kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку ( УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

к рабочей программе  по русскому языку обучающихся 3 класса

Рабочая программа составлена на основе  Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея,  Примерной программы начального образования по русскому языку Москва, «Просвещение», 2010г, авторской программы «Русский язык», авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М., АСТ, Астрель, 2011.и учебного плана филиала  МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована  на использование УМК:

Учебник «Русский язык» 3 класс, 1-2 часть, авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина - М., АСТ, Астрель, 2012 г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 3 класс 1-2 часть авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина - М., АСТ, Астрель, 2014г

Т. М. Андрианова, Л.Я. Желтовская, «Обучение в 3 классе»   по учебнику «Русский язык». - М., АСТ, Астрель, 2012

Общие цели начального общего образования

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»

      · освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

    · овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

      · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

                 Формы аттестации учебных результатов и  достижений обучающихся регламентируются Положением о промежуточной и итоговой аттестации лицея.

Текущий контроль  предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие отметки ежедневно заносятся в классный электронный журнал  и в дневник обучающегося.

Виды и формы текущего контроля:

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.п.)

- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, написание диктанта, изложения,  выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов, комплексной контрольной работы и др.);

- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий);

- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);

- самоанализ, самооценка и взаимооценка.

Периодичность осуществления текущего контроля определяется в соответствии с учебной программой предмета, графиком контрольных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в классный электронный журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится в классный электронный журнал в течение недели. Отметки выставляются по итогам каждой четверти, годовая (итоговая) отметка выставляется с учетом четвертных отметок. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля: итоговая комплексная контрольная работа, итоговая контрольная работа,  тестирование.

Общая характеристика учебного предмета.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Особенность курса в том, что он представляет собой   первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку ( УМК "Планета знаний") »

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Октябрьский сельский лицей

в с.Абдуллово Чердаклинского района Ульяновской области


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора лицея

от____________2015 года

№________







Рабочая программа

по русскому языку

на 2015-2016 учебный год

для обучающихся 3 класса

учителя (начальных классов) Абдулаевой Гульчечек Минахметовны



Срок реализации программы: 1 год
















РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО_________

на заседании кафедры начального образования зам.директора лицея по филиалу

Протокол № ____от________________ Р.Г.Файзуллов

Руководитель кафедры______________ «____»_____________2015г






Пояснительная записка


к рабочей программе по русскому языку обучающихся 3 класса


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея, Примерной программы начального образования по русскому языку Москва, «Просвещение», 2010г , авторской программы «Русский язык», авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М., АСТ, Астрель, 2011.и учебного плана филиала МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Учебник «Русский язык» 3 класс , 1-2 часть, авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина - М., АСТ, Астрель, 2012 г.


Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 3 класс 1-2 часть авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина - М., АСТ, Астрель, 2014г


Т. М. Андрианова, Л.Я. Желтовская, «Обучение в 3 классе» по учебнику «Русский язык». - М., АСТ, Астрель, 2012

Общие цели начального общего образования

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»

 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Формы аттестации учебных результатов и достижений обучающихся регламентируются Положением о промежуточной и итоговой аттестации лицея.

Текущий контроль предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие отметки ежедневно заносятся в классный электронный журнал и в дневник обучающегося.

Виды и формы текущего контроля:

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.п.)

- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, написание диктанта, изложения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов, комплексной контрольной работы и др.);

- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий);

- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);

- самоанализ, самооценка и взаимооценка.

Периодичность осуществления текущего контроля определяется в соответствии с учебной программой предмета, графиком контрольных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в классный электронный журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится в классный электронный журнал в течение недели. Отметки выставляются по итогам каждой четверти, годовая (итоговая) отметка выставляется с учетом четвертных отметок. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля: итоговая комплексная контрольная работа, итоговая контрольная работа, тестирование.

Общая характеристика учебного предмета.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы.

В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов третьего года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает образовательную линию второго класса.

В третьем классе углубляются знания учащихся о языке как основе речи, о связи языка с историей развития русской культуры, о тексте (тема, идея, жанры текстов, цель высказывания, способы выражения мысли и т. п. ), о слове и его значимых частях (морфемах), их роли в слове, о смысловой нагрузке различных частей речи, о словосочетании и предложении как словесных конструкциях, закрепляются навыки проверки согласных и безударных гласных в корне слова.

На третьем году обучения новой для учащихся будет информация о способах словообразования (приставочный, суффиксальный), различение словообразования и словоизменения, представление о сложных словах (с двумя корнями). В разделе «Морфология» вводится понятие о падеже имен существительных и имен прилагательных, о местоимении как части речи, множественном и единственном числе личных местоимений, начальной форме, времени, лице и числе глаголов, служебных частях речи (союзах, частицах). В разделе «Синтаксис» расширяются представления учащихся о словосочетаниях (словосочетания с синонимичными значениями, согласование и управление слов), о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях, подробно изучаются главные члены предложения.


В разделе «Правописание» формируются представления о правилах правописания гласных и согласных в приставках, употребления мягкого знака после шипящих на конце слова, разделительного твердого знака, родовых окончаний прилагательных и глаголов прошедшего времени, написания частицы «не» с глаголами.

Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у третьеклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т. п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр. ). Курс имеет познавательнокоммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.


В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» обучающихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи обучающихся: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует обучающихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа составлена из расчета 5 часов в неделю.  170 часов в год.

Практическая часть

Предмет/Наименование контрольных работ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Русский язык


Контрольный диктант

1

1(1)

1

1

4(1)

Контрольное списывание

1(1)


1


2(1)

Проверочная работа:

-проверочная работа по теме

-словарный диктант







1

1 (1)


2(1)

1

1(1)

1

1

4(1)

Комплексная контрольная работа

1(1)



1()

2(2)



Примечание: ()-административные работы

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа , средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

         В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого  этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.  

        Русский язык         является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:

  • осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития язы­ка с развитием культуры и общества;

  • внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

  • внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

  • стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собе­седников;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего на­рода, своей страны;

  • чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».

Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

  • на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;

  • осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;

  • руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;

  • следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографи­ческие и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для ре­шения языковых задач;

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложе­ния, тексты;

  • владеть общим способом проверки орфограмм;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для по­нимания слушателем.

Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при ра­боте в паре, группе;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты освоения программного материала:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при вы­ражении своих мыслей и чувств;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства язы­ка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чув­ства, по строению (простое, сложное);

  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собствен­ного высказывания;

  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять спо­собы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуж­дение;

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и ко­нец предложений;

  • осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, проду­мывать способы донесения его до слушателей, читателей;

  • говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

  • выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заго­ловка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

  • произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

  • писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);

  • использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать ин­формацию);

  • осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

Планируемые результаты изучения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Школа грамотея», «Проверочные работы», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы

учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений, а также для проверки овладения навыком письма под диктовку, списывания с печатного текста.

Для проведения тематического контроля учитель подбирает тексты самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания должны соответствовать темам, изученным в данном крупном разделе, и проверять уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями по 5-балльной накопительной системе (1 критерий - 1 балл), которые заранее предлагаются детям, отметка за всю проверочную работу выставляется приведением к среднеарифметическому баллу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах, как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки умений и навыков по разделу)


Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума системы опорных знаний.

С целью создания ситуации успеха для ученика с любым уровнем учебных возможностей целесообразно вести лист достижений (требований) с перечислением требуемых результатов, которые ученик обязан достигнуть в концу учебного года. В этом листе отмечаются учебные достижения ребенка без строгого ограничения времени их появления. Т. е. ученик может освоить данное умение чуть позже, чем основная масса учащихся, главное, чтобы он его освоил, когда у него появится возможность для этого, но в течение четверти (учебного года).

Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность. С этой целью рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника, а также комплексную контрольную работу, отдельные задания которой направлены на умение работать с текстом, проверку уровня овладения письменной речью.

Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, творческие работы учащихся, позволяющие оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.

Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.


Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформированности орфографических навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов 30-40 слов.

Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант может проводиться 1-2 раза в месяц. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку усвоения изученных ранее словарных слов.


Контрольный словарный диктант включает в себя 15 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент и проводится 4 раза в год.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

3 класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • названия и основные признаки: а) основных средств язы­ка (слова, предложения, текста); б) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог; г) членов предложения (главных — подле­жащее и сказуемое, второстепенных без деления на виды);

  • правила написания слов (более сложной слоговой струк­туры): правописание безударных гласных, парных звон­ких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твёрдого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в име­нах существительных, не с глаголами, написание при­ставок и предлогов со словами, написание гласных и со­гласных в приставках;

• правила употребления знаков препинания в конце пред­ложения.

Учащиеся должны уметь:

  • производить элементарные разборы слов: фонетический анализ и разбор сл«» по составу в интересах правописа­ния слов;

• различать части речи (имя существительное, имя прила­гательное, глагол, личные местоимения, предлоги), ос­мысливать их роль в предложении;

устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;

• производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения; грамотно, без пропусков и искажений букв, каллиграфи­чески правильно списывать и писать под диктовку текс­ты в 60—65 слов, включающие слова с изученными ор­фограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятых при однородных членах предложения.


Программа курса также позволяет

дать представление:

  • о речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми;

  • о разных типах текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная речь, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);

  • о языковых средствах выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);

• об изобразительных средствах языка, приёмах создания слова-образа (описательный оборот, сравнительный обо­рот, слово с переносным значением); сформировать умения:

  • уместно и правильно использовать высказывания эти­кетного характера при разговоре по телефону, при встре­че, при обращении с просьбой, при приглашении;

  • воспринимать, излагать содержание прочитанных (ус­лышанных) текстов в 60—75 слов, высказываться само­стоятельно на темы, близкие жизненному опыту уча­щихся {описания цветов, выражение отношения к месяцам, временам года, рассказы из жизни животных, повествование о каникулах и пр.).




Содержание программы (170 часов)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения)1 (30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (34 ч)

Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое вареньеваренье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

Слова с непроверяемым написанием

Автомобиль, аквариум, альбом, аппарат, аппетит, багаж, батарея, береза, береста (береста), беречь, беседа, блокнот, вверх, вниз, внимание, восхищение, вперед, гвоздика, георгин, гимнастерка, гимнастика, гладиолус, горизонт, государство, здание, здесь, здоровье, извинение, иллюстрация, Интерес, квартира, километр, колокольчик, комбат, комната, компас, корабль, корзинка, корова, костер, лопата, молоко, образ, объект, огород, огурец, одуванчик, памятник, память, песок, полотенце, помидор, природа, профессия, сверкать, сначала, собеседники, солома, соломенная, соломинка, специальность, субъект, урожай, фиолетовый, фломастер, фотоаппарат, фотография, шел



Таблица изучаемого предмета по блокам

№п\п

Тема раздела

Количество часов

Причина изменения количества часов

По государственной программе

По рабочей программе

1

Речевое общение:

46



43

Специфика усвоения материала учащимися

2

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

16

17

Специфика усвоения материала учащимися

3

Виды речевой деятельности (коммуникативно-рече вые умения)1

30

26

Специфика усвоения материала учащимися

4

Язык как средство общения:

124


127

Специфика усвоения материала учащимися

5

Общие сведения о языке и речи

3

1

Специфика усвоения материала учащимися

6

Слово и его значение (лексика)

3



4

Специфика усвоения материала учащимися

7

Слово и его строение (морфемика)

15

8

Специфика усвоения материала учащимися

8

Слово как часть речи (морфология)

22

32

Специфика усвоения материала учащимися

9

Синтаксис


34


30



Специфика усвоения материала учащимися

10

Орфография и пунктуация

47



52

Специфика усвоения материала учащимися


Итого

170


170


Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, уроки формирования коммуникативно-речевых умений включены в различные разделы курса в виде изложений и сочинений различной тематики, типов и жанров.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


№п\п

Название темы

Кол-во часов

Из них

Вид контроля

По государственной программе

По рабочей программе

1

Речевое общение:


46



43

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,

диагностическая работа,

2

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений


16

17

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


3

Виды речевой деятельности (коммуникативно-рече вые умения)1


30

26

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


4

Язык как средство общения:


124


127

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


5

Общие сведения о языке и речи


3

1

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа

6

Слово и его значение (лексика)


3



4

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


7

Слово и его строение (морфемика)


15

8

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


8

Слово как часть речи (морфология)


22

32

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


9

Синтаксис



34


30



устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,


10

Орфография и пунктуация


47



52

устный опрос, письменная самостоятельная работа

диктант,

контрольное списывание, тесты, творческая работа,

диагностическая работа,


Итого


170


170




Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности



    1. Дополнительная литература.

Большая хрестоматия для начальной школы. –М.: Эксмо, Форум, 2010г.

Большой справочник. Начальная школа. –ООО «Издательский дом «ЛИТУР», 2010г.

Справочник школьника. 1-4: Русский язык. Математика. Природоведение./ Под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС, 2010г.

Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк.: в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;

.Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская), 2013г.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

6http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа

7.Программа-тренажер для начальной школы



3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Электронный учебник по русскому языку «Уроки Кирилла и Мефодия».

3. Презентации к урокам, созданные учителем.

4. Наглядные пособия.

Таблицы:

1.Безударная гласная в корне.

2.Большая буква в названиях городов.

3.Виды глагола.

4.Времена глагола.

5.Второстепенные члены предложения.

6.Виды предложений.

7.Дательный падеж.

8.Дательный падеж.

9. Е и И в окончаниях имен существительных.

10. Звонкие и глухие согласные в корнях слов.

11.Значение суффиксов.

12.Значение предлогов.

13.Имя существительное.

14.Имена сущест. с шипящим на конце.

15.Имя существительное.

16.Изменение имен сущест. по числам.

17.Имя существительное.

18.Имя существительное.

19.Имена сущест. 1,2,3 склонений.

20.Корень и однокоренные слова.

21.Корень и приставка.

22.Корень и суффикс.

23.Мягкий знак в конце сущест.

24.Мягкий знак.

25.Мягкий знак.

26.Непроизносимые согласные.

27.Однокоренные слова.

28.Окончание слов.

29.Однородные члены.

30.Окончания в дат. и предл. падежах.

31.Предлоги перед местоимениями.

32.Пажеди с предлогами.

33.Предлоги и падежи.

34.Правописание Е и И в окончаниях.

35.Проверочные слова.

36.Правописание приставок.

37.Род имен существительных.

38.Род имен существительных.

39.Род имен существительных.

40.Разделительный Ъ.

41.Склонение личных местоимений.

42.Склонение личного мест. ОНО.

43.Употребление сущ. в творит. падеже с предлогами.

44.Укого?

45.Части речи.

46.Члены предложения и части речи.




5. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.



6. Учебно-практическое оборудование.

1. Классная доска

4. Экспозиционный экран.



Контрольно – измерительные материалы


Словарный диктант №1.

Ст..р..жить склад, зрелый к..ол..сок, р..дная ст..р..на, птичьи г..л..са, в..ч..реет, м..л..дой месяц, охр..нять пр..роду, д..р..вянный б..чонок.


Словарный диктант №2

М..л..ко, и(л/лл)юстрация. Рю..кзак, лес(?)ница,б..гаж,ур..жай,бл..кнот, вел..с..пед, л..пата, фотоа(п/пп)арат,..гурец,пом..дор, к..нверт, б..седа, с..лома, ог..род, к..рова, к..л..кольчик, шо(с/сс)е, гв..здика, а(п/пп)етит, чу(?)ство,г..рох фу..бол, те(н/нн)ис, п..л..тенце.


Словарный диктант №3

Подплыть к бер..гу, белоствольная б..реза, б..речь родной ..зык, увидеть на г..ризонте, гор..зонтальная линия, сахарный п..сок, п..счаный бер..г, изв..ните меня.,гор..дской бульвар, жить в д..ревне, ч..мпионат по футболу, плетеная к..рзина.


Словарный диктант №4

Про..вить вообр..жение, по..виться на г..ризонте, ра…казать о р..корде, об..явить бл..годарность, приш..л на бер..г, профк..ия трен..ра, к..рзина с р..стениями, р..зжечь к..стер, об..ектив фотоа…арата, об..регать ..доровье.



Контрольный диктант за I четверть.

Байкальский заповедник.

Байкальский заповедник находится вдоль побережья озера Байкал. Однако он не имеет выхода на берег озера. В лесах здесь много редких зверей и птиц. Среди них воробьиный сыч и соболь. Животные получают помощь от человека.

А чем интересна ваша местность? Изучайте природу России. Не наносите ей вред! (46 слов)

Контрольный диктант за II четверть.

По местам боевой славы.

Раньше участники Великой Отечественной войны часто ездили по местам обороны Москвы. Они беседовали со школьниками и местными жителями. Во время войны тут шли жестокие бои. Многие наши воины погибли. Но враг не прошёл!

Молодёжь и старики несут к памятнику живые цветы. С грустью и гордостью звучат имена героев.

Не забывай о подвигах своего народа! (54 слова)

Проверочная работа №1

по теме: «Правописание безударных гласных в коне слова »


Проверь свою зоркость: спиши текст грамотно и каллиграфически правильно.

Это слово пришло к нам из седой древности. Учёные высказали много соображений, что оно означает, но к единому мнению не пришли. Я считаю, что у слов "Русь","Россия" много значений. Эти слова родственны словам "русло","роса". Иными словами, Русь-это страна рек и озёр. Русью зовётся всё светлое. Русый парень, русая девушка. Русь -светлое место! Милая светоносная моя Русь, Родина моя!


1)Найди предложение, в котором выражена главная мысль. подчеркни в нём известные тебе орфограммы в корнях слов.

2) Определи тип текста по его назначению

3)составь схему первого предложения. Укажи связь между словами. Надпиши, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемое.

4)Подчеркни в тексте толкования слова «Русь», напиши каким словосочетанием можно заменить словосочетание « седой древности».



Контрольный диктант за II четверть.

По местам боевой славы.

Раньше участники Великой Отечественной войны часто ездили по местам обороны Москвы. Они беседовали со школьниками и местными жителями. Во время войны тут шли жестокие бои. Многие наши воины погибли. Но враг не прошёл!

Молодёжь и старики несут к памятнику живые цветы. С грустью и гордостью звучат имена героев.

Не забывай о подвигах своего народа! (54 слова)



Контрольный диктант за III четверть.

Подземный ходок.

Крот – подземное животное. Это маленькое существо стало загадкой для учёных. О кроте известно мало. Нос зверька очень чувствительный. Передние лапы как лопатки. Их мощь велика. Они разгребут любую почву.

Крот не любит света. Как во тьме он нарыл прямые ходы? Этими путями побежит зверёк то вперёд головой, то назад спиной. Ходок должен собрать большие объёмы съестного. У крота прекрасный аппетит! (60 слов)

Контрольный диктант за 4 ч.

Дождь в лесу.

Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Её мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошёл сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.

Но скоро небо прояснилось. На нём засияло яркое солнце. С деревьев ещё падали дожевые капли. Душистой смолою и берёзовыми почками запахло в лесу.

Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса. (60 слов)

Контрольное списывание № 1

Школьный сад.

В субботу ребята пришли в школьный сад. Был солнечный день. Митя и Эдик принесли лопаты. Они ловко окапывают деревья и кусты. На клумбе ещё цветут поздние гвоздики. Осенние листья почти засыпали их. Настя и Алла убирают листву. Друзья счастливы. Они помогают школе.

Контрольное списывание №2

Берёзовые рощи.

Хороши в России берёзовые рощи! Осенью нас восхищал их золотой наряд. Они дарили нам грибы и ягоды.

А как был красив березняк зимой! Он словно оделся в кружево. Каждая ветка покрылась снежными иголочками. Солнце освещало рощу. Луч света играл на стволах берёз. Кругом стояла тишь. Не оторвать взгляд от сказочного царства.

Весной берёзки зеленели. Среди ветвей радостно звучало птичье пение. (60 слов)

Проверочная работа №1

по теме: «Правописание безударных гласных в коне слова »


Проверь свою зоркость: спиши текст грамотно и каллиграфически правильно.

Это слово пришло к нам из седой древности. Учёные высказали много соображений, что оно означает, но к единому мнению не пришли. Я считаю, что у слов "Русь","Россия" много значений. Эти слова родственны словам "русло","роса". Иными словами, Русь-это страна рек и озёр. Русью зовётся всё светлое. Русый парень, русая девушка. Русь -светлое место! Милая светоносная моя Русь, Родина моя!


1)Найди предложение, в котором выражена главная мысль. подчеркни в нём известные тебе орфограммы в корнях слов.

2) Определи тип текста по его назначению

3)составь схему первого предложения. Укажи связь между словами. Надпиши, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемое.

4)Подчеркни в тексте толкования слова «Русь», напиши каким словосочетанием можно заменить словосочетание « седой древности».



Проверочная работа №2

  1. В каких двух словах одинаковый звук? Подчеркни их.

1) луч 2) тишь 3) ёж 4) вещь

2. В каком слове пропущена буква « з»? Обведи номер ответа.

1)..дание 3)..делали

2) реди) ..ка 4) вопро…


3. кажи слово, в котором нужно употребить твердый знак(ъ)

1) раз(?)веять 3)по(?)явился

2) под(?)оконник 4)об(?)единение


4.В каких парах с помощью второго слова проверяется написание безударного гласного в приставке? Обведи номер ответов.

1)наехал-натиск 3) прорубил-прорубь

3) заявил-заявка 4)осенний-осень


6. Проверь запись предложений. Если нужно, внеси исправления.

1) На клумбе зацветала редкое растение.

2) Стая птиц прилетели наместо зимовки

3) Путешествие попустыне за кончилось благополучно.

7. Выполни звуко-буквенный разбор слова объем.

[………..………..] -…сл.,…з

…………………-…б



Критерии и нормы оценки знаний обучающихся



Диктант.

Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 17 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверть - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.


«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.


Контрольный диктант.

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.


Оценки за контрольный диктант.

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;


Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;


Словарный диктант :

Объем:

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс- 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка.

«3» - 2 ошибки .

«2» -3-5 ошибок.


Контрольное списывание.

Оценки:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок .


Тест

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


Изложение

Оценки:

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки и пунктуационные 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3- 5 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. Примечание


Примечание.

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.


Сочинение

Оценки:

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 5 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.



1

26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку ( УМК "Планета знаний")

Автор: Абдулаева Гульчечек Минахметовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа "Русский язык" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "217218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433267768"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-umk-planieta-znanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "216594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433072360"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "УМК "Планета Знаний" Рабочая программа по русскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "umk-planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424165685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Календарно - тематическое планирование по русскому языку,УМК  "Планета знаний" 3 класс, по ФГОСам "
    ["seo_title"] => string(99) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-umk-planieta-znanii-3-klass-po-fgosam"
    ["file_id"] => string(6) "105447"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402853690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку УМК "Планета знаний""
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-i-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "248760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446785580"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства