kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

________ /О.Г. Аксенова/ _________/А.В.Макридин/

« » __________ 2019 г. « » __________ 2019г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И

СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

(1 – 4 классы)

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составитель рабочей программы

педагог-психолог первой категории: Козлова Т.В.






















Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _ от « » _______ 2019г.

Руководитель ШМО: _________ Л.Н. Бозова


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:


- Программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 1-4 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва: «Просвещение», 2013г.;


- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;


- В соответствии с АООП (1 вариант, 2 вариант) образовательной организации

_

- Планируемыми результатами освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;


- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 629 от 05.07.2017г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год;


- Приказ МОиН Челябинской области от 28.08.2014 г. № 01/2540 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I –VIII видов Челябинской области на 2019-2020 учебный год»;


- Учебный план СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;


- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога ОУ»;


Миссия СКО школы-интерната VIII вида:

«Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция».


Рабочая программа основывается на данной миссии. Педагог-психолог реализует её на занятиях по развитию психомоторике и сенсорных процессов.






Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Процесс познания начинается с ощущения и восприятия. Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Благодаря развитию ощущений детям становится доступный мир красок, форм, звуков. Ощущения включены в процесс восприятия. Они взаимосвязаны с речью и деятельностью личности.

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития ребенка. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличия, развивается музыкальный слух, фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов. Ребенок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т.д. этому способствуют различные виды деятельности ребенка, прежде всего продуктивные. С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.

В младшем школьном возрасте значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребенка в пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта ориентировка начинается с выделения ребенком собственного тела, ведущей руки. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает слово, выделяющее признаки предметов и способствующее тем самым осознанию и закреплению представлений о сенсорных качествах.

Наиболее трудным для усвоения является ориентировка во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От первоначального восприятия временных отрезков, связанных с режимными моментами, дети переходят к восприятию сезонных изменениях, дней недели.

У учащихся вспомогательной школы чаще, чем у учеников массовой школы, отмечается патология органов чувств (зрения, слуха). У них наблюдается недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств. По данным Т.Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. В целях преодоления дефектов цветоразличия умственно отсталого ребенка необходимо учить наблюдать окраску предмета, называть его цвет, сравнивать предметы по цвету, воспроизводить цвет в активной, изобразительной деятельности (рисование, лепка). Необходимо также воспитывать способность давать правильную эстетическую оценку явлений природы, быта, искусства. Большое значение для умственно отсталых детей в познании признаков предметов имеет практическая деятельность. При этом необходимо опираться на различные виды ощущений, связывать практическую деятельность с мышлением и речью.

тия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование прстранственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых ориентировок;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целеноправленности движений и дей1ствий.



Что подлежит коррекции на урока и специальных занятиях:

- все психические функции;

- обучение приемам организации восприятия и развития наблюдательности;

- развитие представлений и понятий;

- коррекция и развитие памяти;

- приемы активизации мыслительной деятельности;

- развитие письменной и устной речи;

- приемы формирования умения выделять главное;

- приемы формирования участвовать в беседе;

- приемы формирования навыков самоконтроля;

- обучение самооценке.































2. Требования к коррекционным занятиям


  1. Эмоциональный комфорт для ребенка.

  2. Чередование занятий, требующих устной деятельности с занятиями практического характера, строя их по принципу обучающего характера.

  3. Занятия индивидуальные или с небольшой группой детей.

  4. Положительное оценивание результатов работы:

- наличие и стойкость интереса к работе;

- понимание инструкций и целей задания;

- целеноправленность деятельности;

- проявление волевых усилий в выполнении заданий;

- использование помощи;

- способность к переносу показанного способа действий на аналогичное задание;

- самоконтроль и саморегуляция в ходе работы;

- адекватность оценки;

- эмоциональность реакций ребенка на успехи и неудачи.

5. Использовать элементы творческой (креативной) коррекции.
































3. Основное содержание занятия

1 четверть.

1. Обследование детей, комплектование групп для тренинговых занятий. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей, социо-метрическое обследование класса. 1-4 кл.

2. Развитие крупной моторики ( основа – разучивание развивающих игр, разучивание физминуток). Целенаправленность выполнения действий и дви-жений по инструкции учителя (бросить мяч в цель, ходьба по «дорожке сле-

дов». Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) 1 – 4 кл..

3. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (работа с трафаретами, шаблонами, вырезание, сгибание бумаги, раскрашивание, штриховка. Разви-тие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Раз-витие координации движений руки и глаза ( нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков) 1 – 4 кл.

4. Развитие графомоторных навыков ( 3,4 кл.- коррекция каллиграфии, ско-рописи, правильности списывания). Рисование, обводка, штриховка по тра-фарету.Аппликация. Сгибание бумаги, Разрезание ножницами полос –1,2 кл..

2 четверть.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие воспри-ятия и узнавания. Свойства восприятия: избирательность, целостность,

осмысленность и обобщенность, константность (постоянность), апперцепция (зависимость содержания от прошлого опыта), темп, объём.. Восприятие формы, величины, цвета, конструировании предметов.

Восприятие формы. Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур в процессе выполнения упражнений; выделение признака формы, называние геометрических фигур.1-2 кл.

Классификация предметов и их изображений по форме: круглые, квадратные, треугольные. Работа с геометрическим конструктором 3 – 4 кл.

Восприятие величины. Сопоставление размеров 2х предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение различий словом1-4 кл.

Восприятие цвета. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Знакомство с цветами 1,2 кл. Игры на узнавание цвета, на сочетание цветов 3,4 кл.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Восприятие целостного предмета : игры на конструирование предметов и изображений; игры на узнавание предметов и изображений. Работа с пазлами, разрезными картинками 1-4 кл.


3 четверть.

Восприятие пространства. Уточнить и закрепить пространственные представления; закреплять осознание схемы тела; уточнить правое и левое направление в пространстве.


1 класс. Ориентировка на собственном теле; дифференциация правая – левая рука, нога. Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, справа - слева). Движение в заданном направлении (вперёд , назад….) .Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду.. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона…)


2 класс. Ориентировка в помещении, понятия близко- далеко, ближе- дальше, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными предметами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.


3 класс. Ориентировка в помещении по инструкции педагога, словесное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2,4 равные части. Пространственная ориентировка на плоскости парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.


4 класс. Ориентировка в помещении и на улице, словесное обозначение пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственной ситуации (расстановка мебели…) Словесный отчёт. Ориентировка на листе бумаги разного формата, по разному расположенного на плоскости при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение.

Восприятие времени. Развитие и уточнение временных представлений; закреплять представления по теме дни недели. Обозначение в речи временных представлений. Восприятие последовательности, длительности и частоты событий.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Холодный – горячий, кислый, сладкий, горький, солёный. Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный - неприятный, тяжёлый - лёгкий.

Тактильно – двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином. Игры с крупной мозаикой.



4 четверть.

Кинетическое и кинестетическое восприятие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога. Обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Развитие зрительного восприятия и памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Развитие слухового восприятия и памяти. Различение звуков окружающей действительности (стук, шорох, стон, звон, гудение. Жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.

Развитие внимания. Игры на развитие произвольного внимания, распределения внимания, объёма внимания.

Развитие мышления. Игры на развитие наглядно- образного мышления, словесно- образного мышления.




































4. Требования к уровню подготовки обучающихся::

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (величина, форма, цвет);

- различать основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- выделять части суток и определять порядок дней недели;

- различать речевые и неречевые звуки;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предметов;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов.










































  1. Список литературы


  1. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (корекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. – 160с.

  2. Баранова Ю.Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа / Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014. – 127с.

  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 1. Книга для учителя . – 3-е изд., - М.: «Ось-89», 2006. – 272с.

  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.: В.Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. – 64 с., 32 илл.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Автор: Козлова Татьяна Викторовна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov"
    ["file_id"] => string(6) "131815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416234508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "adaptivnaia-rabochaia-proghramma-dlia-uchashchikhsia-s-uo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246277"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319677"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_razvitiiu_psikhomotoriki_i_siensornykh_protsiessov_2_kla"
    ["file_id"] => string(6) "367224"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481186147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся 8 вида"
    ["seo_title"] => string(75) "adaptirovannaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_dlia_uchashchikhsia_8_vida"
    ["file_id"] => string(6) "489552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1544270692"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства