kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа будет интересна педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов (2 класс)»


Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО

№______ от _______20_____ г.


СОГЛАСОВАНО

Протокол педсовета

№______ от _______20____ г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ

№_____от_________20____ г.

Сазонов С.М._________





Рабочая программа

учебного предмета


«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»


(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы

для детей с умственной отсталостью)


2 класс


2016 – 2017 учебный год



Составитель: Щербакова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов высшей категории.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).

  • Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;

- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;

- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.


Цели программы:

  • обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.




Общая характеристика учебного предмета:

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках математике учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.

Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения – одна из сложных современных задач специального образования. Воспитанники адаптивной школы с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

― в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:





Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

1 класс

2

33

66

2 класс

2

35

70

3 класс

2

35

70

4 класс

2

35

70




276 часов за курс













Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:


Личностные результаты:

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; 

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 


Предметные результаты:


Минимальный уровень

Достаточный уровень

определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

различать основные цвета и их оттенки;

определять на ощупь разные свойства предметов;

находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

различать «наложенные» изображения предметов;

различать вкусовые качества;



конструировать предметы из геометрических фигур;

узнавать предмет по части;

сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

различать характер мелодии;

ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

соотносить времена года с названиями месяцев.


Регулятивные БУД

-принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе учителя и под руководством учителя;

-планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью учителя;

- контролировать выполненные задания с опорой на план, данному учителем;

- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем);

-фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;

- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные БУД

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному

назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.


Коммуникативные БУД

- отвечать на вопросы учителя

- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

- оценивать по предложенной учителем шкале качество ответов;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть».


Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч)

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Формы организации обучения:

  • групповые занятия,

  • индивидуальные занятия.

Основные виды учебной деятельности:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа с кинематическими схемами.

Работа с раздаточным материалом.

Календарно - тематическое планирование по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

п\п

Раздел




Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Форма учебного

занятия


Тип

учебного

занятия

Виды учебной

деятельности обучающихся на занятии

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

7.09

8.09






1.Развитие моторики, графомоторных навыков -13 ч

Развитие точности движений (метание в цель мяча; «Кольцеброс»).

1

14.09



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

выполнять соотносящие действия;

метать в цель мяч

Координация движений (игры с мячом, обручем).

1

15.09



Индивидуаль ное занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

выполнять соотносящие действия;


Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.).

1

21.09



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Перемещаться в пространстве по инструкции учителя

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

22.09



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

выполнять соотносящие действия;

разучивать четверостишие


Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

1

28.09



Индивидуаль ное занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять соотносящие действия обеих рук;

выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;


выполнять действия с мелкими предметами с мелкими предметами

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1

5.10


Индивидуаль ное занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

выполнять штриховку в разных направлениях и рисование по трафарету.

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

1

6.10


Индивидуаль ное занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

называть и различать геометрические фигуры;

выполнять обводку по трафарету орнамента

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

12.10


Индивидуаль ное занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Копировать по точкам;

Перемещать предметы в пространстве по инструкции учителя

Графический диктант (по показу).

1

13.10


Индивидуаль ное занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

выполнять графический диктант (по показу).

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

1

19.10


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

называть и различать геометрические фигуры;

выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;

вырезать ножницами из бумаги по шаблону

Работа в технике объемной аппликации.

2

20.10

26.10



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Выполнять аппликацию в технике оригами.

2.Тактильно-двигательное восприятие - 4 ч


Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

27.10



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

осуществлять тактильно-двигательные пробы с закрытыми глазами;

определять свойства предметов на ощупь.

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

2.11




Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

осуществлять тактильно-двигательные пробы с закрытыми глазами;

определять форму предметов на ощупь.

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

1

3.11



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнения с глиной и пластилином;

Различать твердое и мягкое состояние

Игры со средней мозаикой.

1

16.11


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнения с мозаикой.

осуществлять тактильно-двигательные упражнения

3.Кинестетическое и кинетическое развитие -4 ч


Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

17.11


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять движения и позы верхних и нижних конечностей по инструкции педагога.

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.

1

23.11


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять движения головы по инструкции педагога.

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

1

24.11


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять движения всего тела по инструкции педагога.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1

30.11


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять имитацию движений и поз животных, природных явлений;

Сравнивать их и различать

4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов -14 ч


Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

1

1.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать форму и величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам



Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

7.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать форму и величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;

классифицировать предметы по форме


Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине.

1

8.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать и сравнивать  предметы по высоте и толщине;

называть предметы по их признакам.

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине.

1

14.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать и сравнивать  предметы по длине и ширине;

называть предметы по их признакам.

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

1

15.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать форму и величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;

классифицировать предметы по форме и величине


Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

1

21.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать форму и цвет предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;

классифицировать предметы по форме и цвету


Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку.

1

22.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;

составлять сериационные ряды по величине

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1

28.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать оттенки цветов, называть предметы по оттенкам;


Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

1

29.12


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать оттенки цветов, называть предметы по оттенкам;

Подбирать оттенки к основным цветам.

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали).

1

11.01


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

Различать и сравнивать геометрические фигуры;

Конструирование предметов из геометрических фигур

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.).

2

12.01

18.01


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать и выделять части знакомых предметов;

Называть их

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале.

2

19.01

25.01


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Составлять целый предмет из частей на разрезном наглядном материале.

Сравнивать и выделять части

5. Развитие зрительного восприятия -5 ч


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога).

1

26.01


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Сравнивать и называть предметы по их признакам по инструкции педагога

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

1.02


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Сравнивать и выделять части знакомых предметов;

Называть их

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов).

1

2.02


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Сравнивать и выделять части знакомых предметов;

Называть их

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения).

1

8.02


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Сравнивать и выделять части знакомых предметов;

Называть их

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

9.02


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов -6 ч


Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

2

15.02

16.02



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Осуществлять тактильные пробы с закрытыми глазами;

измерять температуру при помощи градусника

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

1

22.02


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Осуществлять вкусовые пробы;

Различать вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное).

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

1

1.03


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи.

Называть их

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений.

2

2.03

9.03


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Осуществлять барические пробы;

Обозначать их словесно.

7.Развитие слухового восприятия -5 ч


Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

1

15.03


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать звуки шумовых и музыкальных инструментов;

Называть их

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

1

16.03


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать звуки по громкости и длительности

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

1

22.03


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Различать мелодии по характеру (веселая, грустная).

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

23.03


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

различать звуки повседневной жизни

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1

6.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков


8.Восприятие пространства -7 ч


Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

1

12.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Перемещаться в пространстве по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».

1

13.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Перемещаться в пространстве по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

1

19.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

1

20.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

1

26.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

27.04


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться на поверхности парты .по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

3.05


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться на поверхности парты .по инструкции учителя;

Различать на слух заданные направления

9.Восприятие времени -7 ч


Порядок месяцев в году.

2

4.05

10.05


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться во времени, использовать названия месяцев


Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

2

11.05

17.05


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Ориентироваться во времени, использовать названия времен года


Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

1

18.05



Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Называть части часов;

Определять время с точностью до часа

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

1

24.05


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Определять время с точностью до

секунды, минуты, часа.

Определение времени по часам. Игры с моделью часов.

1

25.05


Групповое занятие

Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков

Определять время по часам.





Список литературы:

Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.

  1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга родителей. – М: Педагогика, 1990. -56 с. ил.

  2. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. [Текст]: - Яро­славль, 1998.

  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

  4. Игра для детей: Думай, считай, решай/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. [Текст]: - КОГУП «Кировская областная типография», 2004г

  5. Игра для детей: Счет до 20/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.[Текст]:- КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.

  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

  7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 192 с., ил.

  8. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.

Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет. - М.: Сфера, 2001. - 77 с. : ил.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990. -128 с.- ил.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов (2 класс)

Автор: Щербакова Наталья Владимировна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov"
    ["file_id"] => string(6) "131815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416234508"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_korrektsionno_razvivaiushchikh_zaniatii_vneurochnoi_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "632976"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1685686589"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "adaptivnaia-rabochaia-proghramma-dlia-uchashchikhsia-s-uo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246277"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства