Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
________ /О.Г. Аксенова/ _________/А.В.Макридин/
« » __________ 2019 г. « » __________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
(1 – 4 классы)
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
педагог-психолог первой категории: Козлова Т.В.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2019г.
Руководитель ШМО: _________ Л.Н. Бозова
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 1-4 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва: «Просвещение», 2013г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- В соответствии с АООП (1 вариант, 2 вариант) образовательной организации
_
- Планируемыми результатами освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 629 от 05.07.2017г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год;
- Приказ МОиН Челябинской области от 28.08.2014 г. № 01/2540 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I –VIII видов Челябинской области на 2019-2020 учебный год»;
- Учебный план СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога ОУ»;
Рабочая программа основывается на данной миссии. Педагог-психолог реализует её на занятиях по развитию психомоторике и сенсорных процессов.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Благодаря развитию ощущений детям становится доступный мир красок, форм, звуков. Ощущения включены в процесс восприятия. Они взаимосвязаны с речью и деятельностью личности.
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития ребенка. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличия, развивается музыкальный слух, фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов. Ребенок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т.д. этому способствуют различные виды деятельности ребенка, прежде всего продуктивные. С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.
В младшем школьном возрасте значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребенка в пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта ориентировка начинается с выделения ребенком собственного тела, ведущей руки. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает слово, выделяющее признаки предметов и способствующее тем самым осознанию и закреплению представлений о сенсорных качествах.
Наиболее трудным для усвоения является ориентировка во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От первоначального восприятия временных отрезков, связанных с режимными моментами, дети переходят к восприятию сезонных изменениях, дней недели.
У учащихся вспомогательной школы чаще, чем у учеников массовой школы, отмечается патология органов чувств (зрения, слуха). У них наблюдается недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств. По данным Т.Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. В целях преодоления дефектов цветоразличия умственно отсталого ребенка необходимо учить наблюдать окраску предмета, называть его цвет, сравнивать предметы по цвету, воспроизводить цвет в активной, изобразительной деятельности (рисование, лепка). Необходимо также воспитывать способность давать правильную эстетическую оценку явлений природы, быта, искусства. Большое значение для умственно отсталых детей в познании признаков предметов имеет практическая деятельность. При этом необходимо опираться на различные виды ощущений, связывать практическую деятельность с мышлением и речью.
тия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование прстранственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых ориентировок;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- формирование точности и целеноправленности движений и дей1ствий.
Что подлежит коррекции на урока и специальных занятиях:
- все психические функции;
- обучение приемам организации восприятия и развития наблюдательности;
- развитие представлений и понятий;
- коррекция и развитие памяти;
- приемы активизации мыслительной деятельности;
- развитие письменной и устной речи;
- приемы формирования умения выделять главное;
- приемы формирования участвовать в беседе;
- приемы формирования навыков самоконтроля;
- обучение самооценке.
2. Требования к коррекционным занятиям
Эмоциональный комфорт для ребенка.
Чередование занятий, требующих устной деятельности с занятиями практического характера, строя их по принципу обучающего характера.
Занятия индивидуальные или с небольшой группой детей.
Положительное оценивание результатов работы:
- наличие и стойкость интереса к работе;
- понимание инструкций и целей задания;
- целеноправленность деятельности;
- проявление волевых усилий в выполнении заданий;
- использование помощи;
- способность к переносу показанного способа действий на аналогичное задание;
- самоконтроль и саморегуляция в ходе работы;
- адекватность оценки;
- эмоциональность реакций ребенка на успехи и неудачи.
5. Использовать элементы творческой (креативной) коррекции.
3. Основное содержание занятия
1 четверть.
1. Обследование детей, комплектование групп для тренинговых занятий. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей, социо-метрическое обследование класса. 1-4 кл.
2. Развитие крупной моторики ( основа – разучивание развивающих игр, разучивание физминуток). Целенаправленность выполнения действий и дви-жений по инструкции учителя (бросить мяч в цель, ходьба по «дорожке сле-
дов». Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) 1 – 4 кл..
3. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (работа с трафаретами, шаблонами, вырезание, сгибание бумаги, раскрашивание, штриховка. Разви-тие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Раз-витие координации движений руки и глаза ( нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков) 1 – 4 кл.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие воспри-ятия и узнавания. Свойства восприятия: избирательность, целостность,
осмысленность и обобщенность, константность (постоянность), апперцепция (зависимость содержания от прошлого опыта), темп, объём.. Восприятие формы, величины, цвета, конструировании предметов.
Восприятие формы. Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур в процессе выполнения упражнений; выделение признака формы, называние геометрических фигур.1-2 кл.
Классификация предметов и их изображений по форме: круглые, квадратные, треугольные. Работа с геометрическим конструктором 3 – 4 кл.
Восприятие величины. Сопоставление размеров 2х предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение различий словом1-4 кл.
Восприятие цвета. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Знакомство с цветами 1,2 кл. Игры на узнавание цвета, на сочетание цветов 3,4 кл.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие целостного предмета : игры на конструирование предметов и изображений; игры на узнавание предметов и изображений. Работа с пазлами, разрезными картинками 1-4 кл.
3 четверть.
Восприятие пространства. Уточнить и закрепить пространственные представления; закреплять осознание схемы тела; уточнить правое и левое направление в пространстве.
1 класс. Ориентировка на собственном теле; дифференциация правая – левая рука, нога. Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, справа - слева). Движение в заданном направлении (вперёд , назад….) .Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду.. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона…)
2 класс. Ориентировка в помещении, понятия близко- далеко, ближе- дальше, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными предметами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
3 класс. Ориентировка в помещении по инструкции педагога, словесное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2,4 равные части. Пространственная ориентировка на плоскости парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
4 класс. Ориентировка в помещении и на улице, словесное обозначение пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственной ситуации (расстановка мебели…) Словесный отчёт. Ориентировка на листе бумаги разного формата, по разному расположенного на плоскости при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение.
Восприятие времени. Развитие и уточнение временных представлений; закреплять представления по теме дни недели. Обозначение в речи временных представлений. Восприятие последовательности, длительности и частоты событий.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Холодный – горячий, кислый, сладкий, горький, солёный. Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный - неприятный, тяжёлый - лёгкий.
Тактильно – двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином. Игры с крупной мозаикой.
4 четверть.
Кинетическое и кинестетическое восприятие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога. Обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Развитие зрительного восприятия и памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие слухового восприятия и памяти. Различение звуков окружающей действительности (стук, шорох, стон, звон, гудение. Жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.
Развитие внимания. Игры на развитие произвольного внимания, распределения внимания, объёма внимания.
Развитие мышления. Игры на развитие наглядно- образного мышления, словесно- образного мышления.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся::
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (величина, форма, цвет);
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- различать речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов.
Список литературы
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (корекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. – 160с.
Баранова Ю.Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа / Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014. – 127с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 1. Книга для учителя . – 3-е изд., - М.: «Ось-89», 2006. – 272с.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.: В.Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. – 64 с., 32 илл.