Упражнения для развития тонкой моторики рук. Привлечение внимания учащихся к различному по качеству материалу: бумаге, ткани, природному материалу и т. п. Рассматривание простых изделий из различного материала и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, удержанию изделий в руках для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).
Упражнения для кистей рук с использованием различных материалов: сжимание бумаги разной фактуры, ткани разной плотности, глины и т. п., разглаживание сжатой бумаги, раскладывание кусочков ткани на столе (совместно с учителем, по подражанию его движениям).
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с кубиками, карандашами, палочками и т. д.
Упражнения с природным материалом и предметами-орудиями: «Складывание орехов (каштанов, желудей, сосновых шишек) в банку (миску)», «Доставание ложкой (пальцами) каштанов (орехов, желудей) из различных емкостей», «Складывание карандашей в коробку (пенал)», Раскладывание на блюдца разных природных материалов» и т. п.
Упражнения с пластичными материалами. Лепка без задания — знакомство учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение учениками основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, расплющивать (действия выполняются совместно с учителем или по подражанию ему). (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)
Упражнения со строительными материалами. Воспроизведение учащимися (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех деревянных (пластмассовых) поталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учениками обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (кукла пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами. Знакомство с разной по плотности бумагой и ее свойствами (сминание, приглаживание, разрывание, сгибание). Знакомство учащихся с наиболее характерными особенностями бумаги (на ней можно рисовать, в нее можно заворачивать, она рвется, не тонет в воде и т. п.). Знакомство с клеем (клей-карандаш, клей ПВА) и предметами, необходимыми для работы с ним (кисть, тряпочка). Упражнения в нанесении клея кисточкой на бумагу и наклеивании на нее деталей (аппликация из готовых форм). Знакомство учащихся с наиболее характерными особенностями ткани (ее можно намочить и отжать, ею можно вытирать различные поверхности, ее можно складывать, скатывать, завязывать в узелок, из нее можно шить и т. п.). Упражнения на узнавание материалов зрительно, на ощупь и по характерным звукам в момент действий с ними.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, например, «Строим башню: кубик на кубик», «Выложи дорожку для машины из пластин» и т. п.
Упражнения с природными материалами и предметами-орудиями: «Вытрем подносы», «Мокрая и сухая тряпочки», «Игры с прищепками», «Перекладывание природного материала (шишки, орехи, каштаны, желуди) из одной емкости в другую», «Выжимание губки (тряпочки)», «Бумажные капельки», «Салют из конфетти», «Что в баночке лежит?» (наполнение железных и пластиковых сосудов), «Шарики из бумаги» ит. п.
Упражнения с пластичными материалами. Лепка без задания для знакомства учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение учащимися основных приемов работы с пластичными материалами (совместно с учителем): разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие части, соединять их, отщипывать мелкие куски пальцами, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать. Выполнение упражнений «Тесто шлеп-шлеп» (прием шлепанья), «Спрячь шарик в руке» (прием разминания), «Покорми птичек» (прием отщипывания), «Мнем пластилин» (разминание пальцами, ладонями), «Мозаика из пластилина» (отщипывание, сплющивание), «Лепим котлеты» (сплющивание шариков), «Лепим яблоки» (катание больших и маленьких шариков в руках), «Бананы, морковка» (катание колбасок), «Сушки» (раскатывание колбасок и соединение их в кольцо), «Неваляшка, снеговик» (соединение «шариков» путем плотного прижатия друг к другу).
Упражнения со строительными материалами. Совместные с учащимися игровые упражнения с конструктивными материалами: «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики» «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал М. Монтессори), «Коричневая лестница» (материал М. Монтессори), «Составь гирлянды (бусы)» (используются формы разной величины и разного цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разной формы, разного размера, но одного цвета и т. д.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Матрешки», «Пирамидки»; игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы и соответствующими вкладышами, игры с дидактическими столиками (одноцветными и двухцветными) с отверстиями и комплектом втулок или грибочков; игры с использованием тележек со стержневыми и сюжетными съемными фигурками; игры с вкладышами (по типу досок Сегена), игры с прищепками («Составь елку, солнце, бабочку»); игры с мягким модулем «Пирамида», конструктором Lego, с модулем «Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку»), дидактическим панно «Ежик» («Составь ежика») и др. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами. Совместное с учителем конструирование из бумаги: сгибание листа пополам, совмещая стороны и углы, приклеивание деталей к дому — окна, дверь, трубу; к автобусу — колеса. Игровые действия па определение свойств и особенностей бумаги, ткани: «Шумит и шелестит» бумага, целлофановые пакеты, фольга, «Разноцветные дорожки» (рваная аппликация), «Разные куколки» (куклы из ткани, бумаги, природных и бросовых материалов), «Что можно сделать из?..», «Елочные игрушки» и др.
Тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Диагностика
1
2
Упражнения для развития тонкой моторики рук
9
3
Упражнения с пластичными материалами
8
4
Упражнения со строительными материалами
9
5
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами
5
7
Итого
32
В целях обеспечения контроля качества знаний и умений учащихся проводится диагностическое обследование в начале учебного года (сентябрь) в количестве 1 часа. Текущий контроль (контрольное тестирование) проводится в декабре в количестве 1 часа. Итоговый контроль в виде контрольных срезов проводится в мае в количестве 1 часа. Это позволяет фиксировать даже незначительные успехи учащихся, анализировать эффективность работы и своевременно вносить корректировки. Отслеживать темп усвоения материала, правильность поставленных задач, методов и форм работы.