kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "СБО" (10кл. для обучающихся с ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы социально-бытовой ориентировки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

            Специальные коррекционные занятия по СБО призваны решать следующие задачи:

  1. Обучающие задачи:
  • Формировать у учащихся бытовые и трудовые знания и умения по уходу за телом, жилищем, одеждой и обувью, по организации питания;
  • Совершенствовать умения ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений (магазины, больницы, почта, библиотека и т.д.);
  • Формировать практические умения пользоваться услугами общественного транспорта;
  • Формировать необходимые представления о семье, семейных взаимоотношениях, об организации быта и досуга семьи.
  1. Коррекционно-обучающие задачи:
  • Создать условия для обогащения чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;
  • Обеспечить переход созданных предметных образов в абстрактные понятия.
  1. Воспитательные задачи:
  • Развивать умения ориентироваться в нормах культурного поведения, формирование положительных качеств личности: настойчивости, терпения при выполнении практических занятий, чувства коллективизма, самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, способствование развитию эстетических норм поведения, эстетического вкуса;
  • Совершенствовать навыки культурного поведения в быту и в общественных местах.

Программа построена по принципу усложнения и увеличения предлагаемого материала (концентрический принцип). Особенностью Программы по СБО является своеобразие содержания изучаемого материала и его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "СБО" (10кл. для обучающихся с ОВЗ)»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»



Согласовано Утверждаю

Протокол заседания МО №01 от __________ Директор М КОУ

Руководитель МО _____________ « Специальная (коррекционная)

«__ » ____________ 20__ г. школа №14»

_________________Д.А.Янин

Приказ №_____ от ___________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

Составитель:

Бухман Н. П., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

10 Б КЛАСС


Составитель:

Бухман Н. П., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Составитель:

Бухман Н. П., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Составитель:

Сысоева Ю. В.,

педагог-библиотекарь



Согласовано

Зам. директора по УР Фоменко Е. А. _______




г. Новосибирск, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся 10-б класса МКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 14 составлена на основе:

  1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», авторы: Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков и др.,Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой — 2011 г.

  2. Программа «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Под редакцией: И.М. Бгажноковой. Псков, ПОИПКРО,1999 г.

  3. Воронкова В. В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя.- Москва: Владос, 2006

  4. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя.- Москва: Просвещение, 2003

  5. Учебного плана образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Одним из важнейших принципов обучения детей с умеренной умственной отсталостью является принцип расширения социальных связей, которые помогут данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности и интегрироваться в дальнейшем в общество. Известно, что дети с умеренной умственной отсталостью испытывают трудности в усвоении общепринятых норм поведения, во владении навыками общения, в приспособлении к окружающей действительности. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания. Реализация принципа расширения социальных связей в программе обучения умственно отсталых учащихся находит свое отражение в разделе «Социально-бытовая ориентировка».

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили необходимость введения в учебно-воспитательный процесс специальной (коррекционной) школы занятий по СБО.

В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме.

Занятия СБО помогают развивать и совершенствовать у учащихся: навыки самообслуживания; ведения домашнего хозяйства; ориентировки в окружающем социуме. На уроках СБО школьники получают элементарные экономические знания о стоимости товаров и услуг, о том, как составить бюджет семьи т. д. На уроках-экскурсиях знакомятся с услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Осваивают навыки пользования различными видами услуг (химчистка, пошив и ремонт одежды, заказ товара по почте и т. д.).

Неотъемлемая часть занятий – формирование морально- этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.


Адресат

Программа рассчитана на обучение учащихся 10-Б класса специальной (коррекционной) школы.

Целью программы социально-бытовой ориентировки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Специальные коррекционные занятия по СБО призваны решать следующие задачи:

  1. Обучающие задачи:

  • Формировать у учащихся бытовые и трудовые знания и умения по уходу за телом, жилищем, одеждой и обувью, по организации питания;

  • Совершенствовать умения ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений (магазины, больницы, почта, библиотека и т.д.);

  • Формировать практические умения пользоваться услугами общественного транспорта;

  • Формировать необходимые представления о семье, семейных взаимоотношениях, об организации быта и досуга семьи.

  1. Коррекционно-обучающие задачи:

  • Создать условия для обогащения чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;

  • Обеспечить переход созданных предметных образов в абстрактные понятия.

  1. Воспитательные задачи:

  • Развивать умения ориентироваться в нормах культурного поведения, формирование положительных качеств личности: настойчивости, терпения при выполнении практических занятий, чувства коллективизма, самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, способствование развитию эстетических норм поведения, эстетического вкуса;

  • Совершенствовать навыки культурного поведения в быту и в общественных местах.

Программа построена по принципу усложнения и увеличения предлагаемого материала (концентрический принцип). Особенностью Программы по СБО является своеобразие содержания изучаемого материала и его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам.

Особенности методики и принципы преподавания предмета

В организации и осуществлении социально-бытовой ориентировки дифференциация является одним из приоритетных направлений обучения, поскольку цель подготовки ученика к самостоятельной жизни предполагает достижение уровня социализации, адаптации, оптимального для каждого воспитанника. Для реализации принципа развивающего обучения с позиции всестороннего развития личности (в частности, в социальной и бытовой ориентации) дифференциация обучения предполагает адекватно подобранные для каждого ученика условия обучения, формы и методы коррекционно-образовательной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Реализация принципа дифференциации направлена не на фиксацию факта определенного уровня развития ребенка (высокого, среднего и низкого), а на достижение оптимального (лучшего для данного ученика в данных конкретных условиях) уровня, который может быть достигнут при методически правильной организации обучения.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов. Специфика реализации методов используемых на уроках СБО определяется не только своеобразием усвоения умственно отсталыми детьми знаний, умений и навыков, но особенностями предмета.

Первая группа методов — это специфические методы, связанные с определенными индивидуально – типологическими особенностями учащихся.

1. Предварительное устное повторение пройденного учебного материала с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний.

2. Дополнительное повторение (закрепление) нового познавательного материала.

3. Учет темпа восприятия нового познавательного материала отстающими школьниками.

4. Дифференциация практических работ (изделий) по уровню сложности ориентировки и планирования.

5. Дифференцированное сокращение или увеличение помощи в ориентировочных и планирующих действиях путем объяснения показа.

6. Наводящие вопросы в целях стимулирования усвоения цели (образ конечного результата) и плана работы.

7. Расчленение при планировании сложного задания на его более простые компоненты – сужение конечной цели работы.

8. Дополнительное повторение первой операции непосредственно перед началом работы.

9. Использование на рабочем месте учащегося наглядных пособий, облегчающих ориентировку в задании и планирование.

10. Уточнение формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся, в более общей форме при обращении к отстающему ученику.

11. Дифференциация требований к полноте и точности усвоения теоретического материала в зависимости от его объективной сложности. Более простой материал слабые учащиеся должны усваивать на высоком уровне.

12. Первоначальное воспроизведение слабыми школьниками учебного материала в том виде, в котором он изучался (без вариативности условий).

13. Предоставление отстающим учащимся большего времени на обдумывание ответа.

14. Приемы, стимулирующие концентрацию внимания (обращения к отдельным ученикам во время относящегося ко всем объяснения; предупреждение о том, что ему будет нужно определенным образом расположить наглядный материал; учащийся с ослабленным вниманием постоянно находится в поле зрения учителя, в соответствии с этим ему выбирается место в классе

15. Дополнительное восприятие материала со слов хорошо успевающих учеников.

16. Индивидуальная проверка знаний, необходимых для выполнения конкретного задания, во время практической работы.

17. Развитие умения выделять основную трудность в предстоящей работе.

18. Активизация сравнения, установления сходства и различия, аналогий.

19. Поэтапное формирование умственных трудовых действий.

20. Активизация связи между изучаемым и ранее пройденным материалом.

21. Применение дидактических игр.

22. Подбор ответа на вопрос из текста учебника.

23 Вовлечение в рассуждение.


Вторая группа - неспецифические, включает в себя методы и приемы широкого спектра действий:


1. Создание в группе атмосферы доброжелательности, товарищеской взаимопомощи (прежде всего, в отношении отстающих в учебе).

2. Единство действий учителей в решении задач индивидуальной коррекции.

3.Работа с семьей.

4. Особое внимание доступности учебных заданий и сокращение помощи с учетом продвижения учащегося.

5. Дополнительные индивидуальные занятия и беседы с отстающими.

6. Диагностирующий контроль за продвижением учащихся.

7. Разбор с учащимися индивидуальных недостатков в практической деятельности (работа над ошибками)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

Содержание программного материала определяется тем, что существует типовая программа по СБО, которой определяется основной, базовый материал. Он является составной частью проекта государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот учебный материал должны усвоить все обучающиеся, без него невозможно дальнейшее освоение содержания обучения.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

  • «Личная гигиена»

  • «Одежда и обувь»

  • «Питание»

  • «Семья»

  • «Культура поведения»

  • «Жилище»

  • «Транспорт»

  • «Торговля»

  • «Средства связи»

  • «Медицинская помощь»

  • «Учреждения и организации»

Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 до 10 класса. Это обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Название раздела

Количество часов

1

Личная гигиена

2 часа

2

Одежда и обувь

6 часов

3

Питание

12 часов

4

Семья

6 часов

5

Культура поведения

10 часов

6

Жилище

8 часов

7

Транспорт

8 часов

8

Торговля

6 часов

9

Средства связи

3 часа

10

Медицинская помощь

5 часов

11

Учреждения и организации

2 часа


Итого:

68 часов



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕМАМ

Личная гигиена

Фаянсовая раковина с подводкой горячей и холодной воды;

расчески, зубные щетки, массажные щетки для волос;

кремы, лосьоны, мыло, шампуни, дезодоранты, одеколон (муляжи).


Одежда и обувь

Приспособления и инструменты для ремонта одежды:

ножницы;

наборы швейных игл;

нитки швейные и штопальные;

грибки для штопки;

пуговицы (различные по цвету, величине, конфигурации, числу отверстий);

образцы тканей.

Образцы взрослой и детской одежды из различных видов тканей с учетом сезона года и условий использования (домашняя, праздничная);

щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема;

кремы для обуви;

тазы для стирки белья;

электрические утюги;

инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью.


Питание

Книги по кулинарии;

кухонная мебель (разделочный, обеденный столы, полки навесные, напольные, стулья);

кухонное оборудование:

электроплита стационарная или напольная;

мойки с подводкой горячей и холодной воды;

холодильник с морозильной камерой;

кастрюли1; 1,5; 2 л;

сковороды большие, средние, малые;

миски большие, средние, малые (эмалированные, пластмассовое);

дуршлаги (эмалированные, пластмассовые);

чайник электрический, заварочный

сервизы (чайный, обеденный, кофейный);

наборы салатников, сервировочных блюд;

столовые приборы;

тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые;

терки механические;

доски разделочные;

сушилки для посуды настенные или настенные;

ложки разливочные большие, малые, для соуса;

лопатки для котлет, блинов, торта;

наборы сервировочные (солонка, горчичница, перечница);

набор кухонных ножей, консервные ножи;

сбивалки для крема, миксер;

селедочницы;

щетки для мытья посуды.


Жилище

Комплекты детского и взрослого постельного белья;

вазы для цветов;

стол обеденный;

пылесос;

теле-, радиоаппаратура;

ведра;

швабры деревянные, веревочные;

веник;

щеки для мытья стен;

вантуз;

моющиеся и чистящие средства;

садово-огородный инвентарь.


Транспорт

Карты России, областей, Новосибирска (схема транспорта, культурные и зрелищные учреждения), схема метро;

плакаты с изображением наземного, воздушного и водного транспорта;

правила пользования автобусом, троллейбусом, метро;

правила дорожного движения.


Торговля

Предметы парфюмерии, канцтоваров, образцы круп;

Ярлыки, бирки, инструкции по эксплуатации товаров;

Наборы карточек с названием магазинов, секций, торговых работников, промышленных товаров и продуктов.


Семья

Куклы резиновые и пластмассовые;

комплекты одежды для новорожденного;

предметы ухода за новорожденным.


Средства связи

Бланки почтовых и телеграфных отправлений;

упаковочный материал для бандеролей, посылок;

наборы знаков почтовых отправлений (конверты, открытки, почтовые карточки).


Медицинская помощь

Аптечка с медикаментами и средствами для оказания первой помощи;

таз для умывания;

кувшин;

кленка, пеленка;

литература по уходу за больными.


Учреждения и организации

Образцы заявлений, бланков учреждений;

Карточки со словами-терминами, понятиями, объясняющими организационные функции учреждений.


Предприятия и службы быта

Телефонный справочник;

проспекты, газеты.


Культура поведения

Литература по этикету;

правила поведения в школе, на транспорте, в общественных местах.




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Исходя из целей и задач рабочей программы, учащиеся должны знать:

  1. Виды одежды и обуви, их назначение и способы ухода.

  2. Основные правила организации питания человека.

  3. Роль семьи в жизни человека, основы семейных отношений.

  4. Назначение и особенности функционирования транспорта, предприятий торговли, почты.

Учащиеся должны уметь:

  1. Пользоваться знакомым рабочим инвентарем, гигиеническими средствами, средствами бытовой химии, кухонным оборудованием (щетка, салфетка, нож, столовые приборы, мыло и т. д.).

  2. Учащиеся должны уметь сотрудничать при выполнении определенных поручений со сверстниками и со взрослыми.

  3. Бережно относится к орудиям труда, к результатам своего труда и взрослых.




Список литературы.

1. Выготский Л.С. Соб.соч.: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии/ Л.С. Выготский; под. ред. А.Р. Лурия, М.Г.Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982

2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – (Коррекционная педагогика)

3.Дефектологический словарь/под ред. А.И. Дьячкова. – М.: Педагогика, 1970.

4. Левченко И.Ю., Киселева И.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Книголюб, 2007. – 152с.

5 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений. –Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-288 с.

6. Львова С.А. Практический материал к урокам социальной –бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Гуманатар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 136с.

7. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 381с.

8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.

9.Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Автор Л.Б. Баряева.-СПб.:ЦДК проф. Л,Б. Баряевой 2011г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "СБО" (10кл. для обучающихся с ОВЗ)

Автор: Сысоева Юлия Васильевна

Дата: 11.01.2023

Номер свидетельства: 622764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства