протокол № __ «___»_____________20____г Л.П. Конюшенко
«___»_____________20____г.
___________ О.В. Казачкова
«___»____________20___г.
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,7-е издание).
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Учебного плана Образовательного учреждения.
Настоящая программа разработана в связи с включением данного предмета.
Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, практическая работа.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
- фронтальные, групповые или индивидуальные.
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами ( мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).
Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам ( с точностью до 1 часа).
№ П/п | № П/п ТЕМЫ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
практичес- кие работы | самостоятельные работы | экскурсии | контрольные работы |
1-2 | | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 | | | | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. |
3-4 | 1.1. 1.2. | Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс). | 2 | 2 | | | |
5-6 | 1.3 1.4. | Координация движений (игры с мячом, обручем). | 2 | 2 | | | |
7 | 1.5. | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.) | 1 | 1 | | | |
8 | 1.6 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | 1 | | | |
9 | 1.7. | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 1 | 1 | | | |
10-11 | 1.8. 1.9. | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 2 | 1 | 1 | | |
12 | 1.10. | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | 1 | 1 | | | |
13 | 1.11. | Развитие координации руки и глаза (по инструкции педагога). | 1 | 1 | | | |
14 | 1.12 | Графический диктант (по показу). | 1 | 1 | | | |
15 | 1.13 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 1 | 1 | | | |
16 | 1.14 | Работа в технике «объёмной» аппликации. | 1 | 1 | | | |
Тактильно-двигательное восприятие. |
17 | 2.1. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые). | 1 | 1 | | | |
18 | 2.2. | Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 1 | 1 | | | |
19 | 2.3. | Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). | 1 | 1 | | | |
20 | 2.4. | Игры со средней мозаикой. | 1 | 1 | | | |
Кинестетическое и кинетическое развитие. |
21 | 3.1. | Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). | 1 | 1 | | | |
22 | 3.2. | Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений. | 1 | 1 | | | |
23 | 3.3. | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». | 1 | 1 | | | |
24 | 3.4. | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 1 | 1 | | | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. |
25-26 | 4.1. 4.2. | Формирование эталонов объёмных геометрических фигур (шар, куб). | 2 | 2 | | | |
27 | 4.3. | Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные). | 1 | 1 | | | |
28 | 4.4. | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. | 1 | 1 | | | |
29 | 4.5. | Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 1 | 1 | | | |
30 | 4.6. | Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. | 1 | 1 | | | |
31 | 4.7. | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 1 | 1 | | | |
32 | 4.8. | Составление сериационных рядов по величине 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | 1 | | | |
33 | 4.9. | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 | 1 | | | |
34 | 4.10. | Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». | 1 | 1 | | | |
35 | 4.11 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали). | 1 | 1 | | | |
36 | 4.12 | Выделение и различение частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сидение; шкаф – дверцы, стенки…). | 1 | 1 | | | |
37 38 | 4.13 4.14 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. | 2 | 1 | | | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. |
39 | 5.1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). | 1 | 1 | | | |
40 | 5.2. | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 1 | 1 | | | |
41 | 5.3. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). | 1 | 1 | | | |
42 | 5.4. | Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). | 1 | 1 | | | |
43 | 5.5. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | 1 | | | |
Восприятие особых свойств предметов. |
44 | 6.1. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 1 | 1 | | | |
45 | 6.2. | Различение вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-варёное). Дидактическая игра «Узнай на вкус». | 1 | 1 | | | |
46-47 | 6.3-6.4 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий-мягкий; пищевые запахи); обозначение словом ощущений. | 2 | 1 | | | |
48-49 | 6.5-6.6 | Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок…); словесное обозначение барических ощущений. | 2 | 2 | | | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. |
50 | 7.1. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). | 1 | 1 | | | |
51 | 7.2. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | 1 | | | |
52 | 7.3. | Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. | 1 | 1 | | | |
53 | 7.4. | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 1 | 1 | | | |
54 | 7.5. | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу). | 1 | 1 | | | |
Восприятие пространства. |
55 | 8.1. | Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения. | 1 | 1 | | | |
56 | 8.2. | Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе». | 1 | 1 | | | |
57 | 8.3. | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). | 1 | 1 | | | |
58 | 8.4. | Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном поле листа. | 1 | 1 | | | |
59 | 8.5. | Расположение плоскостных и объёмных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами. | 1 | 1 | | | |
60 | 8.6. | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 | 1 | | | |
61 | 8.7. | Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предметов. | 1 | 1 | | | |
Восприятие времени. |
62-63 | 9.1-9.2 | Порядок месяцев в году. | 2 | 1 | | | |
64 | 9.3. | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 1 | 1 | | | |
65 | 9.4. | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). | 1 | 1 | | | |
66 | 9.5. | Меры времени (секунда, минута, час, сутки). | 1 | 1 | | | |
67 | 9.6 | Меры времени (секунда, минута, час, сутки). | 1 | 1 | | | |
68 | 9.7 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов. | 1 | 1 | | | |
| | Итого | 68 | 62 | 1 | | |
№ п/п | № п/п темы | Тема | Дата | Коррекционная работа | Результаты обучения (знать, уметь) | Виды контроля | Словарь |
1-2 | | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 01.09 04.09 | | | Вводный | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. |
3-4 | 1.1. 1.2. | Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс). | 08.09 11.09 | Коррекция крупной и мелкой моторики. | Уметь метать в цель. | Коррекция | кольцеброс |
5-6 | 1.3 1.4.. | Координация движений (игры с мячом, обручем). | 15.09 18.09 | Коррекция крупной и мелкой моторики | Уметь во время игры соблюдать координацию движений. | Текущий | мяч обруч |
7 | 1.5. | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.) | 22.09 | Коррекция крупной и мелкой моторики | Уметь выполнять целенаправленные действия по двухзвенной инструкции. | Текущий | налево, направо |
8 | 1.6 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 25.09 | Коррекция мелкой моторики кистей рук. | Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. | Текущий | стол стул |
9 | 1.7. | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 29.09 | Коррекция мелкой моторики кистей рук. | Работать со шнуром, нанизывать бусы. | Текущий Коррекция | нанизывать |
10 | 1.8. | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 02.10 | Коррекция мелкой моторики рук. | Выполнять штриховку и рисовать по трафарету. | Коррекция Текущий | штриховка трафарет |
11 | 1.9. | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 06.10 | Коррекция мелкой моторики рук. | Выполнять штриховку и рисовать по трафарету. | Коррекция Текущий | |
12 | 1.10. | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | 09.10 | Коррекция мелкой моторики | Обводить по трафарету и выполнять орнаменты из геометрических фигур. | Коррекция Текущий | Геометрическая фигура деталь |
13 | 1.11. | Развитие координации руки и глаза (по инструкции педагога). | 13.10 | Коррекция крупной и мелкой моторики | Выполнять упражнения по инструкции педагога. | Текущий | налево, направо, вверх, вниз |
14 | 1.12 | Графический диктант (по показу). | 16.10 | Коррекция мелкой моторики, внимания. | Выполнять графический диктант по показу. | Коррекция Текущий | налево, направо, вверх, вниз |
15 | 1.13 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 20.10 | Коррекция мелкой моторики. | Вырезать из бумаги по шаблону. | Коррекция Текущий | прямоуголь ник, квадрат, треугольник |
16 | 1.14 | Работа в технике «объёмной» аппликации. | 23.10 | Коррекция мелкой моторики рук. | Выполнять «объёмную» аппликацию. | Коррекция Текущий | аппликация |
Тактильно-двигательное восприятие. |
17 | 2.1. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые). | 27.10 | Коррекция и развитие тактильного восприятия | Определять на ощупь предметы с разными свойствами. | Коррекция Текущий | холодный тёплый мягкий жёсткий |
18 | 2.2. | Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 30.10 | Коррекция и развитие тактильно- двигательного восприятия. | Определять на ощупь формы предметов. | Коррекция Текущий | стеклянный, железный, деревянный |
19 | 2.3. | Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). | 10.11 | Коррекция и развитие тактильного восприятия | Работать с пластилином. Определять состояние пластилина. | Коррекция Текущий | твёрдый мягкий |
20 | 2.4. | Игры со средней мозаикой. | 13.11 | Коррекция и развитие тактильного восприятия | Играть со средней мозаикой. | Коррекция Текущий | мозаика |
Кинестетическое и кинетическое развитие. |
21 | 3.1. | Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). | 17.11 | Коррекция и развитие моторики верхних и нижних конечностей. | Выполнять упражнения по инструкции педагога. | Коррекция Текущий | слушать выполнять |
22 | 3.2. | Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений. | 20.11 | Коррекция и развитие кинестетических ощущений. | Выполнять упражнения по инструкции педагога. | Коррекция Текущий | Прослушивание, произведение весёлый, грустный |
23 | 3.3. | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». | 24.11 | Коррекция и развитие моторики | Выполнять упражнения по инструкции педагога. | Коррекция Текущий | зеркальное изображение |
24 | 3.4. | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 27.11 | Коррекция и развитие общей моторики | Имитировать движения и позы. | Коррекция Текущий | снег, пурга, пороша, метель, вьюга |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. |
25 | 4.1. | Формирование эталонов объёмных геометрических фигур (шар, куб). | 01.12 | Коррекция формирования эталонов объёмных геометрических фигур | Различать объёмные геометрические фигуры. | Коррекция Текущий | шар куб |
26 | 4.2. | Формирование эталонов объёмных геометрических фигур (шар, куб). | 04.12 | Коррекция формирования эталонов объёмных геометрических фигур | Различать объёмные геометрические фигуры. | Коррекция Текущий | |
27 | 4.3. | Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные). | 08.12 | Коррекция и развитие восприятия предметов по форме. | Группировать объёмные и плоскостные предметы по форме. | Коррекция Текущий | объёмные плоскостные фигуры |
28 | 4.4. | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. | 11.12 | Коррекция и развитие восприятия предметов по высоте и толщине. | Сравнивать предметы по высоте и толщине. | Коррекция Текущий | высота, толщина |
29 | 4.5. | Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 15.12 | Коррекция и развитие восприятия предметов по длине и ширине. | Сравнивать предметы по длине и ширине. | Коррекция Текущий | длинна, ширина |
30 | 4.6. | Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. | 18.12 | Коррекция и развитие восприятия формы и величины. | Группировать предметы по форме и величине. | Коррекция Текущий | величина |
31 | 4.7. | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 22.12 | Коррекция и развитие восприятия формы и цвета. | Группировать предметы по форме и цвету. | Коррекция Текущий | форма |
32 | 4.8. | Составление сериационных рядов по величине 3-4 предметов по заданному признаку. | 25.12 | Коррекция и развитие восприятия величины. | Уметь составлять сериационные ряды по величине. | Коррекция Текущий | величина |
33 | 4.9. | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 12.01 | Коррекция и развитие восприятия цвета. | Знать основные цвета. Уметь различать цвета и оттенки. | Текущий | основные цвета |
34 | 4.10. | Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». | 15.01 | Коррекция и развитие восприятия цвета. | Уметь подбирать оттенки к основным цветам. | Коррекция | Основные цвета |
35 | 4.11 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали). | 19.01 | Коррекция и развитие мышления, тактильного восприятия. | Знать геометрические фигуры. Уметь конструировать предметы из геометрических фигур. | Текущий | геометрические фигуры |
36 | 4.12 | Выделение и различение частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сидение; шкаф – дверцы, стенки…). | 22.01 | Коррекция и развитие мышления, | Уметь выделять и различать части знакомых предметов. | Текущий | стул-спинка, ножки, сиденье; шкаф-дверцы, стенки |
37 | 4.13 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. | 26.01 | Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем конструирования. | Уметь составлять целое из частей. | Текущий | части целого |
38 | 4.14 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. | 29.01 | Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем конструирования. | Уметь составлять целое из частей. | Текущий | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. |
39 | 5.1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). | 02.02 | Коррекция и развитие зрительных восприятий, | Уметь сравнивать предметы, состоящих из 3-4 частей. | Текущий Коррекция | деталь |
40 | 5.2. | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 05.02 | Коррекция и развитие внимания , зрительного восприятия | Уметь находить отличия, сравнивая 2-е картинки. | Коррекция Текущий | картина |
41 | 5.3. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). | 09.02 | Коррекция и развитие зрительной памяти. | Уметь анализировать предметы. | Текущий | Эпизод |
42 | 5.4. | Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). | 12.02 | Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти | Уметь различать «наложенные» изображения предметов. | Коррекция Текущий | иллюстрация |
43 | 5.5. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 16.02 | Коррекция зрения | Уметь выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Коррекция Текущий | зажмуриться |
Восприятие особых свойств предметов. |
44 | 6.1. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 19.02 | Развитие осязания. | Уметь различать температурные ощущения. Знать и уметь применять «градусник». | Коррекция Текущий | температура градусник |
45 | 6.2. | Различение вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-варёное). Дидактическая игра «Узнай на вкус». | 26.02 | Развитие вкусовых качеств. | Уметь различать вкусовые качества. | Коррекция Текущий | Кислый, сладкий, солёный, горький |
46 | 6.3 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий-мягкий; пищевые запахи); обозначение словом ощущений. | 02.03 | Развитие обоняния. | Уметь различать запахи. Обозначать словом. | Коррекция Текущий | Приятный, неприятный запах |
47 | 6.4 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий-мягкий; пищевые запахи); обозначение словом ощущений. | 05.03 | Развитие обоняния. | Уметь различать запахи. Обозначать словом. | Коррекция Текущий | |
48 | 6.5 | Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок…); словесное обозначение барических ощущений. | 12.03 | Коррекция и развитие восприятия, связной речи. | Уметь сравнивать предметы по тяжести. | Коррекция Текущий | лёгкий тяжёлый |
49 | 6.6 | Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок…); словесное обозначение барических ощущений. | 16.03 | Коррекция и развитие восприятия, связной речи. | Уметь сравнивать предметы по тяжести. | Коррекция Текущий | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. |
50 | 7.1. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). | 19.03 | Коррекция и развитие слухового восприятия, слуховой памяти. | Уметь дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов. | Коррекция Текущий | бубен, гармошка |
51 | 7.2. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 30.03 | Коррекция и развитие слухового восприятия, слуховой памяти | Уметь характеризовать звуки по громкости и длительности. | Коррекция Текущий | громко тихо |
52 | 7.3. | Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. | 02.04 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Уметь различать мелодии по характеру. | Коррекция Текущий | Прослушивание, произведение весёлый, грустный |
53 | 7.4. | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 06.04 | Коррекция и развитие слухового восприятия, слуховой памяти | Уметь подражать звукам окружающей среды. | Коррекция Текущий | передразнить имитация, повторение |
54 | 7.5. | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу). | 09.04 | Коррекция и развитие слухового восприятия, слуховой памяти | Уметь различать по голосу. | Коррекция Текущий | |
Восприятие пространства. |
55 | 8.1. | Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения. | 13.04 | Коррекция и развитие слухоголосовых координаций | Уметь двигаться в заданном направлении. | Коррекция Текущий | вперёд назад влево вправо |
56 | 8.2. | Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе». | 16.04 | Коррекция и развитие пространственных ориентировок. | Уметь ориентироваться в школьном помещении. | Коррекция Текущий | дальше ближе |
57 | 8.3. | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). | 20.04 | Коррекция и развитие пространственных ориентировок. | Уметь ориентироваться на листе бумаги. Выделять углы листа. | Коррекция Текущий | верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол |
58 | 8.4. | Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном поле листа. | 23.04 | Коррекция и развитие пространственных ориентировок. | Уметь располагать предметы в вертикальном поле листа. | Коррекция Текущий | посередине, под, над |
59 | 8.5. | Расположение плоскостных и объёмных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами. | 27.04 | Коррекция и развитие пространственных ориентировок | Уметь располагать предметы в горизонтальном поле листа. | Коррекция Текущий | между, слева от, справа от |
60 | 8.6. | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 30.09 | Коррекция и развитие пространственных ориентировок | Уметь ориентироваться на поверхности парты. | Коррекция Текущий | верх, низ, слева, справа |
61 | 8.7. | Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предметов. | 07.05 | Коррекция и развитие пространственных ориентировок | Уметь определять положение предмета. | Коррекция Текущий | слева, справа, спереди, сзади |
Восприятие времени. |
62 | 9.1 | Порядок месяцев в году. | 14.05 | Коррекция восприятия времени. | Знать порядок месяцев в году. | Коррекция Текущий | месяц год |
63 | 9.2 | Порядок месяцев в году. | 18.05 | Коррекция восприятия времени. | Уметь работать с графической моделью «Времена года». Знать порядок месяцев в году. | Коррекция Текущий | |
64 | 9.3. | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 21.05 | Коррекция восприятия времени. | Уметь работать с графической моделью «Времена года». Знать месяца года. | Коррекция Текущий | времена года |
65 | 9.4. | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). | 25.05 | Коррекция восприятия времени. | Уметь работать с графической моделью «Часы». Знать стрелки циферблата. | Коррекция Текущий | часы циферблат стрелки |
66 | 9.5. | Меры времени (секунда, минута, час, сутки). | 28.05 | Коррекция восприятия времени. | Уметь различать секунду, минуту, час. Сутки. Знать термины секунда, минута, час. | Коррекция Текущий | секунда минута час сутки |