Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс
Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании существующей Программы «Особый ребёнок» Пермского областного института повышения квалификации работников образования, Программы для детей с нарушением интеллекта под редакцией В.В. Воронковой и программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс »
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании существующей Программы «Особый ребёнок» Пермского областного института повышения квалификации работников образования, Программы для детей с нарушением интеллекта под редакцией В.В. Воронковой и программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» направлена на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Как известно, чтение, счёт, письмо имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, сукцессивные и симультанные процессы, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
В процессе онтогенеза формируются функциональные системы мозга, обеспечивающие протекание сложных психологических процессов. Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Новые функциональные системы формируются у каждого человека вновь и вновь при овладении новыми видами деятельности. Поэтому коррекционно-развивающую работу с учащимися начальных классов начинают с развития процессов восприятия в предметно-практической деятельности. В основе любого познания лежат сенсорные процессы, а любое восприятие сопровождается движением, любой замысел также заканчивается движением. Психомоторика играет интегративную роль в организации психических процессов, поэтому в коррекционной работе широко используются двигательные упражнения, сочетающиеся с речью, кроме того, предусматриваются упражнения, формирующие различные виды праксиса. Многие виды деятельности, которые у взрослых людей протекают автоматизировано, дети усваивают с помощью мыслительной деятельности. Любая ситуация, задающая ребёнку проблему, побуждает его к поиску решения и требует мыслительных действий. Для коррекционно-развивающей работы важно подбирать такие задания, ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. ребёнок функционально готов к решению встающей проблемы с небольшой помощью взрослого.
К началу школьного обучения у большинства учащихся с лёгкой умственной отсталостью отмечаются следующие недостатки познавательной деятельности, выраженные в большей или меньшей степени:
- бедный запас знаний и представлений об окружающем;
- недостаточное развитие произвольных форм поведения;
- недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).
Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий.
Формирование словесной регуляции действий.
Снижение общего психического напряжения.
Развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия.
Формирование сенсорных эталонов и пространственных представлений.
Развитие пространственного восприятия.
Развитие слухового внимания и памяти.
Расширение объема зрительной и слухоречевой памяти
Развитие зрительной и моторной памяти.
Формирование зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.
Формирование сукцессивных и симультанных процессов.
Формирование временных представлений.
Закрепление пространственных, временных представлений, знаний о цвете и форме.
Активизация речи, формирование речевого опосредования предметно-практической деятельности
Уточнение и расширение словарного запаса.
Развитие мыслительных процессов.
Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 4класс, 68 часов
Название раздела, тематика занятий
Количество часов
Диагностическое обследование на начало учебного года
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
10
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
1
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)
1
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении
2
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)
1
Тактильно-двигательное восприятие
5
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
2
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной
1
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
1
Игры с мелкой мозаикой
1
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий
1
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
1
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
2
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
12
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом
1
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
2
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов
1
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
2
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)
1
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
1
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)
1
Узнавание предмета по одному элементу
1
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
2
Развитие зрительного восприятия
7
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)
2
Нахождение нелепиц на картинках
2
Дидактическая игра «Лабиринт»
1
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
1
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
1
Восприятие особых свойств предметов
10
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение
1
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха
2
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение
1
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
1
Упражнения в измерении веса предметов на весах
1
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)
2
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)
2
Развитие слухового восприятия
6
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)
1
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»
1
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»
1
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
1
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения
1
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
1
Восприятие пространства
6
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции
2
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
1
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
1
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
1
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
1
Восприятие времени
7
Определение времени по часам
1
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»
2
Работа с календарем и моделью календарного года
1
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
Последовательность основных жизненных событий
1
Возраст людей
1
Литература
1. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.
2. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
3. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003
5. Метиева Л. А. Э. Я Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида., М., 2005.