kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для работы в коррекционной школе 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"»

1.Пояснительная записка

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной от­сталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для учащихся 9 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;

2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4. Годовым учебным календарным графиком  общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития на 2021-22 уч. год.;

5.Санитарно-эпидемиологическими правилами   и нормативами  СанПиН  2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.

6.Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащихся.

Предмет «Графика и письмо» предпо­лагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

- рисованию контурных и цветных изображений по трафа­ретам;

  • рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изоб­ражение образует контрастное или нюансное соотношение;

  • рисованию простых эстампов (с помощью педагога), от­ражающих смысловые единицы;

  • обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыва­нию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);

  • написанию печатных букв («печатанию» букв);

  • написанию письменных букв по трафаретам;

  • составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);

  • рисованию с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • списыванию букв, слогов, слов с печатного или письмен­ного текста;

  • написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде, чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.

Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Цель курса обучения: Основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания,  умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности;

учить письму по обводке элементов букв, букв, слогов, слов; формировать у учащегося предметные и предметно-игровые действия.

Задачи курса обучения:

- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом, ручкой;

-подготовка учащегося к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

-формирование у учащегося графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- совершенствование графических навыков.

При обучении письму важно научить учащегося правильному начертанию букв и соединению их в слоги короткие слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.

Обучение письму обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.


3. Место учебного предмета

Учебный предмет «Графика и письмо», образовательная область- «Язык и речевая практика».

Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.

Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;

Количество учебных недель - 34.


4.Содержание учебного предмета

Содержание данной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6.Формирование пространственных представлений, умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика».

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащемуся предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

9. «Пальчиковая» гимнастика.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:



5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа «Графика и письмо» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.

Планируемые результаты освоения предмета:

К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь :

- 12 букв русского алфавита – а, о, у, с, м, х; ш, л, н, ы, р, к- называть(с помощью педагога), писать по обводке .

- понятие гласные и согласные буквы, их отличие(с помощью педагога) ;

-различать гласные и согласные буквы (с помощью педагога);

-писать изученные буквы и слоги по обводке, соблюдая рабочую строку.


К концу учебного года учащиеся 2 группы должны знать и уметь:

-рисовать прямые линии, «клубочки» губкой, фломастером с помощью педагога:

- выполнять практические упражнения с трафаретами (обводка) с помощью педагога;

- составлять узоры из готовых элементов, мозаики с помощью педагога

-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;

-показывать изображения предметов в соответствии с заданием (с помощью педагога) ;

-пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д. ( некоторые с помощью педагога);

-пользоваться трафаретами (с помощью педагога);

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе с помощью проверочных работ или тестов, в которые будут включаться вопросы (задания) по основным темам программы предмета. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный  контроль (проверочные работы) - 4 часа.

По своему содержанию письменные проверочные работы будут: однородные (штриховка, письмо цифр по обводке, счет предметов), а также комбинированные.

7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» 9 класс – 102 часа.


урока

Содержание, темы занятий

Кол-во часов

Дата

Индивидуально-дифференцированная работа


Примечания


I четверть.


23




1

«Здравствуй, школа!»

Инструктаж по Т.Б.


2

03.09.21

07.09.21

Тренировочные упражнения для кистей рук сопряжённо с педагогом с совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: Инструктаж по Т.Б.

1 урок - сжимание, разжимание,

Индивидуальные карточки, обучающие картинки.

2

Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: круга, квадрата.

Диагностика.

3

08.09.21

10.09.21

14.09.21

2 урок - встряхивание, помахивание.


Плакат, тетради, трафарет.

3

Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: треугольника, прямоугольника.

3

15.09.21

17.09.21

21.09.21

3 урок -закрепление

Индивидуальные карточки, трафарет,тетради

4

Письмо элементов букв. Письмо короткой прямой линии, прямой длинной линии.

3

22.09.21

24.09.21

28.09.21

Тренировочные упражнения для кистей рук «Делай как я»

Индивидуальные карточки, тетради

5

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу влево, вправо.

3

29.09.21

01.10.21

Тренировочные упражнения для кистей рук «Делай как я»

Индивидуальные карточки, тетради

6

Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу влево, вправо.

3

12.10.21

13.10.21

15.10.21

Артикуляционная гимнастика по подражанию («Весёлый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» - высунуть язык вперёд).1,– знакомство.

Индивидуальные карточки, тетради

7

Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу и вверху.

2

19.10.21

20.10.21


2 урок – знакомство

Индивидуальные карточки, тетради

8

Проверочная работа « Письмо длинных и коротких линий с закруглением внизу и вверху».

1

22.10.21

3 - закрепление

Индивидуальные карточки, тетради


II четверть.

24




9

Повторение изученных букв.

Написание заглавной и строчной буквы «Аа»,слогов с ней. АУ,АО, АС, АМ, АХ

3

02.11.21

09.11.21

10.11.21

4 урок - закрепление

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв.

10

Написание заглавной и строчной буквы «Уу», «Оо», слогов с ней. УА, УО, УМ, УХ, УС, ОА, ОУ, ОМ, ОС, ОХ.

3

12.11.21

16.11.21

17.11.21

Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками.

Индивидуальные карточки, тетради, пирамида, касса букв, кубики.

11

Написание заглавной и строчной буквы «Мм», «Сс»,слогов с ней. МА, МО, МУ, СА, СО, СУ.

3

19.11.21

23.11.21

24.11.21

Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками.

Индивидуальные карточки, тетради, пирамида, касса букв, кубики.

12

Написание заглавной и строчной буквы «Хх», слогов с ней. ХА, ХО, ХУ.

2

26.11.21

30.11.21

Упражнения на развитие двигательной подражательности:

1урок -«Поймай бабочку»,

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, бабочка на нитке.

13

Штриховка геометрических фигур в разных направлениях.

3

01.12.21

03.12.21

07.12.21

2 урок -«Догони колёсико»,

Индивидуальные карточки, тетради, колесико.

14

Обведи и раскрась фрукты.

2

10.12.21

14.12.21

3 урок-«По ровненькой дорожке»,

Индивидуальные карточки, тетради

15

Проверочная работа «Письмо изученных букв и слогов, штриховка геометрических фигур».


2

17.12.21

21.12.21

Закрепление.

Индивидуальные карточки, тетради, трафарет, карандаши.

16

Повторение и закрепление пройденного.

2

22.12.21

24.12.21

Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастером, карандашами, мелом без задания («что получилось»)

Индивидуальные карточки, тетради, фломастер.


III четверть.

33




17

Письмо элементов строчной и заглавной буквы Ш ш. Буквы Шш.

3

11.01.22

12.01.22

14.01.22

Рисование совместно с учащимися красками и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя»

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, краски, губка.

18

Письмо слогов с буквой Шш.

3

18.01.22

19.01.22

21.01.22

Рисование совместно с учащимися красками и губкой прямых линий: «Дорожка для машин», «Лучи солнца», «Тучи и капли дождя»

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, краски, губка.

19

Письмо элементов строчной и заглавной буквы Лл. Буква Лл.

3

25.01.22

26.01.22

28.01.22

Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Фрукты».

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.

20

Письмо слогов с буквой Лл.

3

01.02.22

02.02.22

04.02.22

Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Фрукты».

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.

21

Письмо элеменов строчной буквы ы. Буквы ы.

3

08.02.22

09.02.22

11.02.22

Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Осенние листочки»

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.

22

Письмо слогов с буквой ы.

3

15.02.22

16.02.22

18.02.22

Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка- «Осенние листочки»

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.

23

Письмо заглавных букв Ш, Л.

3

22.02.22

25.02.22

01.03.22

Обведение по контуру изображений различных предметов.

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.

24

Письмо строчных букв ш, л.

3

02.03.22

04.03.22

09.03.22

Обведение по контуру изображений различных предметов.

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш.

25

Обведи и раскрась овощи.

3

11.03.22

15.03.22

16.03.22

Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки»

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаши.

26

Проверочная работа «Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».

3

18.03.22

22.03.22

23.03.22

Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами)

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаши.


IV четверть.

22




27

Письмо элементов строчной и заглавной буквы Нн. Буквы Нн.

3

05.04.22

06.04.22

08.04.22

Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек».

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, текст пальчиковых игр..

28

Письмо слогов с буквой Нн.

3

12.04.22

13.04.22

15.04.22

Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек».

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, текст пальчиковых игр..

29

Письмо Рр. Буквы Рр.

3

19.04.22

20.04.22

22.04.22

Развитие тонкой моторики «Складываем в пенал фломастеры», «Выжимание губки».

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, фломастер, пенал, губка.

30

Письмо слогов с буквой Рр.

3

26.04.22

27.04.22

29.04.22

Развитие тонкой моторики «Складываем в пенал фломастеры», «Выжимание губки».

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, фломастер, пенал, губка.

31

Письмо элементов строчной и заглавной буквы Кк. Буквы Кк.

2

06.05.22

11.05.22

Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками.

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, пирамида, кубики, матрешка.

32

Письмо слогов с буквой Кк. Диагностика.

2

13.05.22

17.05.22

Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками.

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, пирамида, кубики, матрешка.

33

Проверочная работа «Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».

2

18.05.22

20.05.22

Дидактические игры с конструктором «Лего»

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв,

34

Повторение пройденного.

1

24.05.22

Обведение по контуру букв

Индивидуальные карточки, тетради, касса букв, трафарет, карандаш



9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.


Тема

Дата

1.

Диагностика.

10.09.21

2.

Проверочная работа за 1 четверть.

« Письмо длинных и коротких линий с закруглением внизу и вверху».

22.10.21

3.

Проверочная работа за 2 четверть.

«Письмо изученных букв и слогов, штриховка геометрических фигур».

17.12.21

4.

Проверочная работа за 3 четверть.

«Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».

18.03.22

5.

Диагностика.

13.05.22

6.

Проверочная работа за 4 четверть.

«Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».

18.05.22


10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

-​ В.В. Воронкова «Букварь» М.«Просвещение» 2016 г.


Программно – методическое обеспечение:

- Л.Н.Ефименкова. «Коррекция письменной и устной речи» М. Владос, 1999 г.

-  «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В.Волина. М. Просвещение. 1991 г.

-  «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г.Попова, В.И.Усачёва. Волгоград. 2005 г.

- «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.

-​ А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.Владос, 1999 г.

Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению грамоте  «Весёлая азбука.».

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)


Печатные пособия:

Карточки,

Картинки,

Таблицы.

Учебно – практическое оборудование:

  • Артикуляционной гимнастики

  • Гимнастики для глаз Пальчиковых игр

  • Графические игры и упражнения для детей.

  • Дидактические игры, настенная магнитная касса букв

  • Дыхательной гимнастики

  • Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»

  • Картотеки:

  • Магнитный алфавит

  • Манка, наждачный тренажер и др.

  • Мои волшебные пальчики: Готовим руку к письму, обводим, рисуем, раскрашиваем.

  • Прописи

  • Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы

  • Сюжетные картинки


  • Картотеки:

  • Артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр,

  • Дыхательной гимнастики, потешки , игры по развитию речи,

  • Считалки, картотека сюжетных и предметных картинок, кукла средняя.


Технические средства обучения:

  • Аудиоколонка

  • Магнитная доска,

  • Мультимедийный проектор.

  • Персональный компьютер,

  • Сканер, принтер




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"

Автор: Ирина Владимировна Алексеева

Дата: 26.11.2021

Номер свидетельства: 592675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа (9 класс, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи)"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia_proghramma_9_klass_pis_mo_i_razvitiie_riechi_chtieniie_i_razvitiie_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345763"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474801097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по русскому языку ( УМК "Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "232568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442859505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Рабочая программа по предмету "Английский язык" (ФГОС) З.Н.Никитенко, К.Э.Безукладников, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(155) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_anghliiskii_iazyk_fgos_priedmietnoi_linii_uchiebnikov_anghliiskii_iazyk_avtory_z_n_nikitienko_k_e_biezukladnikov_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "345218"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474547857"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Рабочая программа по письму и развитию речи индивидуального обучения на дому по программе СКОУ VIII вида"
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-individual-nogho-obuchieniia-na-domu-po-proghrammie-skou-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "291016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455042018"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства