки

33-35

Приемы складывания одежды.

3

25.11

26.11

30.11

Предметные картинки

36-38

Складывание белья.

3

02.12

03.12

07.12



39-41

Уход за одеждой – чистка.

3

09.12

10.12

14.12

Предметные картинки

42-44

Стирка одежды.


3

16.12

17.12

21.12


45-46

Ремонт одежды

2

23.12

24.12



3 четверть 32 ч







47-48

Обувь и ее значение.

3

11.01

13.01

14.01


49-51

Уход за различного вида обувью.

3

18.01

20.01

21.01


52-54

Средства для чистки и мытья обуви.

3

25.01

27.01

28.01

Предметные картинки

56-59

Жилое помещение.

4

01 02

03.02

04.02

08.02


60-62

Квартира.

3

10.02

11.02

15.02


63-65

Комната.

3

17.02

18.02

22.02


66-68

Уборка помещения. Виды уборок.

3

24.02

25.02

01.03

Предметные картинки

69-72

Значение для человека чистоты и порядка. Поддержание чистоты и порядка.

4

03.03

04.03

10.03

11.03


73-75

Уборка пылесосом.

3

15.03

17.03

18.03


76-78

Мытье игрушек. Расстановка книг и игр.

3

22.03

24.03

25.03



4 четверть 20 ч




79-81

Кухонная посуда и столовые приборы. Посуда и ее предназначение.

3

05.04

07.04

08.04

Предметные картинки

82-84

Сервировка стола.

3

12.04

14.04

15.04


85-87

Мытье посуды.

3

19.04

21.04

22.04


88-90

Чистка посуды.

3

26.04

28.04

29.04

Предметные картинки

91-93

Приготовление пищи. Работа с теркой.

3

05.05

06.05

12.05


94-96

Бутерброды холодные, горячие.

3

13.05

17.05

19.05


97-98

Салат фруктовый.

Оформление мороженного в вазочки.

2

20.05

24.05

Предметные картинки


8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наглядный учебный материал:


Предметные рисунки.

Сюжетные картинки.

Дидактический материал:


Комплекты заданий на развитие психических процессов.

Комплект «Загадки – отгадки».

Комплект раскрасок.

Учебные пособия:


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.




8. Список литературы.


Основная:


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Дополнительная:


Журнал «Бурда» подшивки за период 1993-1998 гг.

Кулинарные сборники

Технические средства обучения:

  • Магнитофон

  • телевизор










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по СБО

Автор: Гресева Татьяна Ивановна

Дата: 14.11.2021

Номер свидетельства: 591291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пояснительная записка к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс коррекционной школы-интерната VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-5-klass-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "153959"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421082685"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152512"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420869493"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Рабочая программа по соц. быт. ориентированию для обучающихся 5 класса коррекционной ОО Viii вида "
    ["seo_title"] => string(111) "rabochaia-proghramma-po-sots-byt-oriientirovaniiu-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-korriektsionnoi-oo-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "244722"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445988183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "СБО" (10кл. для обучающихся с ОВЗ)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_programma_sbo_10kl_dlia_obuchaiushchikhsia_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "622764"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1673430915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 6 класса"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_programma_po_sotsialno_bytovoi_orientirovke_sbo_dlia_6_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "556482"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1598437458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства