Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов (2 класс)»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2 класс
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Щербакова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов высшей категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цели программы:
обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках математике учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения – одна из сложных современных задач специального образования. Воспитанники адаптивной школы с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
Год обучения
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный год
1 класс
2
33
66
2 класс
2
35
70
3 класс
2
35
70
4 класс
2
35
70
276 часов за курс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные результаты:
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
различать основные цвета и их оттенки;
определять на ощупь разные свойства предметов;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
различать «наложенные» изображения предметов;
различать вкусовые качества;
конструировать предметы из геометрических фигур;
узнавать предмет по части;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
различать характер мелодии;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
соотносить времена года с названиями месяцев.
Регулятивные БУД
-принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе учителя и под руководством учителя;
-планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью учителя;
- контролировать выполненные задания с опорой на план, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем);
-фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные БУД
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Коммуникативные БУД
- отвечать на вопросы учителя
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество ответов;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть».
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч)
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).
Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Формы организации обучения:
групповые занятия,
индивидуальные занятия.
Основные виды учебной деятельности:
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с кинематическими схемами.
Работа с раздаточным материалом.
Календарно - тематическое планирование по предмету«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
№
п\п
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
Дата проведения
по факту
Форма учебного
занятия
Тип
учебного
занятия
Виды учебной
деятельности обучающихся на занятии
1
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
2
7.09
8.09
1.Развитие моторики, графомоторных навыков -13 ч
Развитие точности движений (метание в цель мяча; «Кольцеброс»).
1
14.09
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
выполнять соотносящие действия;
метать в цель мяч
Координация движений (игры с мячом, обручем).
1
15.09
Индивидуаль ное занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
выполнять соотносящие действия;
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.).
1
21.09
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Перемещаться в пространстве по инструкции учителя
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
1
22.09
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
выполнять соотносящие действия;
разучивать четверостишие
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).
1
28.09
Индивидуаль ное занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять соотносящие действия обеих рук;
выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
выполнять действия с мелкими предметами с мелкими предметами
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.
1
5.10
Индивидуаль ное занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
выполнять штриховку в разных направлениях и рисование по трафарету.
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
1
6.10
Индивидуаль ное занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
называть и различать геометрические фигуры;
выполнять обводку по трафарету орнамента
Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).
1
12.10
Индивидуаль ное занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Копировать по точкам;
Перемещать предметы в пространстве по инструкции учителя
Графический диктант (по показу).
1
13.10
Индивидуаль ное занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
выполнять графический диктант (по показу).
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм
1
19.10
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
называть и различать геометрические фигуры;
выполнять упражнений для пальцев и кистей рук;
вырезать ножницами из бумаги по шаблону
Работа в технике объемной аппликации.
2
20.10
26.10
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
Выполнять аппликацию в технике оригами.
2.Тактильно-двигательное восприятие - 4 ч
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).
1
27.10
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
осуществлять тактильно-двигательные пробы с закрытыми глазами;
определять свойства предметов на ощупь.
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
1
2.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
осуществлять тактильно-двигательные пробы с закрытыми глазами;
определять форму предметов на ощупь.
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
1
3.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнения с глиной и пластилином;
Различать твердое и мягкое состояние
Игры со средней мозаикой.
1
16.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнения с мозаикой.
осуществлять тактильно-двигательные упражнения
3.Кинестетическое и кинетическое развитие -4 ч
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).
1
17.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять движения и позы верхних и нижних конечностей по инструкции педагога.
Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.
1
23.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять движения головы по инструкции педагога.
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».
1
24.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять движения всего тела по инструкции педагога.
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).
1
30.11
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять имитацию движений и поз животных, природных явлений;
Сравнивать их и различать
4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов -14 ч
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).
1
1.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать форму и величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).
1
7.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать форму и величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;
классифицировать предметы по форме
Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине.
1
8.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать и сравнивать предметы по высоте и толщине;
называть предметы по их признакам.
Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине.
1
14.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать и сравнивать предметы по длине и ширине;
называть предметы по их признакам.
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.
1
15.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать форму и величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;
классифицировать предметы по форме и величине
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.
1
21.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать форму и цвет предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;
классифицировать предметы по форме и цвету
Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку.
1
22.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать величину предметов, сравнивать и называть предметы по их признакам;
составлять сериационные ряды по величине
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».
1
28.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать оттенки цветов, называть предметы по оттенкам;
Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».
1
29.12
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать оттенки цветов, называть предметы по оттенкам;
Подбирать оттенки к основным цветам.
Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали).
1
11.01
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
Различать и сравнивать геометрические фигуры;
Конструирование предметов из геометрических фигур
Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.).
2
12.01
18.01
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать и выделять части знакомых предметов;
Называть их
Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале.
2
19.01
25.01
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Составлять целый предмет из частей на разрезном наглядном материале.
Сравнивать и выделять части
5. Развитие зрительного восприятия -5 ч
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога).
1
26.01
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Сравнивать и называть предметы по их признакам по инструкции педагога
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).
1
1.02
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Сравнивать и выделять части знакомых предметов;
Называть их
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов).
1
2.02
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Сравнивать и выделять части знакомых предметов;
Называть их
Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения).
1
8.02
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Сравнивать и выделять части знакомых предметов;
Называть их
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
1
9.02
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения.
6. Восприятие особых свойств предметов -6 ч
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).
2
15.02
16.02
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Осуществлять тактильные пробы с закрытыми глазами;
измерять температуру при помощи градусника
Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».
1
22.02
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Осуществлять вкусовые пробы;
Различать вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное).
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.
1
1.03
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений.
2
2.03
9.03
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Осуществлять барические пробы;
Обозначать их словесно.
7.Развитие слухового восприятия -5 ч
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).
1
15.03
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать звуки шумовых и музыкальных инструментов;
Называть их
Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).
1
16.03
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать звуки по громкости и длительности
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений
1
22.03
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Различать мелодии по характеру (веселая, грустная).
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
1
23.03
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
различать звуки повседневной жизни
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)
1
6.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
8.Восприятие пространства -7 ч
Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
1
12.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Перемещаться в пространстве по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».
1
13.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Перемещаться в пространстве по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).
1
19.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.
1
20.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами.
1
26.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
1
27.04
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться на поверхности парты .по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
1
3.05
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться на поверхности парты .по инструкции учителя;
Различать на слух заданные направления
9.Восприятие времени-7 ч
Порядок месяцев в году.
2
4.05
10.05
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться во времени, использовать названия месяцев
Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».
2
11.05
17.05
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Ориентироваться во времени, использовать названия времен года
Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
1
18.05
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Называть части часов;
Определять время с точностью до часа
Меры времени (секунда, минута, час, сутки).
1
24.05
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Определять время с точностью до
секунды, минуты, часа.
Определение времени по часам. Игры с моделью часов.
1
25.05
Групповое занятие
Закрепление знаний и совершенствования умений и навыков
Определять время по часам.
Список литературы:
Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга родителей. – М: Педагогика, 1990. -56 с. ил.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. [Текст]: - Ярославль, 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Игра для детей: Думай, считай, решай/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. [Текст]: - КОГУП «Кировская областная типография», 2004г
Игра для детей: Счет до 20/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.[Текст]:- КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 192 с., ил.
Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет. - М.: Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
Чистякова М.И. Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990. -128 с.- ил.