kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов»

Тема

Лексика

Кол-во

часов

Дата

Развивающая

игра

Физминутка

Пальчиковая

гимнастика

Зрительная гимнастика

Мимическая

гимнастика

Практическая

работа

1 четверть.

1.Обследование детей, комплектование групп для тренинговых занятий. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей, социометрическое обследование класса.(1 час.)

2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.


Развитие крупной моторики.

















Лето.


3


«Слушай внимательно».

«Ручками похлопали».

«Шарики».

«Посмотри на облако».

«Облака».

Обвести и раскрасить облако.

1-2 класс

Нарисовать и раскрасить облако

3-4кл.




«Цапля и лягушата».

«Лягушата».

«Лягушки».

«Кого увидел лягушонок?»

«Эхо».

Обвести и заштриховать лягушку

1-2 кл.

Обвести раскрасить лягушку 3-4 кл.


«Самокат».

«Солнце глянуло в кроватку».

«Пальцы маленький отряд…»

«Посмотри на солнышко».

«Злой волшебник».

Обвести и раскрасить солнышко

1-2 кл.

Нарисовать и раскрасит солнышко 3-4 кл.

Наша школа.


3


«Светофор».

«Зарядка».

«Пальцы делают зарядку».

«Дорога в школу».

«Крапива».

Обвести и заштриховать буквы1-2 кл.

Нарисовать светофор 3-4 кл.


«Жмурки с колокольчиком».

«Мы писали..».

«Колокольчик».

«Нарисовать глазами колокольчик».

«Рисунок».

Обвести и раскрасить колокольчик

1-2 кл.

Нарисовать и заштриховать колокольчик 3-4 кл .


«Займи своё место».

«Мы писали…»

«Пальцы вытянулись дружно».


«Забияка».

Лото «Картинки»

1-2 кл.

Оригами изготовление коробочки 3-4кл.






Развитие мелкой моторики (работа с трафаретами, шаблонами, вырезание, сгибание бумаги, раскрашивание, штриховка

Учебные вещи.

3


«Собрать портфель Буратино».

«Буратино потянулся».

«Путешествие на корабле»(знакомство с пальчиками).

«Буратино смотрит на кончик своего носа».

«Буратино огорчился, обрадовался…»

Обвести руку 1-2 кл.

Оригами изготовление кораблика 3-4 кл.



«Ветер качает деревья».

«Ветер».

«Ножницы».

«Следим глазами за макушкой дерева».

Подул сильный ветер. Изобразить – приятно, неприятно…

Вырезание полосок бумаги1-2 кл.

Вырезание сложных фигур 3-4 кл.




«Сказка о цветных карандашах».

«Хомка».

«Карандаши».

«Плывём направо, налево…»

«Бесцветная страна- некрасиво, грустно…Разноцветная страна – радость…»

Аппликация «Цветные карандаши»1-2 кл.

Нарисовать цветные карандаши по клеткам 3-4 кл.

Игрушки

3


«Летает – не летает».»Магазин игрушек».

«Мячик».

«Самолёт».

«Куда летит самолёт?».

«Подарки».

Обвести и раскрасить самолёт1-2 кл. Изготовление самолёта 3-4кл.


«Самокат» - игра на релаксацию.

«Волчок».

«Юла».

Круговые движения глазами.

Обвести и раскрасить юлу

1-2 кл.

Дорисовать юлу

3-4 кл.


«Ёжик в бане вымыл ушки».

«Ёж».

По иголочкам ведём глазками.

«Изобразить ёжика».

Обвести и раскрасить ежа

1-2 кл.

Нарисовать ежа

3-4кл.


Осень.

2


«Падают листья».

«Капля -раз».

«Тучки».

Глазами нарисовать тучку.

«Солнце – дождик».

Приклеить тучку, нарисовать дождь

1-2 кл.

Вырезать и приклеить

тучку3-4 кл.


«Собери грибы». «Опёнок» - игра на релаксацию.

«Мы шли».

«Корзинка».

«Глазами ищем грибы».

«Нашли гриб..»

Обвести и раскрасить гриб

1-2кл.

Дорисовать и раскрасит гриб

3-4кл.

Развитие графомоторных навыков (коррекция каллиграфии, скорописи ,правильности списывания).

Мой дом.

1


«Дождь» - игра на релаксацию.

«Часы».

«Дом».

«Смотри на часы».

«Будильник».

Изготовление домика из палочек

1-2 кл.

Нарисовать часы

3-4 кл.


Мебель.

2


«Займи стул».

«Зарядка».

«Мы писали». «Стол».

«Ищем глазами мебель».

«Сделали стул – радость, стул сломался – огорчение».

Работа с палочками – сделать стул, стол 1-2 кл.

- сделать шкаф, диван 3-4 кл.


«Кто первый?»

«Зайчики».

«Указательный».

«Нарисовать глазами стол, стул…»


2 четверть.

1.Восприятие формы, величины, цвета, конструировании предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур в процессе выполнения упражнений; выделение признака формы, называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме: круглые, квадратные, треугольные.


Восприятие формы.

Геометрические фигуры.

1


Знакомство с геометрич. Фигурами; чувственное восприятие формы («Обведи фигуру», «Узнай на ощупь»)«Найди домик». «Логический квадрат».

«Лесная лужайка».

«Стряхнуть воду с пальцев» - упр. на релаксацию.

Нарисовать глазами геометрические фигуры.

«Кубики»

Из палочек сделать геометрические фигур

- треугольник, квадрат, прямоугольник

1-2кл.

- многоугольник, трапеция, ромб, звезда 3-4 кл.

Круг.

1


«Мячик» - упр. на релаксацию.

«Карусели».

Пальчиками сделать круг.

Нарисовать глазами круг.

«Колобок»

Нарисовать предметы из круга

1-2 кл.

Аппликация из кругов 3-4 кл.


Овощи.

1


«Весёлые шары». «Домино».

«Надули шарики».

«Шарик».

Нарисовать глазами овощ: морковь, помидор…

«Белка».

Нарисовать и раскрасит овощи

1-2 кл.

Оригами изготовление

«Корзинки»3-4 кл.


Фрукты

1


Игры на узнавание формы «Найди похожие фигуры», «Из каких фигур рисунок?», «Какой формы предмет?».«На что похоже?» «Сорви яблоко» - упр. на релаксацию.

«Сорви яблоко», «Побежали по кругу, квадрату, овалу…»

Пальчиком на ладошке нарисовать геометрические фигуры

«Где висит яблоко, груша…» Глазами нарисовать яблоко, грушу.

«Сладкий - …

Кислый-…»

Работа с трафаретами1-2 кл.

Аппликация фрукты 3-4 кл.

Восприятие величины. Сопоставление размеров 2х предметов, контрастных по высоте, длине, Ширине,толщине; обозначение различий словом.


Моя семья.

3


«Большой маленький».

«Большой маленький», «Карлики и великаны»

«Наши пальцы сжались тесно…»


«Увидели маму – радость, мама ушла – огорчение…»

Обвести человека

1-2 кл.

Нарисовать свою семью 3-4 кл.





Восприятие высоты: высокий - низкий


«Помоги Деду Морозу». «Палочки».

«Музыканты».

«Очки».


«Злой волшебник».

Начертить отрезки разной длины 1-2 кл.

Сравнение предметов по высоте.


Восприятие длины.


«Песенка мартышки» - упр. на релаксацию.

«Пильщики».

«Цепочка»


«Облака»

Оригами изготовление хлопушки 3-4кл.




Восприятие ширины.

Дикие животные.

1


Изобразить диких животных.

«Заинька».

«Вяжет бабушка лисица».

Зайка, волк, лиса, крокодил.

Глазами вверх – вниз(зайка прыгает), глазами вправо- влево (мишка переваливается)…

«Эхо»

Обвести и раскрасить зайца

1-2 кл.

Аппликация зайца

3-4 кл.








Восприятие толщины

Домашние животные.

1


«Воробей на веточке».

«Толстый – тонкий»

Пальчиковая гимн.: домашние животные.

Нарисовать глазками кошку…

«Рисунок»

Обвести и раскрасить кошку

1-2 кл.

Изготовление собачки, кошки

3-4 кл.

Восприятие цвета. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Знакомство с цветами. Игры на узнавание цвета, на сочетание цветов.

Восприятие цвета.

Посуда.

1


«Радуга – дуга», «Разноцветные игрушки», «Помоги Федоре».

«Солнечные зайчики».»»Вот пришёл к нам чайник».

«Кран».

Нарисовать глазами чашку, чайник…»

Разбилась чашка – огорчение, склеили – радость…»

Дорисовать посуду из геометрических фигур 1-2 кл. Оригами изготовление стаканчика 3-4 кл.

Зима.

2


«Найди предметы похожего цвета». «Поймай рыбку».

«Мороз».

На манке нарисовать снежинку

«Падают снежинки».

«Красивая снежинка»

Изготовление снежинок из ватных дисков 1-2 кл.

Изготовление снежинки из салфеток 3-4 кл.


«Флюгер».

«Горка»

«Нарисовать глазами ёлку».

«Подарки»

Обвести и раскрасить елочку

1-2 кл.

Аппликация ёлочка 3-4 кл.

Составление целого и частей на разрезном наглядном материале. Восприятие целостного предмета: игры на конструирование предметов и изображений; игры на узнавание предметов и изображений. Работа с пазлами, разрезными картинками.





Развитие целостного восприятия. Составление целого из частей.

Культура общения (этикет): учимся вежливо говорить.

1


Пазлы, мозаика.

«Пропали волшебные слова»

«Волшебное слово».

Разрезные картинки


«Снеговик»

Лото «Предметные картинки» 1-2 кл.

Работа с трафаретами 3-4 кл.

Урок мудрости (воспитание уважения к старшим).


1


«Подбери пару»

Ролевая игра «Старушка»

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Пазлы


«Хороший – плохой»

Составление рассказа по сюжетной картинке

Правила хорошего тона – в гостях.

1


Игра ролевая «В гостях»

«Накрой стол»

Работа с горохом – бусы для елки.

Глазами вверх-вниз, вправо-влево


Рисование и штриховка


Новогодний праздник.

1


«Весёлый человечек», «Наряди ёлку».

«Зайчик».

«Наряди елочку»

Глазами нарисовать елку.

«Елочка»

Нарисовать елку













3 четверть

Восприятие пространства. Уточнить и закрепить пространственные представления; закреплять осознание схемы тела; уточнить правое и левое направление в пространстве.

1 класс. Ориентировка на собственном теле; дифференциация правая - левая рука, нога. Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, справа – слева). Движение в заданном направлении (вперед – назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

2 класс. Ориентировка в помещении, понятия близко-далеко, ближе – дальше, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа(выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными предметами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

3 класс. Ориентировка в помещении по инструкции педагога, словесное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2, 4 равные части. Пространственная ориентировка на плоскости парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

4 класс. Ориентировка в помещении и на улице, словесное обозначение пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели… ). Словесный отчет. Ориентировка на листе бумаги разного формата, по разному расположенного на плоскости при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение.


Восприятие пространства.

Зимние забавы.

Верх- низ, право-лево.

1


«Снежки», «Лево-право»,

«Куда?»

«Снежинки»

«Лево-право»

«Согреем ручки»

«Посмотри на снежинки».

«Снеговик»

Нарисовать и заштриховать снеговика 1-2 кл.

Изготовление снежинки 3-4 кл.

Далеко-близко.

1


«Где спрятан клад?»

«Как подул Дед Мороз»

«Нарисуй дорожку».

Ориентировка на листе бумаги.

«Холодная зима, теплый домик».

Графические диктанты.

Высоко – низко

1


«Повтори»

«Мы писали».

«Горы высокие – низкие».

Ориентировка на доске.

«Облака»

Графические диктанты.

Одежда. Глубоко – мелко.

2


«Тряпичная кукла и солдат» - упр. на релаксацию.

«Тарелочка глубокая –мелкая».

Ориентировка на стене

«Подарки»

Изготовление сомбреро.


«Рисуем платочки», «Волшебные узоры»

«Одеваемся»

«Застегни пуговки»

«Будильник"

Рисование платочков 1-2 кл.

Графические диктанты3-4кл.


Обувь

2


«Угадай-ка»

«Шарики»

«Зашнуруй сапожок»

Изографы

«Забияки»

Обвести и заштриховать сапожок 1-2 кл.

Нарисовать обувь

3-4 кл.




«Рисунок»

Графические диктанты.


Восприятие времени. Развитие и уточнение временных представлений; закреплять представления по теме дни недели. Обозначение в речи временных представлений. Восприятие последовательности, длительности и частоты событий.


Восприятие времени.

Вчера, сегодня, завтра.

1


«День» - упр. на релаксацию.

«Мы шли…»

«Пальцы вытянулись дружно».




«Эхо»

Графический диктант.

Сутки.

1


Игра «Мой день».

День, ночь.

«Мы писали».


«Злой волшебник»


Модель «Сутки».

Неделя.

1


Игра «Муха- чистюха».

«Зарядка»

«Мизинчик».





Выходной день



Разучивание стиха.

Месяц.

1


«Займи свое место»

«Зайчики»

«Только уставать…»




Ура каникулы!



Заучить название месяцев.

Времена года.

1



Игра «Лето».



Зима- лето

Модель «Времена года»



Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Холодный – горячий, кислый, сладкий, горький, соленый. Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный – неприятный, тяжелый – легкий.



Восприятие особых свойств предметов.

Продукты. Восприятие вкуса и запаха.

1


Игра «Узнай о чем идет речь»

«Сильный, смелый наш отряд…»

«Нож»

Изографы

Изобразить лимон – кислый, яблоко- сладкое…

Рисование и штриховка

Восприятие температу-

ры и тяжести

1



Игра « Кто, что тяжелее?» «В магазине».

«Мы писали»

«Ведро»


Нести тяжело, легко…

Взвешивание предметов

Восприятие поверхности

1


Игра «Узнай что это»

«Солнце глянуло в кроватку»

«Красим стены, потолок, пол»


Солнышко

Аппликация (манка)

Восприятие звука

1


Игра «Тихо- громко».

«Музыканты»

«Дудочка»


«Эхо»

Звукоподражание


Тактильное восприятие. Определение на ощупь плоскости фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином. Игры с крупной мозаикой.


Тактильное восприятие

Сказки

4


Игра «Чудесный мешочек»

«Мяч»

«Шарики»


Мяч

Лепка мяча.


Игра «Горшочек»

«Колобок»

«Колокольчик»


Веселый колобок

Чтение сказок по ролям, выразительно…


Игра «Определи с завязанными глазами».

«Буратино»

«Пальцы вытянулись дружно»


Буратино



«Кот в сапогах»

«Котик»

Изографы

Котята

Мозаика





4 четверть

Кинетическое и кинестетическое восприятие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога. Обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).


Кинетическое и кинестетическое восприятие

Весна

3


Изобразить животных

«Рыбки»

«Лягушата»


«Лягушата»

Обвести животных


Игра на музыкальных инструментах.

Надуваем шары.

«Шарик»


«Крапива»

Нарисовать и раскрасить шарик 1,2 кл.

Нарисовать 3 шара разной формы и цвета. 3,4 кл.


«Летает не летает»

«Руки к верху поднимаем…»

«Самолет»


«Веселые человечки»

Ракета из палочек 3, 4 кл. обвести самолет 1,2 кл.

Развитие зрительного восприятия и памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Развитие зрительного восприятия и памяти

Насекомые

3


Игра «Муха». «Найти одинаковые бабочки». «Найти знакомые геометрические фигуры».

«Бабочка»



«Облака»

Из палочек бабочка, обвести бабочку1,2 кл.

Дорисовать бабочку 3,4 кл.



«Что изменилось?» «Что перепутал художник?» «Найти пару»

«Жук»

«Жук»


«Облака»

Сделать из палочек жука 1.2 кл.

Нарисовать жука 3,4кл.


Игра «Поймай рыбку»- лото «Что забыл нарисовать художник?» «Кто спрятался за забором»

«Кузнечики»

«Наши пальчики…»

Изографы

«Эхо»

Трафареты 1,2кл

Графический диктант 3,4 кл.


Развитие слухового восприятия и памяти. Различие звуков окружающей действительности (стук, шорох, стон, звон, гудение, жужжание.) и музыкальных звуков. Различие речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.


Развитие слухового внимания и памяти

Птицы

3


Игра «Скажи кто это?» «Скажи что звучит»

«Гуси серые летели»

«Дятел» «Скворечник»


«Звездочки»

Трафареты


«Тихо – громко» «Кто что услышит?» «Где звенит?» «Наседка и цыплята»

«Сова»

«Пальцы поздоровались»

«Цыпленок»


«Веселые птички»

Обвести цыпленка 1,2 кл

Аппликация цыпленок 3,4 кл.


Звукоподражание

«Жмурки с голосом»

«Вороны»

«Гусь»


«Облака»

Трафареты


Развитие внимания.


Развитие внимания

Деревья

1


Игры на развитие произвольного внимания «Что изменилось?» «Сигнальщики»

«Деревья – кусты – трава»

«Дерево»


«Деревья»

Дерево обвести и заштриховать 1,2 кл.

Дорисовать дерево 3,4 кл.

Лес

1


Игры на развитие распределения внимания «Веселый счет» «Найти и зачеркнуть круги»

«Дровосеки»

«Елочка»

«Елка»


«В лесу»

Рисование на тему «В лесу». 1,2 кл.

Дорисовать елочку 3,4 кл. из палочек сделать елочку.

Транспорт

1


Игры на развитие объема внимания.

«Делай так»

«Пароход»


«Идем по городу»

Работа с трафаретами Транспорт 1,2 кл.

Графический диктант 3,4 кл.

Из палочек машинка.


Развитие мышления.

Развитие мышления

Цветы

1


Игры на развитие наглядно-образного мышления «Бутон»

«Цветы»

«Тюльпан», «Василек»

Нарисовать глазами цветок

Изобразить цветок

Тюльпан из бумаги 3-4 кл.

Работа с трафаретами «Цветы» 1-2 кл.

Грибы. Съедобные, несъедобные грибы

1


Игры на развитие словесно-образного мышления «Пиктограмма» «Что лишнее?»

«Мы по горке идем, цветы, ягоды берем…»





«Корзинка»

Нарисовать глазами грибок

«Ищем грибы»

Гриб из палочек 1-2 кл.

Графический диктант 3-4 кл.

Овощи, фрукты

1


«Что лишнее?»

«Контрасты»

«Шел по берегу петух»


Нарисовать глазами помидор


Работа с трафаретами 1-2кл.

Графический диктант 3-4 кл.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Автор: Козлова Татьяна Викторовна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov"
    ["file_id"] => string(6) "131815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416234508"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "adaptivnaia-rabochaia-proghramma-dlia-uchashchikhsia-s-uo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246277"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319677"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_razvitiiu_psikhomotoriki_i_siensornykh_protsiessov_2_kla"
    ["file_id"] => string(6) "367224"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481186147"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся 8 вида"
    ["seo_title"] => string(75) "adaptirovannaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_dlia_uchashchikhsia_8_vida"
    ["file_id"] => string(6) "489552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1544270692"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства