ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Разработала: Гресева Т.И.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для учащихся 11 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
- -адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант2) ГКОУ «Котовская школа-интернат», утверждённая приказом № 182 от 31.08.2023 г.
-проекта рабочей программы по предмету «Графика и письмо» федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики».
-учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования.
Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной' коммуникации.
Реализация программы рассчитана на 1 год. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего – 102 часа в год
В содержании курса учтены общие специфические особенности психического развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответьте на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь: понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Основной целью обучения грамоте является не механическое «научение» читать и писать, а воспитание и развитие стремлений устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
- организация речевой среды, способствующей пробуждению речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности, обучение пониманию соотносящихся и указательных жестов;
- формирование пространственных представлений, координации движений «взгляд-рука»
- обучение учащихся средствам общения (речевым и неречевым), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности
- расширение возможностей учащихся общаться и обучаться за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации;
- обеспечение необходимой мотивации слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;
- создание условий для формирования фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения
- организация речевой среды, способствующей пробуждению речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности, обучение пониманию соотносящихся и указательных жестов;
- формирование пространственных представлений, координации движений «взгляд-рука»
- обучение учащихся средствам общения (речевым и неречевым), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности
Темы уроков-занятий по предмету «Графика и письмо» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Развитие речи и окружающий мир», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», в логопедической и психокоррекционной работе.
Учебный предмет «Графика и письмо», образовательная область- «Язык и речевая практика».
Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.
Количество учебных недель - 34.
3.Выкладывание буквы из полосок. Нахождение элементов буквы
4. Письмо печатного варианта буквы мелом на доске, карандашами в альбоме.
5. Условно-графическая запись буквы
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений.
- участвовать в играх- имитациях, в дидактических играх.
- находить, называть и писать по образцу изученные буквы, складывать слоги из букв
- правильно участвовать в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь);
- составлять простые нераспространенные предложения на основе действия, изображенного на картинке (с помощью учителя);
-составлять простые предложения по вопросам и по картинке под контролем учителя.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибалльной системе. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный контроль (письмо изученных букв ).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Дифференциация видов деятельности обучающихся |
1 группа | 2 группа | 3 группа |
| I четверть24 ч | | | Гусева Лидия | Макушенко Артемий Пушкин Кирилл | Бабаева Лейла |
1 | Вводный урок. Упражнения для развития тонкой моторики рук. Знакомство с печатным образом буквы Л. Запись печатного варианта буквы Л | 1 | 02.09 | Упражнения для развития тонкой моторики рук. Знакомство с печатным образом буквы Л. Запись печатного варианта буквы Л «рука в руке» | Упражнения для развития тонкой моторики рук. Знакомство с печатным образом буквы Л. Запись печатного варианта буквы Л по образцу самостоятельно | Самостоятельная работа по учебнику «Русский язык 3 класс» под редакцией А.К. Аксёновой и Э.В. Якубовской.. Предложение. Выделение предложения Выполнение упражнений по выделению предложений из текста. Правила написания предложения. Стр.4 |
2 | Обводка контура буквы Л в изображениях предметов | 1 | 03.09 | Обводка контура буквы Л в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Л в изображениях предметов | Употребление простого предложения. работа по учебнику. Выполнение упражнений с грамматическими заданиями стр.5 |
3 | Выкладывание буквы Л из полосок. Нахождение элементов буквы. | | 04.09 | Выкладывание буквы Л из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Л из полосок. Нахождение элементов буквы. | Предложение и его схема Самостоятельная работа по учебнику. Выполнение упражнений с грамматическими заданиями Стр 6 |
4 | Письмо печатного варианта буквы Л мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 09.09 | Письмо печатного варианта буквы Л мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Л мелом на доске, карандашами в альбоме | Составление предложения по схеме. Стр 7 |
5 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. | 1 | 10.09 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. | Предложения – вопросы и предложения – ответы. Стр 8 |
6 | Прописи буквы «Л». | 1 | 11.09 | Прописи буквы «Л». «рука в руке» | Прописи буквы «Л». | Составление предложений по вопросу. Стр 9 |
7 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 16.09 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Завершение начатого предложения. Стр 10 |
8 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Л» | 1 | 17.09 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Л» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Л» | Завершение предложения по предметной картинке стр 11 |
9 | Письмо слогов с буквой Л по обводке | 1 | 18.09 | Письмо слогов с буквой Л по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой Л по обводке | Различение набора слов и предложения стр 12 |
10 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 23.09 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Порядок слов в предложении. стр 13 |
11 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 24.09 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку стр 14 |
12 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | 1 | 25.09 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | Составление предложений по сюжетной картинке стр 15 |
13 | Знакомство с печатным образом буквы В. Запись печатного варианта буквы В | 1 | 30.09 | Знакомство с печатным образом буквы В. Запись печатного варианта буквы В «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы В. Запись печатного варианта буквы В | Звуки и буквы Обозначение звуков на письме. Знакомство с алфавитом .стр 16 |
14 | Обводка контура буквы В в изображениях предметов | 1 | 01.10 | Обводка контура буквы В в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы В в изображениях предметов | Расположение слов в алфавитном порядке стр 17 |
15 | Выкладывание буквы В из полосок. Нахождение элементов буквы. | 1 | 02.10 | Выкладывание буквы В из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы В из полосок. Нахождение элементов буквы. | Звуки гласные и согласные. Стр 18 |
16 | Письмо печатного варианта буквы В мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 07.10 | Письмо печатного варианта буквы В мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы В мелом на доске, карандашами в альбоме | Гласные звуки и буквы Ударение в словах стр 19 |
17 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | 1 | 08.10 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Стр 20 |
18 | Прописи буквы «В». | 1 | 09.10 | Прописи буквы «В». «рука в руке» | Прописи буквы «В». | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. Стр 21 |
19 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 14.10 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Выделение ударной гласной в слове. стр 22 |
20 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «В» | 1 | 15.10 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «В» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «В» | Деление слов на слоги. Стр 23 |
21 | Письмо слогов с буквой В по обводке | 1 | 16.10 | Письмо слогов с буквой В по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой В по обводке | Деление слов на слоги и для переноса. Стр 24 |
22 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 21.10 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Перенос части слова при письме стр 25 |
23 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 22.10 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Твёрдые и мягкие согласные Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Стр 26 |
24 | Педнаблюдение. Тестирование. | 1 | 23.10 | Педнаблюдение. Тестирование. | Педнаблюдение. Тестирование. | Педнаблюдение. Тестирование. |
| II четверть 23 ч | | | | | |
1 | Знакомство с печатным образом буквы Ш. Запись печатного варианта буквы Ш | 1 | 05.11 | Знакомство с печатным образом буквы Ш. Запись печатного варианта буквы Ш «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы Ш. Запись печатного варианта буквы Ш | Различение слов, отличающихся твёрдостью, мягкостью согласных звуков стр 27 |
2 | Обводка контура буквы Ш в изображениях предметов | 1 | 06.11 | Обводка контура буквы Ш в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Ш в изображениях предметов | Обозначение мягкости согласных на письме стр 28 |
3 | Выкладывание буквы Ш из полосок. Нахождение элементов буквы | 1 | 11.11 | Выкладывание буквы Ш из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Ш из полосок. Нахождение элементов буквы | Составление схемы слов с мягкими согласными. Стр 29 |
4 | Письмо печатного варианта буквы Ш мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 12.11 | Письмо печатного варианта буквы Ш мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Ш мелом на доске, карандашами в альбоме | Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Стр 30 |
5 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | 1 | 13.11 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | Буква мягкий знак (ь) на конце слова. Стр 31 |
6 | Прописи буквы «Ш». | 1 | 18.11 | Прописи буквы «Ш». «рука в руке» | Прописи буквы «Ш». | Буква мягкий знак (ь) в середине слова. Стр 32 |
7 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 19.11 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Объяснение написания мягкого знака в словах. Стр 33 |
8 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Ш | 1 | 20.11 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Ш» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Ш | Различение твердых и мягких согласных стр 34 |
9 | Письмо слогов с буквой Ш по обводке | 1 | 25.11 | Письмо слогов с буквой Ш по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой Ш по обводке | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. стр 35 |
10 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 26.11 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Составление схемы слов с твёрдыми и мягкими согласными стр 36 |
11 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 27.11 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Шипящие согласные ж, ш, ч, щ. стр 37 |
12 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | 1 | 02.12 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | Написание жи – ши в словах стр 38 |
13 | Знакомство с печатным образом буквы П. Запись печатного варианта буквы П | 1 | 03.12 | Знакомство с печатным образом буквы П. Запись печатного варианта буквы П «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы П. Запись печатного варианта буквы П | Правописание слов с сочетаниями жи – ши. Стр 39 |
14 | Обводка контура буквы П в изображениях предметов | 1 | 04.12 | Обводка контура буквы П в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы П в изображениях предметов | Написание ча-ща в словах. Стр 40 |
15 | Выкладывание буквы П из полосок. Нахождение элементов букв | 1 | 09.12 | Выкладывание буквы П из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы П из полосок. Нахождение элементов букв | Упражнения в написании ча – ща в словах. Стр 41 |
16 | Письмо печатного варианта буквы П мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 10.12 | Письмо печатного варианта буквы П мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы П мелом на доске, карандашами в альбоме | Написание чу-щу в словах. Стр 42 |
17 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. | 1 | 11.12 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. | Правописание слов с сочетаниями чу – щу. Стр 43 |
18 | Прописи буквы «П». | 1 | 16.12 | Прописи буквы «П». «рука в руке» | Прописи буквы «П». | Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу стр 44 |
19 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 17.12 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Правописание сочетаний шипящих с гласными. Стр 45 |
20 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «П» | 1 | 18.12 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «П» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «П» | Парные звонкие и глухие согласные Согласные звонкие и глухие стр 46 |
21 | Письмо слогов с буквой П по обводке | 1 | 23.12 | Письмо слогов с буквой П по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой П по обводке | Составление пар звонких и глухих согласных. Стр 47 |
22 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 24.12 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Написание слов с парными согласными б-п, в-ф.стр 48 |
23 | Педнаблюдение. Тестирование | 1 | 25.12 | Педнаблюдение. Тестирование | Педнаблюдение. Тестирование | Педнаблюдение. Тестирование |
| III четверть. 30 часов | | | | | |
1 | Знакомство с печатным образом буквы Р. Запись печатного варианта буквы Р | 1 | 13.01 | Знакомство с печатным образом буквы Р. Запись печатного варианта буквы Р «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы Р. Запись печатного варианта буквы Р | Различение д-т, г-к. стр 49 |
2 | Обводка контура буквы Р в изображениях предметов | 1 | 14.01 | Обводка контура буквы Р в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Р в изображениях предметов | Написание слов с парными согласными д-т, -г-к. стр 50 |
3 | Выкладывание буквы Р из полосок. Нахождение элементов буквы. | 1 | 15.01 | Выкладывание буквы Р из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Р из полосок. Нахождение элементов буквы. | Различение ж-ш, з-с. Стр 51 |
4 | Письмо печатного варианта буквы Р мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 20.01 | Письмо печатного варианта буквы Р мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Р мелом на доске, карандашами в альбоме | Различение ж-ш, з-с. Стр 52 |
5 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | 1 | 21.01 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | Написание слов с парными согласными ж-ш, з-с стр 53 |
6 | Прописи буквы «Р». | 1 | 22.01 | Прописи буквы «Р». «рука в руке» | Прописи буквы «Р». | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. Стр 54 |
7 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 27.01 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Сопоставление согласной буквы в проверочном и проверяемом слове стр 55 |
8 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Р» | 1 | 28.01 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Р» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Р» | Правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Стр 56 |
9 | Письмо слогов с буквой Р по обводке | 1 | 29.01 | Письмо слогов с буквой Р по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой Р по обводке | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Стр 57 |
10 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 03.02 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова стр 58 |
11 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 04.02 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Написание слов с проверяемыми согласными на конце слов. Стр 59 |
12 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | 1 | 05.02 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова стр 60 |
13 | Знакомство с печатным образом буквы Т. Запись печатного варианта буквы Т | 1 | 10.02 | Знакомство с печатным образом буквы Т. Запись печатного варианта буквы Т «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы Т. Запись печатного варианта буквы Т | Звонкие и глухие восприятия. согласные на конце слова стр 61 |
14 | Обводка контура буквы Т в изображениях предметов | 1 | 11.02 | Обводка контура буквы Т в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Т в изображениях предметов | Разделительный мягкий знак. стр 62 |
15 | Выкладывание буквы Т из полосок. Нахождение элементов буквы. | 1 | 12.02 | Выкладывание буквы Т из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Т из полосок. Нахождение элементов буквы. | Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю,и стр 63 |
16 | Письмо печатного варианта буквы Т мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 17.02 | Письмо печатного варианта буквы Т мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Р мелом на доске, карандашами в альбоме | Правописание слов с разделительным Ь знаком. стр 64 |
17 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. | 1 | 18.02 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. | Правила правописания слов с разделительным Ь знаком. Тренировочные упражнения. Стр 65 |
18 | Прописи буквы «Т». | 1 | 19.02 | Прописи буквы «Т». «рука в руке» | Прописи буквы «Т». | Правила правописания слов с разделительным Ь знаком . Закрепление знаний. Стр 66 |
19 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 24.02 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Слово Слова, обозначающие названия предметов.стр 67 |
20 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Т» | 1 | 25.02 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Т» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Т» | Различение названий предметов по вопросам кто? что? Стр 68 |
21 | Письмо слогов с буквой Т по обводке | 1 | 26.02 | Письмо слогов с буквой Т по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой Т по обводке | Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопрос: кто? что? Стр 69 |
22 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 03.03 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Обобщающее название для групп однородных предметов стр 70 |
23 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 04.03 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Группировка предметов по их назначению. стр 71 |
24 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | 1 | 05.03 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | Выделение названий предмета из предложенных стр 72 |
25 | Знакомство с печатным образом буквы Г. Запись печатного варианта буквы Г | 1 | 10.03 | Знакомство с печатным образом буквы Г. Запись печатного варианта буквы Г «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы Г. Запись печатного варианта буквы Г | Упражнения в выделении названий предмета из предложения стр 73 |
26 | Обводка контура буквы Г в изображениях предметов | 1 | 11.03 | Обводка контура буквы Г в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Г в изображениях предметов | Изменение слов по вопросам. Стр 74 |
27 | Выкладывание буквы Г из полосок. Нахождение элементов буквы | 1 | 12.03 | Выкладывание буквы Г из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Г из полосок. Нахождение элементов буквы | Употребление названий предметов в различных формах (кто где? что где? кого? что?) стр 75 |
28 | Письмо печатного варианта буквы Г мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 17.03 | Письмо печатного варианта буквы Г мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Г мелом на доске, карандашами в альбоме | Употребление названий предметов в различных формах (кому? чему? кем? Чем?) стр 76 |
29 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | 1 | 18.03 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | Упражнения в изменении слов по вопросам стр 77 |
30 | Прописи буквы «Г». | 1 | 19.03 | Прописи буквы «Г». «рука в руке» | Прописи буквы «Г». | Употребление слов в речи в различной форме. Стр 78 |
| IV четверть 27 ч | | | | | |
1 | Знакомство с печатным образом буквы Б. Запись печатного варианта буквы Б | 1 | 31.03 | Знакомство с печатным образом буквы Б. Запись печатного варианта буквы Б «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы Б. Запись печатного варианта буквы Б | |
2 | Обводка контура буквы Б в изображениях предметов | 1 | 01.04 | Обводка контура буквы Б в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Б в изображениях предметов | Название предметов Подбор имён, отчеств и фамилий людей, изображённых на картинках. Стр 79 |
3 | Выкладывание буквы Б из полосок. Нахождение элементов буквы. | 1 | 02.04 | Выкладывание буквы Б из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Б из полосок. Нахождение элементов буквы. | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Стр 80 |
4 | Письмо печатного варианта буквы Б мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 07.04 | Письмо печатного варианта буквы Б мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Б мелом на доске, карандашами в альбоме | Большая буква в кличках животных. Стр 81 |
5 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | 1 | 08.04 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | Большая буква в названиях населённых пунктов стр 82 |
6 | Прописи буквы «Б». | 1 | 09.04 | Прописи буквы «Б». «рука в руке» | Прописи буквы «Б». | Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. Стр 83 |
7 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 14.04 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Большая буква в именах собственных. Стр 84 |
8 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Б» | 1 | 15.04 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Б» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Б» | Название действий Слова, обозначающие название действий стр 85 |
9 | Письмо слогов с буквой Б по обводке | 1 | 16.04 | Письмо слогов с буквой Б по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой Б по обводке | Различение названий действий по вопросам: что делает? что делают? Стр 86 |
10 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 21.04 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Подбор слов-действий по вопросу стр 87 |
11 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 22.04 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? Стр 88 |
12 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | 1 | 23.04 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | Нахождение предметов по их действиям. Подбор слов-действий по вопросу. Стр 89 |
13 | Знакомство с печатным образом буквы Ж. Запись печатного варианта буквы Ж | 1 | 28.04 | Знакомство с печатным образом буквы Ж. Запись печатного варианта буквы Ж «рука в руке» | Знакомство с печатным образом буквы Ж. Запись печатного варианта буквы Ж | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? Стр 90 |
14 | Обводка контура буквы Ж в изображениях предметов | 1 | 29.04 | Обводка контура буквы Ж в изображениях предметов «рука в руке» | Обводка контура буквы Ж в изображениях предметов | Согласование слов-предметов и слов-действий. Стр 91 |
15 | Выкладывание буквы Ж из полосок. Нахождение элементов буквы. | 1 | 30.04 | Выкладывание буквы Ж из полосок. Нахождение элементов буквы. «рука в руке» | Выкладывание буквы Ж из полосок. Нахождение элементов буквы. | Упражнение в различении названий действий по вопросам стр 92 |
16 | Письмо печатного варианта буквы Ж мелом на доске, карандашами в альбоме | 1 | 05.05 | Письмо печатного варианта буквы Ж мелом на доске, карандашами в альбоме «рука в руке» | Письмо печатного варианта буквы Ж мелом на доске, карандашами в альбоме | Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? Стр 93 |
17 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | 1 | 06.05 | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. «рука в руке» | Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика | Постановка вопросов к названиям действий. Стр 94 |
18 | Прописи буквы «Ж». | 1 | 07.05 | Прописи буквы «Ж». «рука в руке» | Прописи буквы «Ж». | Упражнения в постановке вопросов к названиям действий. Стр 95 |
19 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | 1 | 12.05 | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами «рука в руке» | Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. Стр 96 |
20 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Ж» | 1 | 13.05 | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Ж» «рука в руке» | Работа с разрезной азбукой. Письмо «Ж» | Определение названия предмета по его действиям. Стр 97 |
21 | Письмо слогов с буквой Ж по обводке | 1 | 14.05 | Письмо слогов с буквой Ж по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с буквой Ж по обводке | Название признаков Слова, обозначающие признак предмета стр 98 |
22 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 19.05 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Стр 99 |
23 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | 1 | 20.05 | Письмо слогов с изученными буквами по обводке «рука в руке» | Письмо слогов с изученными буквами по обводке | Различение предметов по их признакам. Стр 100 |
24 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | 1 | 21.05 | Тренировочные упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Тренировочные упражнения в написании изученных букв | Дополнение предложений названием признаков. Стр 101 |
25 | Упражнения в написании изученных букв | 1 | 26.05 | Упражнения в написании изученных букв «рука в руке» | Упражнения в написании изученных букв | Постановка вопросов к названиям признаков предмета стр 102 |
26 | Тренировка в написании изученных печатных букв | 1 | 27.05 | Тренировка в написании изученных печатных букв «рука в руке» | Тренировка в написании изученных печатных букв | Постановка вопросов от слов - предметов к словам-признакам стр 103 |
27 | Педнаблюдение. Тестирование. | 1 | 28.05 | Педнаблюдение. Тестирование. | Педнаблюдение. Тестирование. | Педнаблюдение. Тестирование. |
1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская Русский язык, 3 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. Ч.1 – 8-е изд. - М.: Просвещение, 2019. – 102с.
2.Баряева Л.Б. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", СПБ, 2011
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
4. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц
5.Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005
6. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
7.Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.: Издательство Гном и Д, 2008.-64 с
8.Комарова С.В. Речевая практика 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ С.В.Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95с.: ил.
9. Лынская М. И. Формирование речевой деятеяльности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
10.Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. Н. Нов¬город, 1992
12.Течнер С. "Введение в альтернативную коммуникацию", М., Теревинф, 2014.
13. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
14. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.
15. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-М.: Теревинф, 2004.
16.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.
Дидактический материал: фотографии, игрушки, предметные картинки, картинки действий, пиктограммы.