Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО 5-7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тесинская средняя общеобразовательная школа №10
Рассмотрено на МО
Протокол №
«___» ________2016 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
________________Е.Н.Бир
«____»__________2016г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Тесинская СОШ№10
.И.Егорова
«___»_________2016г.
Пр. №______от _____2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
5 - 7 КЛАССЫ
Составила: учитель СБО
Черняк В.Н.
с.Тесь
2016 – 2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ, принятого Государственной умой РФ от 21.12.2012г.
2. Устав МБОУ Тесинская СОШ№10
3. Учебный план МБОУ Тесинская СОШ№10
4. «Социально-бытовая ориентировка» Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова, А.Г.Петрикова, и др. М.»ВЛАДОС» 2006г., ООО «Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС» 2003г.)
5 Примерная образовательная программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014. – сб.1;
6. Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика)
7. Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373.
8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью 5-7 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Могут использоваться как групповые, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в учреждения культуры. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале.
на 2016-2017 учебный год
5 класс6 класс7 класс
Количество часов в неделю - 1 час 2 часа 2 часа
Количество часов по учебному плану - 34 часа 68часов 70 часов
По календарному - учебному график - 34 часа 68 часов 70 часов
Личностнымирезультатамиизучениякурсаявляются:
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию энергоресурсов, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметнымирезультатамиизучениякурсаявляются:
- В результате выполнения под руководством учителя индивидуальных и групповых работ, закладываются основы таких социально-ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
- Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;
- Научиться искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок формирования(сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, контрольный урок, комбинированный урок.
Текущий контроль: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по пройденному материалу, по новому материалу.
Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трёх частей:
итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
контроль уровня сформированности умений (контроль умений);
итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
В течении трех лет обучения учащиеся с лёгкой умственной отсталостью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;
- определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
- различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
- сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
- убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
- соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом;
- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
- мыть тело;
- мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
- пользоваться дезодорантом;
- оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
- пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
- чистить одежду щёткой;
- стирать одежду вручную и в стиральной машине;
- гладить одежду;
- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
- зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
- чистить обувь;
- сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
- наводить порядок в помещении;
- застилать постель;
- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
- подметать и мыть, пол;
- пользоваться щеткой для чистки ковровых покрытий;
- пользоваться пылесосом;
- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
- ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
Учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека), культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
- различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.;
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках.
- ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
- пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задачи посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, музей, ДК). У детей формируются:
- представления о способах организации досуга (посещения музея, кинотеатра, библиотеки и др.);
- умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни. Семья – это микросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
- называть себя (фамилию, имя, отчество, возраст), адрес;
- называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
- определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
- планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
- называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
- приглашать и принимать гостей;
- поздравлять с праздником;
- называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Итак, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьников с ОВЗ является следующие:
- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;
- предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:
Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;
- семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;
- организация досуга; места и способы проведения досуга.
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
Нормыоценкипрактическойработы
Организациятруда: Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к
инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировани
Реализация коррекционной работы по разделам предмета социально – бытовая ориентировка
в 5 классе
№
п/п
Разделы
Коррекционная работа
1
«Личная гигиена»
Развитие памяти на основе запоминания последовательности выполнения приемов чистки зубов, мытья рук, ног. Пополнение объема понятийного словаря. Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. Формирование стойких гигиенических навыков. Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов, средств и приспособлений по уходу за зубами и волосами.
2
«Торговля»
Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров. Развитие памяти и внимания на основе упражнений в классификации и различении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по картинкам.
3
«Одежда и обувь»
Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. Развитие мелкой моторики на основе упражнений в пришивании по уходу за одеждой. Развитие памяти и внимания при запоминании этапов ухода за обувью и складыванию вещей, правил по ТБ.
4
«Жилище»
Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Развитие мышления на основе упражнений в сравнении и различении жилых помещений. Пополнение понятийного словаря.
5
«Питание»
Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. Развитие внимания при работе с рецептами, развитие зрительной памяти при подборе посуды для сервировки стола. развитие мелкой моторики при упражнении в нарезании овощей кубиками. Расширение объема понятийного словаря.
6
«Культура поведения»
Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи при разговоре со старшими во время ролевых игр.
7
«Транспорт»
Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Развитие мышления при решении ситуационных задач.
Содержание предмета, практические работы по СБО
5 класс
Разделы
Краткое содержание
«Введение»
Беседа о цели, содержании и значении предмета СБО. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях
«Личная гигиена»
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически. Гигиена зрения и слуха, гигиена чтения. Как смотреть телевизор.
Практические работы (2)
Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, ушей, чистка зубов,
Выполнение вечернего туалета. Подбор моющего средства в соответствии с типом волос. Подбор расчески, прически, причесывание волос Измерение расстояния от книги до глаз, от телевизора до зрителя. Установка настольной лампы. Чистка ушей.
«Одежда и обувь»
Виды одежды и обуви и головных уборов. Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье.) Одежда повседневная, праздничная, спортивная. Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды. Подготовка к хранению одежды. Правила, приёмы и средства ухода за обувью. Правила и приёмы сушки мокрой обуви. Подготовка к хранению обуви.
Практические работы (2)
Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви.
«Питание»
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.), значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи и его оборудование. Кухонные принадлежности и приборы. Правила пользования и ухода за ними. Кухонные приборы, принадлежности и посуда. Правила пользования и уход за ними. Химические средства по уходу за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды, яйца отварные, яичница, и омлет. Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы (6)
Приготовление бутербродов, салата винегрет, яичницы, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку. Чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды.
«Культура поведения»
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.
Практическая работа (3)
Упражнения в обращении к старшим. Упражнения по поведению за столом.
«Жилище»
Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома, школы.
Практическая работа (1)
Заполнение почтового адреса на конвертах.
«Транспорт»
Наземный городской транспорт. Проезд в школу, в г. Минусинск (виды транспорта, маршрут). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Видеоэкскурсии
«Торговля»
Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.
Видеоэкскурсия в продовольственный магазин
Практическая работа (1)
Упражнения в обращении к работникам торговли с вопросом.
Учебно-тематический план.
5 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Учебные часы
Контрольные работы (проверочные)
Практическая часть
I четверть
8
Вводное занятие
1
-
-
1
Личная гигиена
3
1
2
2
Одежда и обувь
4
1
2
II четверть
8
3
Питание
8
1
6
IIIчетверть
10
4
Культура поведения
6
1
3
5
Жилище
4
1
1
IV четверть
8
6
Транспорт
4
1
-
7
Торговля
4
2
1
Всего:
34
8
15
Календарно-тематический план
5 класс
Сроки выполнения
Тема урока
Количество часов
Содержание
Характеристика деятельности учащихся
Цели и задачи
Средства обучения, оборудо-вание
по плану
фак-тически
I четверть
05.09
Вводное занятие
1
Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Работа с инструкциями, чтение.
Ответы на вопросы.
Ознакомить с кабинетом СБО.
Таблицы, иллюстрации, инструкции по ТБ
Раздел «Личная гигиена» 3 часа
12.09
Выполнение гигиенических процедур. Личные вещи. Содержание в порядке личных вещей.
1
Личная гигиена. Значение личной гигиены для здоровья человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Личные вещи: носовой платок, зубная щетка, расческа, мочалка, полотенца, носки, трусики – только для индивидуального пользования. Содержание их в чистоте – залог здоровья.
Работа с иллюстрациями.
Ответы на вопросы по иллюстрациям.
Выполнение утреннего и вечернего туалета, мытье рук, лица, ушей, чистка зубов.
Сформировать умения:- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
- мыть тело;
- мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
- оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
Предметы личной гигиены, видеоматериалы, презентация
19.09
Уход за волосами.
1
Уход за волосами. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически.
Чтение инструкций по применению моющих средств.
Работа с таблицей.
Подбор моющего средства в соответствии с типом волос. Подбор расчески, прически, причесывание волос.
Таблица, средства по уходу за волосами
26.09
Гигиена зрения.
Проверочная работа №1
1
Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.
Работа с карточками, иллюстрациями. Ответы на вопросы. Измерение расстояния от книги до глаз, от телевизора до зрителя. Установка настольной лампы.
Предметы личной гигиены, презентация
Раздел «Одежда и обувь» 4часа
05.10
Одежда, головные уборы, обувь, их назначение.
1
Виды одежды, обуви и головных уборов Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье) Одежда повседневная, праздничная, спортивная.
Работа с иллюстрациями. Ответы на вопросы.
Сформировать умения и навыки:
- пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
- чистить одежду щёткой;
- зашнуровывать обувь;
- чистить обувь;
- сушить мокрую обувь;
Видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, книги
12.10
Правила и приёмы ухода за одеждой и головными уборами.
1
Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды.
Чтение правил. Поиск ответов на вопросы в предложенном тексте.
Складывание одежды.
Плечики, одежная щетка
19.10
Правила и приемы ухода за обувью
1
Правила, приёмы и средства ухода за обувью Правила и приёмы сушки мокрой обуви.
Словарная работа.
Заполнение таблицы на доске.
26.10
Подготовка к хранению обуви.
Проверочная работа №2
1
Подготовка к хранению обуви.
Практическое выполнение чистки обуви.
Работа с тестами.
Упражнение в чистке обуви.
Инвентарь, обувной крем, презентация
II четверть
Раздел «Питание» 8 часов
09.11
Значение питания в жизни человека.
1
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.
Работа с таблицами.
Чтение текста.
Учить:
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;
- определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
- различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами (ножом, теркой, разделочной доской).
- сервировать стол к завтраку;
- убирать стол после еды; мыть посуду;
- соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
Таблицы, иллюстрации, видео
16.11
Место приготовления пищи.
1
Место и условия приготовления пищи. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи.
Чтение инструкций. Обсуждение. Ответы на вопросы. Экскурсия по кухне и кухонным шкафам.
Кухня, оборудование кухни, инвентарь для уборки кухни
23.11
Кухонная посуда и приспособления.
1
Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства по уходу за посудой.
Ознакомление и с инструкциями для ухода за посудой.
Чтение инструкций.
Чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды.
Хим. ср-ва для ухода за посудой
30.11
Приготовление бутербродов.
1
Приготовление завтрака. Различные меню завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Правила пользования ножом.
Чтение меню. Работа по составлению меню. Чтение технологической карты.
Работа на кухне. Приготовление бутербродов.
Презентация, посуда и инвентарь
07.12
Яйцо. Блюда из яиц.
1
Способы приготовления яиц.
Яйца отварные, яичница и омлет.
Работа с технологическими картами. Инструктаж по технике безопасности работа с электроприборами. Приготовление яичницы и омлета. Работа по технологической карте. Инструктаж по технике безопасности работа с электроприборами.
Чтение инструкции по работе с горячей жидкостью. Отваривание яиц.
Упражнение в отваривании яиц.
Презентация, посуда и инвентарь
14.12
Приготовление пищи из овощей.
1
Общие правила приготовления салатов. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом. Приготовление винегрета.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом.
Чтение инструкции при работе с ножом. Приготовление салата винегрет.
Упражнение в нарезании овощей кубиками.
Презентация, посуда и инвентарь
21.12
28.12
Приготовление чая. Сервировка стола к завтраку.
Проверочная работа №3
2
Секреты заваривания настоящего чая. Инструктаж по технике безопасности при работе с кипятком, электрочайником. Правила сервировки стола к завтраку. Назначение столовой посуды и приборов. Назначение салфеток в сервировке и трапезе.
Чтение инструкционной карты по завариванию чая.
Заполнение инструкций.
Упражнение в заваривании чая. Упражнение в сервировке стола.
Работа с тестом.
Чайник, чай Презентация, посуда и инвентарь
Посуда для сервировки, видео
III четверть
Раздел «Культура поведения» 6 часов
11.01
Осанка.
Формы исправления осанки.
1
Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.
Работа с иллюстрациями. Ответы на вопросы.
Сформировать понятия о:
- требованиях к осанке при ходьбе, положении сидя и стоя;
- необходимости следить за своей осанкой;
- правилах поведения при встрече и расставании;
Учить- подбирать правильные слова при встрече и расставании.
- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым;
- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
- правилам поведения за столом;
- тактично и вежливо вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Видеоматериалы, иллюстрации.
18.01
Формы обращения к старшим и сверстникам.
1
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Вежливые слова.
Вопросы и ответы по просмотренному материалу. Обсуждение увиденного.
Написание вежливых слов самостоятельно. Упражнения в речевом этикете при встрече и расставании.
Видео
25.01
01.02
Правила общения.
2
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками речевой этикет при обращении с просьбой и вопросом к старшим и сверстникам.
Вопросы и ответы по просмотренному материалу. Обсуждение увиденного.
Ролевая игра «Кто правильнее обратиться к взрослому с вопросом».
Видео
08.02
15.02
Правила поведения за столом.
Проверочная работа №4
2
Правила поведения за столом во время приема пищи (пользоваться столовыми приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Чтение правил. Обсуждение прочитанного.
Работа с тестом.
Игра «Ты мне – я тебе» (вопросы и ответы между учащимися).
Упражнения в умении пользоваться столовыми приборами .
Посуда, столовые приборы
Раздел «Жилище» 4 часа
22.02
Виды жилья. Виды жилых помещений
1
Виды жилых помещений в городе и деревне.
Ответы на вопросы по просмотренному материалу.
Дать понятие о видах жилых помещений в городе и деревне и их различие;
Учить различать жилые помещения.
Научить правильно писать адрес на конверте.
Видеоматериалы, презентация
01.03
15.03
Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем.
2
Жилой дом, варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления.
Работа с иллюстрациями. Устные комментарии. Зарисовка в тетради городской многоэтажки и сельской усадьбы.
фотоматериалы
22.03
Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес.
Проверочная работа №5
1
Почтовый адрес дома и школы-интерната.
Написание адреса. Обсуждение составляющих адреса.
Работа с тестом.
Конверты
IV четверть
Раздел«Транспорт» 4 часа
05.04
Виды транспортных средств.
1
Виды городского транспорта.
Ответы на вопросы про просмотренному материалу.
Рисование транспорта.
Дать понятие о: правилах поведения в транспорте и на улице; - наиболее рациональном маршруте проезда до города, по городу, по району
-вариантах проезда до города различными видами транспорта;
-количестве времени, затрачиваемого на дорогу, пересадках, пешеходном маршруте;
Учить: - соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);
-соблюдать правила дорожного движения;
- пользоваться дорожной разметкой и светофором;
Видеоматериалы,
12.04
Проезд в школу, в город
1
Проезд в школу, до райцентра, по городу, по району (маршрут, виды транспорта).
Работа с картой. Ответы на вопросы.
Схемы маршрутов общественного транспорта
19.04
Поведение в транспорте, поведение на улице
1
Правила посадки, покупки билета, поведение в салоне при выходе на улицу.
Ответы на вопросы по просмотренному материалу. Сюжетно-ролевые игры: посадка в автобус, покупка билета, выход из автобуса.
Видеоматериал
26.04
Правила дорожного движения.
Проверочная работа №6
1
Правила дорожного движения, знаки дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде.
Чтение правил дорожного движения.
Работа с тестом.
ПДД РФ.
Раздел «Торговля» 4 часа
03.05
Виды торговых предприятий.
1
Виды торговых предприятий: продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.
Работа с иллюстрациями. Описание увиденного.
.
Дать понятие и сформировать представление о видах отделов в продовольственных магазинах и правилах покупки товаров в них;
- о соблюдении правил поведения в магазине.
- об оплате покупки;
- о стоимости продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учить: - выбрать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
Иллюстрации, видеоматериалы, таблицы
10.05
Правило приобретения продовольственных товаров.
1
Отделы в продовольственных магазинах. Правила поведения в магазине.
Упражнение в соблюдении правил поведения в магазине.
Ответы на вопросы по просмотренному материалу.
Фото- видеоматериал
17.05
Маркировка продовольственных товаров.
1
Обсуждение.
24.05
Итоговое занятие за год Проверочная работа №8
1
Работа с тестом
Тест.
Реализация коррекционной работы по разделам предмета социально – бытовая ориентировка
в 6 классе
№ п/п
Разделы
Коррекционная работа
1
«Личная гигиена»
Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.
2
«Одежда и обувь»
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.
3
«Питание»
Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.
4
«Семья»
Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.
5
«Культура поведения»
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно-досуговых учреждений села.
6
«Жилище»
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.
7
«Транспорт»
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.
8
«Торговля»
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами села. Развивать осознанное восприятие.
9
«Средства связи»
Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе написания телеграмм и заполнения бланков для отправки посылок.
10
«Медицина»
Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
11
«Учреждения, организации и предприятия»
Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями и промышленными предприятиями.
Содержание предмета, практические работы по СБО
6 класс
Разделы
Краткое содержание
«Личная гигиена»
Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения) Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы)Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний. Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Практическая работа
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук;
«Одежда»
Мелкий ремонт одежды (правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва). Стирка изделий из цветных х\б и шелковых тканей. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б и шелковых тканей. Утюжка фартуков, косынок, салфеток.
Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности. Приготовление пищи, ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов. Сервировка стола к ужину
Практические работы
Варка макарон, картофеля, приготовление каши на воде, и молоке. Пюре. Запеканок (из творога, и других продуктов).
Оформление готовых блюд. Видео просмотр приготовления блюд из молока и запеканок.
«Семья»
Состав семьи учащихся: имя, отчества, возраст, место работы членов семьи, личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.
«Культура поведения»
Правила поведения в общественных местах.(кино, театре, музее, библиотеке). Поведение при посещении массовых мероприятий.
Экскурсия в музей и библиотеку.
«Жилище»
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. Повседневная сухая и влажная уборка квартиры. Пылесос. Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход). Уход за полом. Средства по уходу за полом.
Практические работы
Сухая и влажная уборка помещения. Мытьё полов. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка.
«Транспорт»
Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата поезда на всех видах транспорта (разовый, проездной, единый билеты). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до города, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Видеоэкскурсии.
«Торговля»
Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товара. Правила поведения в магазине.
Экскурсия в продовольственный магазин.
«Средства связи»
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные), порядок отправления писем. Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков составление текста телеграмм.
Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек). Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов мед. помощи. Поведение в медицинских учреждениях.
Экскурсия в аптеку.
«Учреждения, организации и предприятия»
Дошкольные и образовательные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение.
Экскурсия в детский сад
Учебно-тематический план.
6 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Всего часов
1 четверть 16 час.
1
Личная гигиена
6
2
Одежда
10
2 четверть 14 час.
3
Питание
14
3 четверть 22 час.
4
Семья
2
5
Культура поведения
4
6
Жилище
6
7
Транспорт
6
8
Торговля
4
4 четверть 16 час.
9
Средства связи
6
10
Медицинская помощь
6
11
Учреждения, организации и предприятия
4
Всего:
68
Календарно-тематический план реализации рабочей программы по СБО
6 класс
Дата проведения урока
Тема урока
Кол-во ча-сов
Содержание
ЗУН
УДЗ (учащиеся должны знать)
УДУ (учащиеся должны уметь)
Практические работы
Средства обучения, оборудование
По
плану
фактическая
1 четверть Раздел «Личная гигиена» 6 часов
06.09
08.09
Закаливание организма
Способы закаливания.
2
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания (зарядка, обтирание, сезонная одежда,
физические упражнения).
УДЗ:
-правила закаливания организма, обтирания;
-правила соблюдения личной
гигиены во время, физических упражнений, походов;
-правила ухода за ногами.
УДУ:
-мыть руки, стричь ногти на руках и ногах и ухаживать за кожей рук;
-подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;
-подбирать косметические средства для ухода за ногами.
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Подобрать косметические средства для ухода за кожей рук.
Подобрать косметические средства для ухода за ногами.
Таблицы, иллюстрации, предметы личной гигиены
13.09
Уход за руками
1
Уход за ногтями и кожей рук, крема.
15.09
Уход за ногами Практическая работа.
1
Уход за ногтями и кожей ног. Профилактика грибковых заболеваний.
Упражнение в стрижке ногтей, нанесении крема.
Маникюрные принадлежности, видео, презентация
20.09
22.09.
Вредные привычки: курение и алкоголь.
2
Последствия вредных привычек.
Способы избавления от вредных привычек.
Маникюрный инструмент, средства по уходу за руками
Тест
Раздел «Одежда» 10 часов
27.09
29.09
Опрятный вид человека.
2
Ремонт одежды правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами. Способы пришивания пуговиц, крючков, кнопок. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
УДЗ:
- Правила стирки изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
УДУ:
-Пришивать пуговицы, крючки и кнопки;
-зашивать одежду по распоровшемуся шву;
-подшивать платья, брюки, рукава;
-подбирать моющие средства для стирки изделий из х/б и шелковых тканей;
Зашивание распоровшегося шва. Подшивание брюк, платья, рукавов Правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами.
Инвентарь для ручного шитья Видео (швы)
18.10
19.10
Подержание одежды в порядке. Ручная стирка белья.
Практическая работа
2
Правила стирки изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми и бытовыми химическими средствами.
Таз, моющее средство.
25.10
26.10
Подержание одежды в порядке. Правила пользования утюгом. Утюжка вещей.
Проверочная работа
2
Правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами. Утюжка фартуков, косынок, салфеток.
Гладильная доска, пульверизатор.
2 четверть Раздел «Питание» 16 часов
Хранение продуктов и готовой пищи.
2
Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него. Определение доброкачественности продуктов, срока годности.
Определение срока годности продуктов питания
Составление меню на ужин.
Сервировка стола на ужин.
Упражнение в отваривании картофеля.
Приготовление каши на молоке и на воде, с маслом.
Оформление готового блюда.
Приготовление макарон отварных с маслом.
Оформление готового блюда .
Приготовление сырников из творога.
Оформление готового блюда.
Иллюстрации, презентация
Гигиена приготовления пищи.
2
Правила гигиены при приготовлении пищи.
Карточки
Блюда из картофеля.
Приготовление картофельного пюре.
Практическая работа.
2
Приготовление блюд из картофеля и других овощей. Способы первичной и тепловой обработки картофеля. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроплитой.
Инструкции по ТБ, Инструкционные карточки, инвентарь, посуда, продукты
Приготовление пищи блюда из круп.
Работа по технологическое карте.
Практическая работа
3
Приготовление блюд из круп.
Способы первичной и тепловой обработки круп. Технология приготовления каши на молоке и каши на воде. Работа по технологической карте приготовление каши. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользование электроплитой
Инструкции по ТБ, Инструкционные карточки, инвентарь, посуда, продукты, презентация
Блюда из макаронных изделий. Отваривание макарон.
Практическая работа.
2
Приготовление блюд из макаронных изделий. Знакомство с макаронными изделиями. Работа по технологической карте.
Инвентарь, посуда, продукты
Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.
Приготовление сырников.
Практическая работа.
3
Молочные продуты в рационе питания. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. Способы первичной и тепловой обработки молока и молочных продуктов технология приготовления сырников. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользование электроплитой.
Инвентарь, посуда, продукты
27.12.
28.12.
Сервировка стола к ужину.
Проверочная работа.
2
Упражнение в сервировке стола к ужину.
Карточки.
Посуда, приборы для сервировки, видео
Тест
резерв
2
3 четверть Раздел «Семья» 2 часа.
11.01
Место работы членов семьи.
1
Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст. Место работы членов семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.)
Учащиеся должны иметь представление о:
- понятии «семья»;
- составе семьи;
- распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
УДЗ:
- состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;
- место работы и должность родителей;
- правила поведения в семье; Рассказ о своей семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье.
Семейный кодекс РФ
11.01
Права и обязанности членов семьи.
1
Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Правила поведения в семье;
Раздел «Культура поведения» 4 часа
18.01
Правила поведения в общественных местах
2
Поведение в общественных местах (кино, театре, музее, библиотеке)
УДЗ:
-правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
-поведение при посещении
массовых мероприятиях.
УДУ:
-культурно вести себя в театре, залах музея, читальном зале;
-правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятии. Сюжетно - ролевая игра «Я в театре».
таблицы
25.01
Правила ведения разговора со старшими и сверстниками.
2
Ознакомление с правилами поведения при посещении массовых мероприятий
Раздел «Жилище» 8 часов
01.02
Гигиенические требования к жилому помещению.
2
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника.
УДЗ:
-гигиенические требования к жилому помещению;
-правила организации рабочего места школьника;
-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;
-назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире.
УДУ:
-производить сухую и влажную уборку помещения;
-чистить ковры, книжные полки, батареи;
-ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;
-ухаживать за комнатными растениями. Организация рабочего места школьника. Сухая и влажная уборка помещения.
Пользование пылесосом и уход за ним. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка/ Мытьё полов
с применением химических средств. Чтение инструкции.
Видеоматериал
08.02
Повседневная сухая и влажная уборка. Правила пользования пылесосом.
Практическая работа
2
Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Пылесос. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Пылесос, инструкция по ТБ
15.02
Комнатные растения.
Практическая работа
2
Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход)
Пульверизатор, лейка
22.02
Чистый пол
Практическая работа.
1
Уход за полом. Средства по уходу за полом в зависимости от покрытия.
Швабра, ведро, тряпка
22.02
Виды мебели. Уход за мебелью.
Проверочная работа
1
Раздел «Транспорт» 4 часа
01.03
Виды транспортных средств
2
Основные транспортные средства Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты)
Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты
УДЗ:
- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
- виды междугороднего транспорта;
- стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого и проездного билетов);
- порядок приобретения билетов и талонов и компостирование талонов.
УДУ:
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
- ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направления и зоны;
- пользоваться кассой-автоматом при покупке билета на пригородные поезда.
Выбор рационального маршрута до магазина, до автовокзала, до РДК. Ориентировка в расписании движения поездов.
резерв
Пригородные поезда Видеоэкскурсия на Ж/Д вокзал
Проверочная работа
2
Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты
Раздел «Торговля» 4 часа
15.03
Виды магазинов.
Специализированные магазины. Их сотрудники.
1
1
Продовольственные магазины и их отделы. Виды специализированных продовольственных магазинов.
УДЗ:
- основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
- виды специализированных продовольственных магазинов;
- виды и стоимость различных товаров;
- порядок приобретения товаров.
УДУ:
- подбирать продукты к ужину с учетом различных меню;
- обращаться к продавцу, кассиру. Сюжетно-ролевая игра « Я покупатель».
Упражнения в обращении к продавцу, кассиру.
Видеоматериал.
22.03
Правила покупки.
Проверочная работа
2
Порядок приобретения товаров. Составить план покупок к ужину, с учетом различных меню.
Карточки с заданиями
карточки с меню
4 четверть Раздел «Средства связи» 6часов
05.04
Средства связи их назначение
.
2
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы).
Виды писем (закрытое, открытое, простое, заказное).
Учащиеся должны иметь представление о:
- назначении основных средств связи;
- порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов. Телеграмм.
УДЗ:
- основные средства связи; виды почтовых отправлений;
- стоимость почтовых услуг при отправке писем различных видов;
- виды телеграфных услуг.
УДУ:
- находить по справочнику индекс предприятий связи;
- записывать адреса с индексом на конвертах;
- составлять различные тексты телеграмм;
- заполнить телеграммные бланки.
Написание адреса и индекса на почтовом конверте.
Составление текста телеграммы, заполнение телеграфных бланков.
Фотоматериал
Конверт, открытка
12.04
Виды писем
2
Порядок отправления писем, различных видов. Стоимость пересылки. Написание адреса и индекса на конверте.
19.04
Видеоэкскурсия на почту-телеграф
Проверочная работа
2
Телеграф, виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Заполнение телеграфных бланков.
Составление текста телеграмм.
Раздел «Медицинская помощь» 6 час.
26.04
Виды медицинских учреждений.
2
Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки)
Учащиеся должны иметь представление:
- о назначении поликлиники, аптеки, диспансера, больницы;
- о порядке записи к врачу, о порядке вызова врача на дом;
- об отличии медицинского обслуживания на дому от амбулаторного приема и амбулаторного лечения от стационарного.
УДЗ:
-виды медицинской помощи;
-функции основных врачей-специалистов.
УДУ:
-записываться на прием врачу;
-вызвать врача на дом;
-приобретать лекарства в аптеке.
Вызов «скорой помощи», запись на прием к врачу, вызов врача на дом.
Упражнение в умении приобретать лекарства в аптеке.
Видео
03.05
Виды медицинской помощи
Доврачебная медицинская помощь.
2
Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов медицинской помощи
10.05
Видеоэкскурсия в аптеку
Проверочная работа
2
Раздел «Учреждения, организации и предприятия» 4 час.
17.05
Дошкольные, школьные учреждения
1
Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, школа, дом детского творчества). Их назначение.
УДЗ:
-виды детских учреждений и их назначение;
-адрес местного дома детского творчества: какие кружки, секции в нем имеются
УДУ:
-правильно общаться к работникам дома детского творчества, игротеки и т.д.;
-правильно вести себя во время игры, просмотра фильма или журнала в читальном зале;
-соблюдать правила поведения в школе. Упражнения в обращении к работникам ДДТ.
17.05
Работники детских учреждений
1
Воспитатель, нянечка.
24.05
Экскурсия в ДДТ.
1
Знакомство с ДДТ. Адрес местного дома детского творчества: какие кружки, секции в нем имеются. Правила поведения в общественных местах.
24.05
Проверочная работа Итоговое занятие за год.
1
Реализация коррекционной работы по разделам предмета социально – бытовая ориентировка
в 7 классе
№ п/п
Разделы
Коррекционная работа
1
«Личная гигиена»
Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.
2
«Торговля»
Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.
3
«Учреждения, организации и предприятия»
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении предприятий села на определенные категории и в процессе формирования представлений об их назначении. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.
4
«Жилище»
Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.
5
«Одежда »
Развивать мелкую моторику рук и глазомер при практическом выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь.
6
«Питание»
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие .
7
«Семья»
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью.
8
«Транспорт»
Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки .
9
«Экономика домашнего хозяйства»
Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса.
10
«Медицина»
Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.
11
«Культура поведения»
Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки.
12
«Средства связи»
Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой почты.
Содержание предмета, практические работы по СБО
7 класс
Разделы
Краткое содержание
«Личная гигиена»
Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
«Одежда»
Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка белья из х/б ткани вручную, и с помощью стиральной машины. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы
Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную .
«Питание»
Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных полуфабрикатов. Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду.
Практическая работа
Приготовление по рецепту закусок. Видео просмотр приготовления первых, вторых и третьих блюд.
«Семья»
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми
Практическая работа
Разучивание тихих и подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
«Культура поведения»
Поведение в гостях. Подарки. Выбор подарка.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
«Жилище»
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от покрытия (мягкая обивка, полировка, лак Животные дома (кошка, собака, попугай).
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы и его службы. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретения ж/д билетов. Камеры хранения багажа.
Видео просмотр экскурсии на ж/д вокзал.
«Торговля»
Универсальные и специализированные промышленные магазины их отделы, Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Практическая работа
Упражнение в подсчете стоимости покупок.
Экскурсия в промтоварный магазин.
«Средства связи»
Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость пересылки. Заполнение бланков.
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Экскурсия на почту.
«Медицинская помощь»
Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, ушибах, переломах.
Практические работы
Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность. Заваривание травяного настоя.
«Учреждения, организации и предприятия»
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты местности,
Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
«Экономика домашнего хозяйства»
Деньги (купюра, монета, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи.
Учебно-тематический план.
7 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Всего часов
1 четверть 18 час.
1
Личная гигиена
2
2
Одежда
10
3
Семья
6
2 четверть 14 час.
4
Культура поведения
4
5
Питание
10
3 четверть 22 час.
6
Жилище
12
7
Транспорт
6
8
Торговля
4
4 четверть 16 час.
9
Средства связи
4
10
Медицинская помощь
6
11
Учреждения, организации и предприятия
2
12
Экономика домашнего хозяйства
4
Всего:
70
Календарно-тематический план реализации рабочей программы по СБО 7 класс
Дата проведения урока
Тема урока
Кол-во ча-сов
Содержание
ЗУН
УДЗ (учащиеся должны знать)
УДУ (учащиеся должны уметь)
Практические работы
Средства обучения, оборудование
по плану
по факту
1 четверть Раздел «Личная гигиена» 2 часа
02.09
Личная гигиена подростка.
2
Личная гигиена подростка (юноши и девушки). Назначение индивидуальных предметов гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Правила смены одежды, нательного и постельного белья.
Учащиеся должны иметь представление о
- значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
- назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
-необходимости гигиены одежды;
УДЗ:
-правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши);
-правила смены одежды и нательного и постельного белья;
-санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Иллюстрации, видео
02.09
Раздел «Одежда» 10 часов
09.09
Ремонт разорванных мест одежды.
Практическая работа.
2
Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды
УДЗ:
- особенности стирки цветного и белого белья;
- правила пользования моющими средствами;
- устройство стиральной машины и правила пользования ею;
-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
- правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
УДУ:
- ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
- гладить одежду и бельё. Ремонт разорванных мест одежды, штопка
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную.
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины. Утюжка постельного белья, брюк, спортивной одежды.
Инвентарь для стирки, средства для стирки
16.09
Стирка хлопчатобумажного белья.
Практическая работа.
2
Стирка хлопчатобумажного белья вручную, Особенности стирки цветного и белого белья. Правила пользования моющими средствами. Отбеливание. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при стирке вручную.
Инвентарь для стирки, средства для стирки
23.09
Использование бытовой техники при стирке изделий из х/б тканей.
2
Устройство стиральной машины и правила пользования ею. Стирка хлопчатобумажного белья с помощью стиральной машины. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при стирке с помощью стиральной машины.
Стиральная машина
30.09
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
2
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Правила техники безопасности при работе с утюгом.
Гладильная доска, утюг, пульверизатор
07.10
Химическая чистка одежды.
Проверочная работа.
2
Правила пользования «Химчисткой». Виды услуг. Правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Видеоматериал
Раздел «Семья» 6 часов
14.10
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми
2
Одевание на прогулку.
УДЗ:
-различные тихие и подвижные игры.
УДУ:
-одевать малышей на прогулку;
-объяснять детям младшего возраста правила игр с ними в тихие и подвижные игры;
-помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих и подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
Инструкции
21.10
Разучивание тихих и подвижных игр.
2
Разучивание правил игр.
28.10
Практическая работа.
2
Проведение игр с детьми младшего возраста.
2 четверть Раздел «Культура поведения» 4 часа
11.11
Поведение в гостях.
2
Поведение в гостях. Правила поведения при встрече и расставании.
Правила поведения в гостях.
УДЗ:
- правила поведения при встрече и расставании;
- правила поведения в гостях;
- правила вручения подарков.
УДУ:
- выбирать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.)
- выбирать подарки;
-изготавливать простые сувениры;
-вручать и принимать подарки. Изготовление несложных сувениров.
Презентация, видео
18.11
Подарки.
Проверочная работа
2
Правила выбора и вручения подарков. Правила приема подарков.
Раздел «Питание» 10 час.
25.11
Приготовление пищи: обед.
2
Составление меню обеда.
УДЗ:
- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
- последовательность приготовления блюд;
- возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- правила пользования столовыми приборами.
УДУ:
- готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов, полуфабрикатов);
- готовить третьи блюда;
- оформлять готовые блюда;
сервировать стол к обеду.
Приготовление закусок, оформление готового блюда.
Приготовление первого блюда на мясном бульоне, оформление готового блюда.
Приготовление супа из рыбных консервов, оформить готовое блюдо..
Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Последовательность приготовления закусок. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи.
Инструкционные карты
09.12
Приготовление супа из рыбных консервов.
2
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи.
Инструкционная карта, посуда, продукты
16.12
Приготовление плова в мультиварке.
Практическая работа
2
Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
Инструкционная карта, посуда, продукты
23.12
Приготовление третьих блюд. Компот из сухофруктов.
Практическая работа
Сервировка стола.
Проверочная работа
2
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. Правила сервировки стола к обеду.
Инструкционная карта, посуда, продукты
Посуда, инвентарь для сервировки к обеду
3 четверть Раздел «Жилище» 12 час.
13.01
Уборка квартиры.
Практическая работа.
2
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Последовательность проведения уборки. ТБ во время уборки помещения.
УДЗ:
-последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
-способы и периодичность ухода за окнами;
-виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
-способы утепления окон;
-правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;
-правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
-правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.
УДУ:
-убирать жилые помещения;
-чистить мебель;
-мыть зеркала и стекла;
-утеплять окна.
Уборка помещения.
Мытьё зеркал.
Утепление окон.
Чистка мягкой мебели.
Видеоматериал
20.01
Виды моющих средств, используемых при уборке жилого помещения
2
ТБ при работе с моющими средствами
Образцы средств бытовой химии
27.01
Дезинфекция помещения. Дезинфицирующие средства.
2
Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Дезинфицирующие средства, их применение.
Иллюстрации по теме
03.02
Подготовка квартиры к зиме, лету.
Практическая работа.
2
Подготовка квартиры к зиме, лету. Способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств; способы утепления окон. ТБ.
Инструкции
10.02
Уход за мебелью.
Практическая работа.
2
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.). ТБ.
Образцы средств для ухода за мебелью
17.02
Животные в доме.
Проверочная работа.
2
Животные в доме (кошка, собака, попугай)
Правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме
Видеоматериал.
Раздел «Транспорт» 6 час.
24.02
Междугородний
железнодорожный транспорт.
Вокзал и его службы.
2
Междугородний железнодорожный транспорт. Виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. Расписание движения поездов. Кассы приобретения билетов. Медпункт. Зал ожидания. Комната матери и ребенка. Справочная служба.
Учащиеся должны иметь представление о:
- назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожидания, комната матери и ребенка);
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке сдачи и получении багажа в камере хранения.
УДЗ:
- функции железнодорожного транспорта;
- виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
- примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
- виды справочных служб;
- виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа.
УДУ:
- ориентироваться в расписании;
- приобретать билеты в железнодорожной кассе;
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону.
Упражнения по ориентированию в расписании в соответствии с выбранным маршрутом, в переводе времени
Ролевые игры: обращение к работникам справочных служб вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону.
Покупка и возврат билета.
Обращение к проводнику при посадке.
Карточки
03.03
Приобретение железнодорожных билетов.
Виды пассажирских вагонов:
2
Порядок приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону). Виды поездов: скорый, пассажирский.
Виды пассажирских вагонов: общий, плацкартный, купейный, мягкий. Зависимость стоимости билета от вида вагона и дальности расстояния Примерная стоимость проезда до разных пунктов.
Образцы билетов
10.03
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Проверочная работа.
2
Правила безопасности в поездке.
Раздел «Торговля» 4 час.
17.03
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы.
2
Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Упражнения в подсчете стоимости покупки.
Учащиеся должны иметь представление
-о назначении промтоварных магазинов;
-о порядке приобретения товаров.
УДЗ:
-ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
-стоимость отдельных товаров.
УДУ:
-приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
-подсчитывать стоимость покупок;
-правильно вести себя в магазине.
Упражнение в составлении плана покупки.
Подсчитать стоимость покупки.
Карточки с заданиями.
24.03
Экскурсия в промтоварный магазин
2
Правила поведения в магазине.
4 четверть Раздел «Средства связи» 4 час.
07.04
Бандероли.
2
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные) Порядок их отправления, перечень предметов, посылаемых бандеролью. Максимальный вес и стоимость посылаемых предметов. Упаковка. Стоимость пересылки.
УДЗ:
-перечень предметов, посылаемых бандеролью;
-максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
-виды и способы упаковки бандеролей.
УДУ:
-заполнять бланки на отправку бандеролей;
-составлять опись посылаемых предметов;
-упаковка бандероли.
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Составление описи посылаемых предметов.
Муляжи бандеролей.
14.04
Видеоэкскурсия на почту.
Проверочная работа.
2
Заполнение бланков.
Бланки
Раздел «Медицина» 6час.
21.04
Домашняя аптечка.
Термометр.
Лекарственные растения.
2
Домашняя аптечка. Термометр. Правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Самолечение его опасность для здоровья. Местные лекарственные растения
Отвары, настои, настойки, чаи.
Учащиеся должны иметь представление о:
- вреде самолечения.
УДЗ:
- состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
- правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
- местные лекарственные растения;
- правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
- правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой, компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
УДУ:
-пользоваться термометром;
-готовить отвары и настои из лекарственных растений;
-накладывать временные шины. Упражнения в измерении температуры тела человека.
Заваривание травяного настоя. Упражнения в наложении повязок на рану. Упражнения в наложении повязок на поврежденную конечность.
Образец аптечки,
Карточки с лекарственными травами
Термометр
28.04
Первая помощь при травмах, ранах, микротрав-
мах, ушибах.
Практическая работа
2
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах. Правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм. Правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой, компресс).
Инструкции, перевязочный материал
05.05
Первая помощь при вывихах, переломах
2
Правила оказания первой медицинской помощи при вывихах, переломах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Инструкции, перевязочный материал
Раздел «Учреждения, организации, предприятия» 2 часа
12.05
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.
Экскурсия.
2
Сакский гормолокозавод.
УДЗ:
-местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
-назначение цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
-виды выпускаемой продукции;
-названия рабочих специальностей.
УДУ:
-обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Упражнение в умении обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 4 часа
19.05
Деньги. Бюджет семьи. Источники дохода.
1
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. Порядок и условия получения зарплаты, пенсии.
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы.
Учащиеся должны иметь представление о
- том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
- порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
- том, сколько денег можно иметь на мелкие расходы.
УДЗ:
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличии денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.