Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся 8 вида»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Кудинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
МО ___________
Протокол № ____
От «___»_____201___ г.
Руководитель МО
_______ ____________
Подпись ФИО
Согласовано
«____» ________ 201___ г
Зам. директора по УВР
_______ _______________
Подпись ФИО
Утверждаю
Приказ № _____
От «____» _________ 201___ г.
Директор _______________________
Н. Г. Поляк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебным предметам:
Чтение и письмо;
Счёт;
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии;
Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд;
Хозяйственно – бытовой труд и привитие навыков самообслуживания;
Рисование;
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
для индивидуального обучения по специальной (адаптированной) общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Составитель:
Галыга Елена Анатольевна
(1-ая квалификационная категория)
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования
2018 – 2019 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели, задачи, принципы и подходы реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант.
1.2. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы развития.
1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы.
1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов.
1.7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2. Календарно – тематическое планирование.
Пояснительная записка
1.1. Цели, задачи, принципы и подходы реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП, Программа) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Среди различных категорий детей, нуждающихся в коррекционном обучении, эти дети занимают особое место. Адаптированная основная образовательная программа является локальным нормативным документом, определяющим содержание образования детей с умеренной умственной отсталостью по коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, их социально - психологической реабилитации для создания условий последующего их образования и содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. На основе АООП (второй вариант) образовательная организация разрабатывает специальные индивидуальные программы развития (СИПР), учитывающие индивидуальные образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
Целью образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью по данному варианту АООП является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачи АООП
Образовательные:
1.Создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям обучающихся, трудовой подготовки;
Коррекционно - развивающие:
1.Исправление или ослабление недостатков общего, речевого, психофизического развития детей с умеренной умственной отсталостью;
2.Создание условий для коррекции нарушений развития обучения, воспитания, успешной социальной адаптации и интеграции в общество на основе специальных педагогических подходов;
3.Формирование:
элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире;
социально-бытовых, трудовых умений и социальных навыков общения с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
положительного отношения к учебной деятельности и элементарного познавательного интереса к учебной деятельности;
элементарных навыков чтения, письма и счёта в учебной деятельности.
Воспитательные:
1.Воспитание свойств и качеств личности, которые позволят учащимся адаптироваться в социальной среде и стать полезными членами общества в соответствии со своими возможностями;
Здоровьесберегающие:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса;
В основу АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип коррекционно - развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип сотрудничества с семьей.
АООП составлена в соответствии и на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. No1015;
СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286 - 15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны доровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. No 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2) одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. No 4/15).
Сроки реализации АООП в образовательной организации для обучающихся с умеренной умственной отсталостью для 4-го класса составляет 1 год.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Чтение и письмо
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Основной задачей обучения письму детей с умеренной умственной отсталостью является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
При обучении письму задача социальной адаптации решается через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.
Содержание обучения базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
учить различать и соотносить графические образы печатных и рукописных букв;
учить обводить, писать, списывать изученные буквы (печатные и/или рукописные), некоторые простейшие по составу слова, имена, фамилии, адреса по образцу или самостоятельно,
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью
создания целого;
- написанию печатных букв («печатанию» букв);
- написанию письменных букв по трафаретам;
- писыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы письма. Значимая цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
Чтение – сложный вид интеллектуальной деятельности, поэтому программный материал не регламентирован временными рамками по годам обучения и планируется с учетом необходимости многократного повторения. У детей с умеренной умственной отсталостью навык чтения формируется очень долго и с большим трудом. За год ребенок с умеренной умственной отсталостью может освоить 6 - 8 букв. Освоение всего алфавита растягивается практически на 3 - 4 года обучения.
Обучение чтению определяется следующими задачами:
обучать основам грамоты: изучению звуков и букв, образованию и чтению
слогов, слов, предложений;
формировать умения воспринимать из печатных источников доступную по содержанию информацию в виде несложных по слоговой структуре слов и предложений с ними;
развивать речевую активность (вербальную и невербальную), обучать
элементам диалоговой речи;
воспитывать интереса и потребности к процессу чтения;
учить выражать свои мысли и желания за счет усвоения основ грамоты и любых доступных средств коммуникации.
Предполагается обучение учащихся следующим вариантам «чтения»:
«чтение» телесных и мимических движений;
«чтение» изображений на картинках и картинах;
«аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD - диски и др.);
«чтение» видеоизображений (изображений на CD - дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
глобальное чтение;
чтение букв, цифр и других знаков;
чтение по слогам.
К концу обучения большинство учащихся с умеренной умственной отсталостью должны уметь самостоятельно прочесть небольшой печатный текст из 5 - 8слов. В зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей детей объем может быть изменен (увеличен или уменьшен).
Счёт
Дети с умеренной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у них неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи социально
- бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим, обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность.
Основные задачи изучения математики:
Дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем лучше адаптироваться в жизни. Использовать процесс обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся и их личностных качеств. Воспитывать у учащихся трудолюбие, терпеливость, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца.
Предмет «Счёт» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:
- ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
-упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
-игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных
материалов и расположением их в пространстве;
- формирование количественных представлений;
- «чтение» и письмо цифр;
- формирование представлений о форме;
- формирование представлений о величине;
- формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.
Учебный материал ориентирован на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Программный материал каждого класса может изучаться не один год, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников.
Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.
Предел счета, который доступен обучающимся, определяется в конце учебного года тем учителем, который обучал детей в текущем учебном году. Для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии
Речь умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети), поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Основные виды работ: беседа, пересказ и составление предложений, рассказов (описательных, тематических, сравнительных); заучивание стихотворений, небольшие инсценировки.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого раздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
формировать элементарные представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
формировать умения слушать и понимать речь, выполнять несложные речевые инструкции, выражать свои просьбы и желания, вступать в диалог, оформлять
предложение из 2 - 5 слов;
развивать экспрессивную и импрессивную речь;
способствовать развитию речевой активности, побуждать к фразовой и диалоговой речи;
воспитывать культуру речи, интерес и потребность к общению.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно - образовательная работа с учащимися с умеренной умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Все виды работы по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта,
приобретаемого детьми на экскурсиях, на уроках труда и других уроках.
Отдельной задачей является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у умственно отсталых детей умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. С детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, проводятся индивидуальные занятия. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы и проводятся на занятиях с логопедом. Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме.
Занятия по развитию речи должны способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях. На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Учащиеся могут усвоить следующие представления:
О мире живой и неживой природы, растениях, животных;
О человеке, внешний вид, части тела, лица;
О погоде и ее явлениях;
О смене времен года.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам:
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Цель данного курса – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности, формирование прикладных, трудовых, творческих умений.
Обучение ручному труду и ведется по следующим разделам: «Аппликация», «Лепка», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природным и бросовым материалом».
Хозяйственно – бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
В основу содержания предмета положена система занятий, способствующих социальной адаптации, коррекции механизмов приспособления к окружающей среде. Учебный предмет «Хозяйственно - бытовой труд» является средством формирования умений и навыков самообслуживания. Разнообразие видов труда (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе) становится источником приобретения новых представлений и умений. Конкретная и простая по содержанию практическая деятельность является наиболее понятной и доступной. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни; понимание личностной значимости посильного труда.
Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
дать элементарные представления о бытовых предметах и их назначении; познакомить с простейшими видами бытового и сезонного труда в природе;
учить соблюдать правила личной гигиены, обслуживать себя по мере своих возможностей, учить простейшим способам самообслуживания в хозяйстве и быту;
формировать элементарные представления о мерах предосторожности и безопасности;
формировать положительное отношение к труду и привычку к трудовому усилию.
На уроках учащихся учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
- невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно - гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
- предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно - гигиенических навыков (предметы гигиены, одежду, посуду) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми учащиеся многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
- навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т. п.;
- алгоритм действий, который дается учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем.
- наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, например пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
- правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
- информационно - бытовые знания, обеспечивающие комфортное проживание в социуме.
Рисование
Рисование обладает большими развивающими и коррекционными возможностями и может обеспечить развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности, на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.
Задачами обучения рисованию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
В процессе обучения рисованию школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной
инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и
качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих выраженные отклонения в умственном развитии.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка иболее эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственная отсталость» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития, интеллектуальный коэффициент которой составляет 50 - 35 IQ (по международной классификации степеней умственной отсталости). Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний, однако проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. У них страдает координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма основных двигательных актов: хождения, бега, прыжков. У многих детей обнаруживается моторная недостаточность. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны её удерживать в течение более чем несколько секунд. У них возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У них двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нарушением целенаправленности, беспорядочностью движений, нарушением их координации.
У обучающихся детей этой группы проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Внимание обучающихся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно - моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно - следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с
Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной умственной отсталостью следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями.
Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему
образованию ребенка с умеренной умственной отсталостью должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка.
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной умственной отсталостью по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 9 лет. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст. Нормативный срок освоения АООП может быть увеличен по рекомендации медицинской или психолого –медико – педагогической комиссии.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка в процессе его образования.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умеренной умственной отсталостью обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.
1.4. Принципы и подходы к формированию
адаптированной основной общеобразовательной программы
и специальной индивидуальной программы развития
Особые образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
Характеристика отражает:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно - практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно -бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. No 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Уход предполагает выполнение следующей деятельности:
-выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалет, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня.
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.).
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в карте (Приложение 1) и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися
с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Итогом образования человека с умеренной умственной отсталостью является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Чтение и письмо
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка:
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
-пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (компьютерное устройство).
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Планируемые результаты освоения АООП могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от личностных и предметных результатов, как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от контингента обучающихся.
Счёт
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Планируемые результаты освоения АООП могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от личностных и предметных результатов, как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от контингента обучающихся.
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» -«вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Планируемые результаты освоения АООП могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от личностных и предметных результатов, как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от контингента обучающихся.
Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; -
Овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Планируемые результаты освоения АООП могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от личностных и предметных результатов, как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от контингента обучающихся.
Хозяйственно - бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка,
стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Планируемые результаты освоения АООП могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от личностных и предметных результатов, как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от контингента обучающихся.
Рисование
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование; использование различных изобразительных технологий.
- Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
- Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация).
- Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
- Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
- Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
- Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
- Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
- Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
В результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать и сравнивать предметы по заданным признакам
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений
- давать полное описание объектов и явлений - различать противоположно направленные действия и явления
- определять последовательность событий
- ориентироваться в пространстве
- опосредовать свою деятельность речью.
- уметь выделять существенные признаки предметов
Успешность в обучении создаёт благоприятные условия для личностного развития учащихся, их психического здоровья, успешной социальной адаптации. Поэтому основной целью коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися начальных является формирование функционального базиса для овладения основными школьными навыками: чтение, письмо, счёт.
Своевременная психолого–педагогическая помощь умственно отсталым учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Учащиеся должны уметь:
Группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам
Смешивать цвета
Находить нереальные элементы нелепых картинок
Определять противоположные качества и свойства предметов
Пользоваться календарем
Определять возраст людей
Правильно и быстро включаться в проведение учебной оздоровляющей игры;
Четко и организованно выполнять предложенные правила игры
Проявлять адекватное эмоциональное реагирование в ходе занятия
Планируемые результаты освоения АООП могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от личностных и предметных результатов, как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов. При этом требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения могут варьироваться в зависимости от контингента обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предметов
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР, АООП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценка достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развития планируемых результатов освоения СИПР, АООП осуществляется по безотметочному принципу.
Целью безотметочного обучения для обучающихся с умеренной умственной отсталостью является поиск подхода к оцениванию, который будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации.
Основные принципы безотметочного обучения:
дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
Отметка в ее цифровом выражении не выставляется. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развития осуществляется в форме наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений).
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Отслеживается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников; своеобразие психических процессов.
Выявление результативности обучения обучающихся происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи, участия в классных и школьных делах, уровня адаптации и коммуникативные навыки.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,