Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов»
Тема
Лексика
Кол-во
часов
Дата
Развивающая
игра
Физминутка
Пальчиковая
гимнастика
Зрительная гимнастика
Мимическая
гимнастика
Практическая
работа
1 четверть.
1.Обследование детей, комплектование групп для тренинговых занятий. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей, социометрическое обследование класса.(1 час.)
2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики.
Лето.
3
«Слушай внимательно».
«Ручками похлопали».
«Шарики».
«Посмотри на облако».
«Облака».
Обвести и раскрасить облако.
1-2 класс
Нарисовать и раскрасить облако
3-4кл.
«Цапля и лягушата».
«Лягушата».
«Лягушки».
«Кого увидел лягушонок?»
«Эхо».
Обвести и заштриховать лягушку
1-2 кл.
Обвести раскрасить лягушку 3-4 кл.
«Самокат».
«Солнце глянуло в кроватку».
«Пальцы маленький отряд…»
«Посмотри на солнышко».
«Злой волшебник».
Обвести и раскрасить солнышко
1-2 кл.
Нарисовать и раскрасит солнышко 3-4 кл.
Наша школа.
3
«Светофор».
«Зарядка».
«Пальцы делают зарядку».
«Дорога в школу».
«Крапива».
Обвести и заштриховать буквы1-2 кл.
Нарисовать светофор 3-4 кл.
«Жмурки с колокольчиком».
«Мы писали..».
«Колокольчик».
«Нарисовать глазами колокольчик».
«Рисунок».
Обвести и раскрасить колокольчик
1-2 кл.
Нарисовать и заштриховать колокольчик 3-4 кл .
«Займи своё место».
«Мы писали…»
«Пальцы вытянулись дружно».
«Забияка».
Лото «Картинки»
1-2 кл.
Оригами изготовление коробочки 3-4кл.
Развитие мелкой моторики (работа с трафаретами, шаблонами, вырезание, сгибание бумаги, раскрашивание, штриховка
Учебные вещи.
3
«Собрать портфель Буратино».
«Буратино потянулся».
«Путешествие на корабле»(знакомство с пальчиками).
«Буратино смотрит на кончик своего носа».
«Буратино огорчился, обрадовался…»
Обвести руку 1-2 кл.
Оригами изготовление кораблика 3-4 кл.
«Ветер качает деревья».
«Ветер».
«Ножницы».
«Следим глазами за макушкой дерева».
Подул сильный ветер. Изобразить – приятно, неприятно…
Вырезание полосок бумаги1-2 кл.
Вырезание сложных фигур 3-4 кл.
«Сказка о цветных карандашах».
«Хомка».
«Карандаши».
«Плывём направо, налево…»
«Бесцветная страна- некрасиво, грустно…Разноцветная страна – радость…»
Аппликация «Цветные карандаши»1-2 кл.
Нарисовать цветные карандаши по клеткам 3-4 кл.
Игрушки
3
«Летает – не летает».»Магазин игрушек».
«Мячик».
«Самолёт».
«Куда летит самолёт?».
«Подарки».
Обвести и раскрасить самолёт1-2 кл. Изготовление самолёта 3-4кл.
«Самокат» - игра на релаксацию.
«Волчок».
«Юла».
Круговые движения глазами.
Обвести и раскрасить юлу
1-2 кл.
Дорисовать юлу
3-4 кл.
«Ёжик в бане вымыл ушки».
«Ёж».
По иголочкам ведём глазками.
«Изобразить ёжика».
Обвести и раскрасить ежа
1-2 кл.
Нарисовать ежа
3-4кл.
Осень.
2
«Падают листья».
«Капля -раз».
«Тучки».
Глазами нарисовать тучку.
«Солнце – дождик».
Приклеить тучку, нарисовать дождь
1-2 кл.
Вырезать и приклеить
тучку3-4 кл.
«Собери грибы». «Опёнок» - игра на релаксацию.
«Мы шли».
«Корзинка».
«Глазами ищем грибы».
«Нашли гриб..»
Обвести и раскрасить гриб
1-2кл.
Дорисовать и раскрасит гриб
3-4кл.
Развитие графомоторных навыков (коррекция каллиграфии, скорописи ,правильности списывания).
1.Восприятие формы, величины, цвета, конструировании предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур в процессе выполнения упражнений; выделение признака формы, называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме: круглые, квадратные, треугольные.
Восприятие формы.
Геометрические фигуры.
1
Знакомство с геометрич. Фигурами; чувственное восприятие формы («Обведи фигуру», «Узнай на ощупь»)«Найди домик». «Логический квадрат».
«Лесная лужайка».
«Стряхнуть воду с пальцев» - упр. на релаксацию.
Нарисовать глазами геометрические фигуры.
«Кубики»
Из палочек сделать геометрические фигур
- треугольник, квадрат, прямоугольник
1-2кл.
- многоугольник, трапеция, ромб, звезда 3-4 кл.
Круг.
1
«Мячик» - упр. на релаксацию.
«Карусели».
Пальчиками сделать круг.
Нарисовать глазами круг.
«Колобок»
Нарисовать предметы из круга
1-2 кл.
Аппликация из кругов 3-4 кл.
Овощи.
1
«Весёлые шары». «Домино».
«Надули шарики».
«Шарик».
Нарисовать глазами овощ: морковь, помидор…
«Белка».
Нарисовать и раскрасит овощи
1-2 кл.
Оригами изготовление
«Корзинки»3-4 кл.
Фрукты
1
Игры на узнавание формы «Найди похожие фигуры», «Из каких фигур рисунок?», «Какой формы предмет?».«На что похоже?» «Сорви яблоко» - упр. на релаксацию.
«Сорви яблоко», «Побежали по кругу, квадрату, овалу…»
Пальчиком на ладошке нарисовать геометрические фигуры
Восприятие величины. Сопоставление размеров 2х предметов, контрастных по высоте, длине, Ширине,толщине; обозначение различий словом.
Моя семья.
3
«Большой маленький».
«Большой маленький», «Карлики и великаны»
«Наши пальцы сжались тесно…»
«Увидели маму – радость, мама ушла – огорчение…»
Обвести человека
1-2 кл.
Нарисовать свою семью 3-4 кл.
Восприятие высоты: высокий - низкий
«Помоги Деду Морозу». «Палочки».
«Музыканты».
«Очки».
«Злой волшебник».
Начертить отрезки разной длины 1-2 кл.
Сравнение предметов по высоте.
Восприятие длины.
«Песенка мартышки» - упр. на релаксацию.
«Пильщики».
«Цепочка»
«Облака»
Оригами изготовление хлопушки 3-4кл.
Восприятие ширины.
Дикие животные.
1
Изобразить диких животных.
«Заинька».
«Вяжет бабушка лисица».
Зайка, волк, лиса, крокодил.
Глазами вверх – вниз(зайка прыгает), глазами вправо- влево (мишка переваливается)…
«Эхо»
Обвести и раскрасить зайца
1-2 кл.
Аппликация зайца
3-4 кл.
Восприятие толщины
Домашние животные.
1
«Воробей на веточке».
«Толстый – тонкий»
Пальчиковая гимн.: домашние животные.
Нарисовать глазками кошку…
«Рисунок»
Обвести и раскрасить кошку
1-2 кл.
Изготовление собачки, кошки
3-4 кл.
Восприятие цвета. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Знакомство с цветами. Игры на узнавание цвета, на сочетание цветов.
Составление целого и частей на разрезном наглядном материале. Восприятие целостного предмета: игры на конструирование предметов и изображений; игры на узнавание предметов и изображений. Работа с пазлами, разрезными картинками.
Развитие целостного восприятия. Составление целого из частей.
Культура общения (этикет): учимся вежливо говорить.
1
Пазлы, мозаика.
«Пропали волшебные слова»
«Волшебное слово».
Разрезные картинки
«Снеговик»
Лото «Предметные картинки» 1-2 кл.
Работа с трафаретами 3-4 кл.
Урок мудрости (воспитание уважения к старшим).
1
«Подбери пару»
Ролевая игра «Старушка»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Пазлы
«Хороший – плохой»
Составление рассказа по сюжетной картинке
Правила хорошего тона – в гостях.
1
Игра ролевая «В гостях»
«Накрой стол»
Работа с горохом – бусы для елки.
Глазами вверх-вниз, вправо-влево
Рисование и штриховка
Новогодний праздник.
1
«Весёлый человечек», «Наряди ёлку».
«Зайчик».
«Наряди елочку»
Глазами нарисовать елку.
«Елочка»
Нарисовать елку
3 четверть
Восприятие пространства. Уточнить и закрепить пространственные представления; закреплять осознание схемы тела; уточнить правое и левое направление в пространстве.
1 класс. Ориентировка на собственном теле; дифференциация правая - левая рука, нога. Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, справа – слева). Движение в заданном направлении (вперед – назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
2 класс. Ориентировка в помещении, понятия близко-далеко, ближе – дальше, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа(выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными предметами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
3 класс. Ориентировка в помещении по инструкции педагога, словесное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2, 4 равные части. Пространственная ориентировка на плоскости парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
4 класс. Ориентировка в помещении и на улице, словесное обозначение пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели… ). Словесный отчет. Ориентировка на листе бумаги разного формата, по разному расположенного на плоскости при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение.
Восприятие пространства.
Зимние забавы.
Верх- низ, право-лево.
1
«Снежки», «Лево-право»,
«Куда?»
«Снежинки»
«Лево-право»
«Согреем ручки»
«Посмотри на снежинки».
«Снеговик»
Нарисовать и заштриховать снеговика 1-2 кл.
Изготовление снежинки 3-4 кл.
Далеко-близко.
1
«Где спрятан клад?»
«Как подул Дед Мороз»
«Нарисуй дорожку».
Ориентировка на листе бумаги.
«Холодная зима, теплый домик».
Графические диктанты.
Высоко – низко
1
«Повтори»
«Мы писали».
«Горы высокие – низкие».
Ориентировка на доске.
«Облака»
Графические диктанты.
Одежда. Глубоко – мелко.
2
«Тряпичная кукла и солдат» - упр. на релаксацию.
«Тарелочка глубокая –мелкая».
Ориентировка на стене
«Подарки»
Изготовление сомбреро.
«Рисуем платочки», «Волшебные узоры»
«Одеваемся»
«Застегни пуговки»
«Будильник"
Рисование платочков 1-2 кл.
Графические диктанты3-4кл.
Обувь
2
«Угадай-ка»
«Шарики»
«Зашнуруй сапожок»
Изографы
«Забияки»
Обвести и заштриховать сапожок 1-2 кл.
Нарисовать обувь
3-4 кл.
«Рисунок»
Графические диктанты.
Восприятие времени. Развитие и уточнение временных представлений; закреплять представления по теме дни недели. Обозначение в речи временных представлений. Восприятие последовательности, длительности и частоты событий.
Восприятие времени.
Вчера, сегодня, завтра.
1
«День» - упр. на релаксацию.
«Мы шли…»
«Пальцы вытянулись дружно».
«Эхо»
Графический диктант.
Сутки.
1
Игра «Мой день».
День, ночь.
«Мы писали».
«Злой волшебник»
Модель «Сутки».
Неделя.
1
Игра «Муха- чистюха».
«Зарядка»
«Мизинчик».
Выходной день
Разучивание стиха.
Месяц.
1
«Займи свое место»
«Зайчики»
«Только уставать…»
Ура каникулы!
Заучить название месяцев.
Времена года.
1
Игра «Лето».
Зима- лето
Модель «Времена года»
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Холодный – горячий, кислый, сладкий, горький, соленый. Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный – неприятный, тяжелый – легкий.
Восприятие особых свойств предметов.
Продукты. Восприятие вкуса и запаха.
1
Игра «Узнай о чем идет речь»
«Сильный, смелый наш отряд…»
«Нож»
Изографы
Изобразить лимон – кислый, яблоко- сладкое…
Рисование и штриховка
Восприятие температу-
ры и тяжести
1
Игра « Кто, что тяжелее?» «В магазине».
«Мы писали»
«Ведро»
Нести тяжело, легко…
Взвешивание предметов
Восприятие поверхности
1
Игра «Узнай что это»
«Солнце глянуло в кроватку»
«Красим стены, потолок, пол»
Солнышко
Аппликация (манка)
Восприятие звука
1
Игра «Тихо- громко».
«Музыканты»
«Дудочка»
«Эхо»
Звукоподражание
Тактильное восприятие. Определение на ощупь плоскости фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином. Игры с крупной мозаикой.
Тактильное восприятие
Сказки
4
Игра «Чудесный мешочек»
«Мяч»
«Шарики»
Мяч
Лепка мяча.
Игра «Горшочек»
«Колобок»
«Колокольчик»
Веселый колобок
Чтение сказок по ролям, выразительно…
Игра «Определи с завязанными глазами».
«Буратино»
«Пальцы вытянулись дружно»
Буратино
«Кот в сапогах»
«Котик»
Изографы
Котята
Мозаика
4 четверть
Кинетическое и кинестетическое восприятие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога. Обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Кинетическое и кинестетическое восприятие
Весна
3
Изобразить животных
«Рыбки»
«Лягушата»
«Лягушата»
Обвести животных
Игра на музыкальных инструментах.
Надуваем шары.
«Шарик»
«Крапива»
Нарисовать и раскрасить шарик 1,2 кл.
Нарисовать 3 шара разной формы и цвета. 3,4 кл.
«Летает не летает»
«Руки к верху поднимаем…»
«Самолет»
«Веселые человечки»
Ракета из палочек 3, 4 кл. обвести самолет 1,2 кл.
Развитие зрительного восприятия и памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие зрительного восприятия и памяти
Насекомые
3
Игра «Муха». «Найти одинаковые бабочки». «Найти знакомые геометрические фигуры».
Игра «Поймай рыбку»- лото «Что забыл нарисовать художник?» «Кто спрятался за забором»
«Кузнечики»
«Наши пальчики…»
Изографы
«Эхо»
Трафареты 1,2кл
Графический диктант 3,4 кл.
Развитие слухового восприятия и памяти. Различие звуков окружающей действительности (стук, шорох, стон, звон, гудение, жужжание.) и музыкальных звуков. Различие речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.
Развитие слухового внимания и памяти
Птицы
3
Игра «Скажи кто это?» «Скажи что звучит»
«Гуси серые летели»
«Дятел» «Скворечник»
«Звездочки»
Трафареты
«Тихо – громко» «Кто что услышит?» «Где звенит?» «Наседка и цыплята»
«Сова»
«Пальцы поздоровались»
«Цыпленок»
«Веселые птички»
Обвести цыпленка 1,2 кл
Аппликация цыпленок 3,4 кл.
Звукоподражание
«Жмурки с голосом»
«Вороны»
«Гусь»
«Облака»
Трафареты
Развитие внимания.
Развитие внимания
Деревья
1
Игры на развитие произвольного внимания «Что изменилось?» «Сигнальщики»
«Деревья – кусты – трава»
«Дерево»
«Деревья»
Дерево обвести и заштриховать 1,2 кл.
Дорисовать дерево 3,4 кл.
Лес
1
Игры на развитие распределения внимания «Веселый счет» «Найти и зачеркнуть круги»
«Дровосеки»
«Елочка»
«Елка»
«В лесу»
Рисование на тему «В лесу». 1,2 кл.
Дорисовать елочку 3,4 кл. из палочек сделать елочку.
Транспорт
1
Игры на развитие объема внимания.
«Делай так»
«Пароход»
«Идем по городу»
Работа с трафаретами Транспорт 1,2 кл.
Графический диктант 3,4 кл.
Из палочек машинка.
Развитие мышления.
Развитие мышления
Цветы
1
Игры на развитие наглядно-образного мышления «Бутон»
«Цветы»
«Тюльпан», «Василек»
Нарисовать глазами цветок
Изобразить цветок
Тюльпан из бумаги 3-4 кл.
Работа с трафаретами «Цветы» 1-2 кл.
Грибы. Съедобные, несъедобные грибы
1
Игры на развитие словесно-образного мышления «Пиктограмма» «Что лишнее?»