Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"»
1.Пояснительная записка
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для учащихся 9 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;
2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-22 уч. год.;
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.
6.Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащихся.
Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
написанию печатных букв («печатанию» букв);
написанию письменных букв по трафаретам;
составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
рисованию с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде, чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Цель курса обучения: Основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания, умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности;
учить письму по обводке элементов букв, букв, слогов, слов; формировать у учащегося предметные и предметно-игровые действия.
Задачи курса обучения:
- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом, ручкой;
-подготовка учащегося к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
-формирование у учащегося графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- совершенствование графических навыков.
При обучении письму важно научить учащегося правильному начертанию букв и соединению их в слоги короткие слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение письму обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
3. Место учебного предмета
Учебный предмет «Графика и письмо», образовательная область- «Язык и речевая практика».
Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.
Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета
Содержание данной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:
1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками.
2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.
6.Формирование пространственных представлений, умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.
7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика».
8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащемуся предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.
9. «Пальчиковая» гимнастика.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
5.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа «Графика и письмо» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.
Планируемые результаты освоения предмета:
К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь :
- 12 букв русского алфавита – а, о, у, с, м, х; ш, л, н, ы, р, к- называть(с помощью педагога), писать по обводке .
- понятие гласные и согласные буквы, их отличие(с помощью педагога) ;
-различать гласные и согласные буквы (с помощью педагога);
-писать изученные буквы и слоги по обводке, соблюдая рабочую строку.
К концу учебного года учащиеся 2 группы должны знать и уметь:
-рисовать прямые линии, «клубочки» губкой, фломастером с помощью педагога:
- выполнять практические упражнения с трафаретами (обводка) с помощью педагога;
- составлять узоры из готовых элементов, мозаики с помощью педагога
-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
-показывать изображения предметов в соответствии с заданием (с помощью педагога) ;
-пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д. ( некоторые с помощью педагога);
-пользоваться трафаретами (с помощью педагога);
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе с помощью проверочных работ или тестов, в которые будут включаться вопросы (задания) по основным темам программы предмета. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный контроль (проверочные работы) - 4 часа.
По своему содержанию письменные проверочные работы будут: однородные (штриховка, письмо цифр по обводке, счет предметов), а также комбинированные.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» 9 класс – 102 часа.
№ урока
Содержание, темы занятий
Кол-во часов
Дата
Индивидуально-дифференцированная работа
Примечания
I четверть.
23
1
«Здравствуй, школа!»
Инструктаж по Т.Б.
2
03.09.21
07.09.21
Тренировочные упражнения для кистей рук сопряжённо с педагогом с совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: Инструктаж по Т.Б.
Письмо элементов строчной и заглавной буквы Ш ш. Буквы Шш.
3
11.01.22
12.01.22
14.01.22
Рисование совместно с учащимися красками и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя»
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, краски, губка.
18
Письмо слогов с буквой Шш.
3
18.01.22
19.01.22
21.01.22
Рисование совместно с учащимися красками и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя»
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, краски, губка.
19
Письмо элементов строчной и заглавной буквы Лл. Буква Лл.
3
25.01.22
26.01.22
28.01.22
Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Фрукты».
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.
20
Письмо слогов с буквой Лл.
3
01.02.22
02.02.22
04.02.22
Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Фрукты».
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.
21
Письмо элеменов строчной буквы ы. Буквы ы.
3
08.02.22
09.02.22
11.02.22
Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Осенние листочки»
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.
22
Письмо слогов с буквой ы.
3
15.02.22
16.02.22
18.02.22
Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Осенние листочки»
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.
23
Письмо заглавных букв Ш, Л.
3
22.02.22
25.02.22
01.03.22
Обведение по контуру изображений различных предметов.
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.
24
Письмо строчных букв ш, л.
3
02.03.22
04.03.22
09.03.22
Обведение по контуру изображений различных предметов.
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.
25
Обведи и раскрась овощи.
3
11.03.22
15.03.22
16.03.22
Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки»
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаши.
26
Проверочная работа «Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».
3
18.03.22
22.03.22
23.03.22
Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами)
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаши.
IV четверть.
22
27
Письмо элементов строчной и заглавной буквы Нн. Буквы Нн.
3
05.04.22
06.04.22
08.04.22
Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек».
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, текст пальчиковых игр..
28
Письмо слогов с буквой Нн.
3
12.04.22
13.04.22
15.04.22
Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек».
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, текст пальчиковых игр..
29
Письмо Рр. Буквы Рр.
3
19.04.22
20.04.22
22.04.22
Развитие тонкой моторики «Складываем в пенал фломастеры», «Выжимание губки».
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, фломастер, пенал, губка.
30
Письмо слогов с буквой Рр.
3
26.04.22
27.04.22
29.04.22
Развитие тонкой моторики «Складываем в пенал фломастеры», «Выжимание губки».
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, фломастер, пенал, губка.
31
Письмо элементов строчной и заглавной буквы Кк. Буквы Кк.
2
06.05.22
11.05.22
Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками.
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, пирамида, кубики, матрешка.
32
Письмо слогов с буквой Кк. Диагностика.
2
13.05.22
17.05.22
Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками.
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, пирамида, кубики, матрешка.
33
Проверочная работа «Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».
2
18.05.22
20.05.22
Дидактические игры с конструктором «Лего»
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв,
34
Повторение пройденного.
1
24.05.22
Обведение по контуру букв
Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№
Тема
Дата
1.
Диагностика.
10.09.21
2.
Проверочная работа за 1 четверть.
« Письмо длинных и коротких линий с закруглением внизу и вверху».
22.10.21
3.
Проверочная работа за 2 четверть.
«Письмо изученных букв и слогов, штриховка геометрических фигур».
17.12.21
4.
Проверочная работа за 3 четверть.
«Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».
18.03.22
5.
Диагностика.
13.05.22
6.
Проверочная работа за 4 четверть.
«Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».
18.05.22
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
- В.В. Воронкова «Букварь» М.«Просвещение» 2016 г.
Программно – методическое обеспечение:
- Л.Н.Ефименкова. «Коррекция письменной и устной речи» М. Владос, 1999 г.
- «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В.Волина. М. Просвещение. 1991 г.
- «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г.Попова, В.И.Усачёва. Волгоград. 2005 г.
- «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.
- А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.Владос, 1999 г.
Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению грамоте «Весёлая азбука.».
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)
Печатные пособия:
Карточки,
Картинки,
Таблицы.
Учебно – практическое оборудование:
Артикуляционной гимнастики
Гимнастики для глаз Пальчиковых игр
Графические игры и упражнения для детей.
Дидактические игры, настенная магнитная касса букв
Дыхательной гимнастики
Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»
Картотеки:
Магнитный алфавит
Манка, наждачный тренажер и др.
Мои волшебные пальчики: Готовим руку к письму, обводим, рисуем, раскрашиваем.
Прописи
Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы
Сюжетные картинки
Картотеки:
Артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр,
Дыхательной гимнастики, потешки , игры по развитию речи,
Считалки, картотека сюжетных и предметных картинок, кукла средняя.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(189) "Рабочая программа по письму и развитию речи индивидуального обучения на дому по программе СКОУ VIII вида"
["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-individual-nogho-obuchieniia-na-domu-po-proghrammie-skou-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "291016"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1455042018"
}
}