kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов» составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности





по развитию психических и сенсорных процессов.


Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1б класс




Количество часов 96


Учитель:















Программа составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного стандарта, приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15));

  • учебным планом МБОУ _____________ООШ на 2022-2023 учебный год;

  • Положением о рабочей программе учебного предмета, коррекционного курса МБОУ ________________ООШ.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов» составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»

Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также «живые» движения человека, составляющее некое единство с мышечным чувством. Психомоторика имеет определённую специализацию, а именно:

- произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;

- сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
      Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
      Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
      Итак, структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;

  • тактильно-двигательное восприятие;

  • кинестетическое и кинетическое развитие;

  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

  • развитие зрительного восприятия;

  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

  • развитие слухового восприятия;

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени.

      Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
      Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются невоспринятыми. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
      Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
      Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе. И. П. Павлов назвал кинестетические, или проприоцептивные, восприятия работой двигательного анализатора. Для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием.

      Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредоточивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.

      Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
      С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.

      Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.
      Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

      Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).

      Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
      Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся.
      Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
      Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.
      Одной из основных проблем сенсорного воспитания является проблема познания чувства тяжести, чувства вкуса, развития обоняния. Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов. Как показывает практика, нужно специальное обучение, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.). Восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус и др.).

      Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
      Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.

      Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.

      Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.

      Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно, через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т. д., при условии словесного опосредования деятельности. Таким образом, только совокупность кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и слухового восприятия при соответствующем уровне развития аналитико-синтетического мышления способствуют формированию у ребенка целостного пространственного образа.
      Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
      Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.

     Тем не менее подчеркнем важность данной работы: от умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.

      Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

      Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
      При этом отметим, что коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем учащимся, которые с трудом усваивают программный материал по математике, русскому языку, труду.

            Отметим, что в классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача педагога-психолога на данном этап работы — полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.

      Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
      В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать предметы по внешним признакам;

  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • давать полное описание объектов и явлений;

  • различать противоположно направленные действия и явления;

  • видеть временные рамки своей деятельности;

  • определять последовательность событий;

  • ориентироваться в пространстве;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • опосредовать свою деятельность речью.

      Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

III. Место курса внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов» в учебном плане

В соответствии с планом внеурочной деятельности курс «Развитие психических и сенсорных процессов» рассчитан на 99 часов в год – 3 часа в неделю. В связи с особенностями календарного графика МБОУ ____________ на 2022-2023 учебный год будет проведено 96 часов. Уплотнен раздел «Восприятие времени» (14ч/11ч).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать  геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
Различать и называть основные цвета.
Классифицировать геометрические фигуры.
Составлять предмет из 2—3 частей.
Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
Различать речевые и неречевые звуки.
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Выделять части суток и определять порядок дней недели.

Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
Различать и называть основные цвета.
Классифицировать геометрические фигуры.
Составлять предмет из 2—3 частей.
Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
Различать речевые и неречевые звуки.
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Выделять части суток и определять порядок дней недели.


V. Содержание курса внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»

Обследование уровня развития моторных и сенсорных процессов обучающихся 

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 8. Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 9. Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

VI. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Развитие психических и сенсорных процессов»

с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Разделы

Количество часов

Характеристика основных видов

учебной деятельности

  1. 1.

Обследование детей.

2


  1. 2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

15

Дидактические игры и упражнения: «Дартс», «Кольцеброс» и др.

Упражнения: повороты, наклоны, перестроения; игра «Змейка»

Упражнения: повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Считалка для пальчиков», «Замок», «Рыбки» и др. Работа с мозаикой.

Завязывание лент, нанизывание бусин

Сгибание бумаги пополам, по диагонали; вырезание прямых полос

  1. 3.

Тактильно-двигательное восприятие.

9

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький), игра «Чудесный мешочек»

Работа с крупной мозаикой

  1. 4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4

Дидактические игры: «Повтори за мной», «Обезьянки», «Море волнуется»

Упражнения: сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра и др.

Упражнения в маршировании, игра «Повтори за мной»; словесное описание собственных ощущений

  1. 5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

28

Работа с картонными геометрическими фигурами на тактильное восприятие; зарисовка фигур

Лото «Геометрические фигуры»

Игры с крупным геометрическим конструктором

Знакомство с понятиями «величина предмета», «выше - ниже», «длиннее - короче». Рисование елочных украшений

Знакомство с понятиями «шире - уже», «толще - тоньше». Вырезание из бумаги широких и узких полос

Упражнение «Составь целое из частей»; работа с геометрическим конструктором

Знакомство с основными цветами, упражнение «Назови цвет»

Упражнение «Определи правильно» (выделение геометрических фигур по рисунку); работа с геометрическим конструктором

Упражнение «Составь предмет из его частей»; работа с пазлами.

  1. 6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

7

Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога

Упражнения: «Сравни предметы», «Найди отличия в картинках»

  1. 7.

Восприятие особых свойств предметов.

4

Игра «Определи на ощупь»; словесное описание собственных ощущений

Игра «Узнай на вкус»; описание вкусовых ощущений.

Знакомство с понятиями «тяжелый-легкий», упражнение «Что тяжелее?»


  1. 8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

5

Выполнение движений в заданном темпе, упражнение «Слушай колокольчик», игра «Узнай на слух»

Прослушивание различных звуков (шелест листьев, скрип снега, шум шин и т.д.), игра «Угадай звук»

  1. 9.

Восприятие пространства.

13

Упражнения в маршировании, игра «Зеркало»

Упражнения: «Определи местоположение предметов», «Расположи предметы по рисунку»

Выполнение аппликации

10.

Восприятие времени.

14/11

Работа с графической моделью «Сутки»

Работа с графической моделью «Неделя», игра «Веселая неделя»


VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

1.Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005

2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005

3.Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика-Пресс, 1993

4.Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996

5.Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996

6.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009

7.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008

8.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.:Национальный книжный центр, 2016

9.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005


2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Интернет ресурсы.

3. Технические средства:

  • компьютер, проектор, экран.

4. Учебно-практическое оборудование:

  • Раздаточный материал.

  • Таблицы.

  • Плакаты.

  • Портреты.


РАССМОТРЕНО

Протокол № __ от _________________________

заседания методического объединения учителей, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБОУ Грушевской ООШ

Руководитель ШМО_________



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ___________ ________________

___________________________


СОГЛАСОВАНО

Протокол № _ от __________________

заседания методического совета МБОУ Грушевской ООШ

Председатель методсовета

____________ _______________










Приложение 1

Календарное планирование

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата изучения темы


1 четверть

24 ч


Обследование обучающихся.

1

01.09

Обследование обучающихся.

1

05.09


Развитие моторики, графомоторных навыков

15


Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

1

06.09

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

1

08.09

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

12.09

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук)

1

13.09

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (ходьба с изменением направления и т. д.)

1

15.09

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

19.09

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

20.09

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1

22.09

Развитие навыков владения письменными принадлежностями

1

26.09

Обводка по трафарету (внутреннему) и штриховка

1

27.09

Обводка по трафарету (внешнему) и штриховка

1

29.09

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

03.10

Работа в технике рваной аппликации

1

04.10

Работа в технике рваной аппликации

1

06.10

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1

10.10


Тактильно-двигательное восприятие

7


Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

11.10

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

13.10

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

17.10

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

1

18.10

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

1

20.10

Игры с крупной мозаикой

1

24.10

Игры с крупной мозаикой

1

25.10


2 четверть

21ч



Кинестетическое и кинетическое развитие

4


Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

1

07.11

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

1

08.11

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

1

10.11

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1

14.11


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

17


Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

1

15.11

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

1

18.11

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

1

21.11

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

1

22.11

Группировка предметов и их изображений по форме

1

25.11

Группировка предметов и их изображений по форме

1

28.11

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

29.11

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

02.12

Работа с геометрическим конструктором (по показу)

1

05.12

Работа с геометрическим конструктором (по показу)

1

06.12

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1

09.12

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало»

1

12.12

Различение предметов по величине

1

13.12

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1

16.12

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1

19.12

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1

20.12

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1

23.12


3 четверть

27 ч



Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

11


Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

1

09.01

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

10.01

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

13.01

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

16.01

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

17.01

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

1

20.01

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

1

23.01

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1

24.01

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1

27.01

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1

30.01

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1

31.01


Развитие зрительного восприятия

7


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1

03.02

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

1

06.02

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

1

07.02

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

1

10.02

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1

13.02

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1

14.02

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

17.02


Восприятие особых свойств предметов

4


Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1

27.02

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

28.02

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

1

03.03

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1

06.03


Развитие слухового восприятия

5


Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

1

07.03

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

1

10.03

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

1

13.03

Различение речевых и музыкальных звуков

1

14.03

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

17.03


4 четверть

27/24



Восприятие пространства

13


Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1

27.03

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1

28.03

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1

31.03

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1

03.04

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1

04.04

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1

07.04

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1

10.04

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

11.04

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

14.04

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

17.04

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

18.04

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

21.04

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

1

24.04


Восприятие времени

14/11


Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

1

25.04

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

1

28.04

Упражнения на графической модели «Сутки»

1

02.05

Последовательность событий (смена времени суток)

1

05.05

Последовательность событий (смена времени суток)

1

12.05

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

15.05

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

16.05

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

19.05

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

22.05

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

23.05

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

26.05






















Приложение 2

Диагностика развития сенсорных и моторных видов деятельности.

Класс__________________Ф.И.О_______________________________________________


сентябрь

январь

май

Развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.).




Зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения).




Слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение).




Восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов).




Пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве).




Развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.).




Тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).



















Приложение 3

Лист корректировки рабочей программы

п/п

Дата (ы)

Причина корректировки

Кол-во часов

Действия по выполнению

программы

Дата записи, подпись

1.






2.






3.






4.






5.






6.






7.






8.






9.
















7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балашова Н.Н.

Дата: 02.06.2023

Номер свидетельства: 632976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства