kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с умственной отсталостью

4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании существующей Программы «Особый ребёнок» Пермского областного института повышения квалификации работников образования, Программы для детей с нарушением интеллекта под редакцией В.В. Воронковой и программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс »



Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с умственной отсталостью

4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании существующей Программы «Особый ребёнок» Пермского областного института повышения квалификации работников образования, Программы для детей с нарушением интеллекта под редакцией В.В. Воронковой и программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» направлена на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Как известно, чтение, счёт, письмо имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, сукцессивные и симультанные процессы, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

В процессе онтогенеза формируются функциональные системы мозга, обеспечивающие протекание сложных психологических процессов. Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Новые функциональные системы формируются у каждого человека вновь и вновь при овладении новыми видами деятельности. Поэтому коррекционно-развивающую работу с учащимися начальных классов начинают с развития процессов восприятия в предметно-практической деятельности. В основе любого познания лежат сенсорные процессы, а любое восприятие сопровождается движением, любой замысел также заканчивается движением. Психомоторика играет интегративную роль в организации психических процессов, поэтому в коррекционной работе широко используются двигательные упражнения, сочетающиеся с речью, кроме того, предусматриваются упражнения, формирующие различные виды праксиса. Многие виды деятельности, которые у взрослых людей протекают автоматизировано, дети усваивают с помощью мыслительной деятельности. Любая ситуация, задающая ребёнку проблему, побуждает его к поиску решения и требует мыслительных действий. Для коррекционно-развивающей работы важно подбирать такие задания, ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. ребёнок функционально готов к решению встающей проблемы с небольшой помощью взрослого.

К началу школьного обучения у большинства учащихся с лёгкой умственной отсталостью отмечаются следующие недостатки познавательной деятельности, выраженные в большей или меньшей степени:

- бедный запас знаний и представлений об окружающем;

- недостаточное развитие произвольных форм поведения;

- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;

- недоразвитие регуляторных процессов;

- недостатки внимания;

- неустойчивая работоспособность;

- нейродинамические нарушения;

- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации;

- нарушения зрительно-пространственного восприятия;

- несформированность перцептивных умений;

- недостатки исследовательско-ориентировочной деятельности, снижение познавательной активности;

- несформированность основных интеллектуальных операций;

- трудности в овладении понятиями;

- недостаточность регулятивной функции речи;

- недоразвитие речевой деятельности: трудности номинации, построения фраз, связного высказывания и др.;

- недостаточность межанализаторных взаимодействий;

- несформированность графо-моторных навыков;

- слабое владение символической деятельностью;

- недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).

Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

  2. Развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий.

  3. Формирование словесной регуляции действий.

  4. Снижение общего психического напряжения.

  5. Развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия.

  6. Формирование сенсорных эталонов и пространственных представлений.

  7. Развитие пространственного восприятия.

  8. Развитие слухового внимания и памяти.

  9. Расширение объема зрительной и слухоречевой памяти

  10. Развитие зрительной и моторной памяти.

  11. Формирование зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.

  12. Формирование сукцессивных и симультанных процессов.

  13. Формирование временных представлений.

  14. Закрепление пространственных, временных представлений, знаний о цвете и форме.

  15. Активизация речи, формирование речевого опосредования предметно-практической деятельности

  16. Уточнение и расширение словарного запаса.

  17. Развитие мыслительных процессов.

Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 4класс, 68 часов

Название раздела, тематика занятий

Количество
часов

Диагностическое обследование на начало учебного года

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

10

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

2

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

1

Графический диктант с усложненными заданиями

2

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1

Дорисовывание симметричной половины изображения

1

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

1

Тактильно-двигательное восприятие

5

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

1

Игры с мелкой мозаикой

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

12

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

2

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

2

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

1

Узнавание предмета по одному элементу

1

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

2

Развитие зрительного восприятия

7

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

2

Нахождение нелепиц на картинках

2

Дидактическая игра «Лабиринт»

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1

Восприятие особых свойств предметов

10

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

2

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

1

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1

Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

2

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

2

Развитие слухового восприятия

6

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

1

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

1

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1

Восприятие пространства

6

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

2

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1

Восприятие времени

7

Определение времени по часам

1

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

2

Работа с календарем и моделью календарного года

1

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

Последовательность основных жизненных событий

1

Возраст людей

1

Литература

1. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.

2. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.

3. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003

5. Метиева Л. А. Э. Я Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида., М., 2005.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс

Автор: Голубева Татьяна Сергеевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по физической культуре 5,6,7 классы "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-5-6-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "115346"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411929536"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура»  для специальной медицинской группы (1-4 классы)"
    ["seo_title"] => string(164) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-adaptirovannoi-rabochiei-proghrammy-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-spietsial-noi-mieditsinskoi-ghruppy-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "254654"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа  по предмету  «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(93) "rabochaiaproghrammapopriedmietufizichieskaiakulturaadaptivnaiafizichieskaiakulturadlia3klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261740"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449180603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234522"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443460522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства