Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дефектологии 1 класс»
Утверждаю_________
Директор
МКОУ Новотроицкая ООШ
Бурмистрова Т.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дефектологии 1класс
«Формирование и развитие элементарных математических представлений»
Составила:
учитель-дефектолог
Ляхно С.А.
с. Новотроицкое 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по дефектологии для учащейся 1 класса Поморовой Алены, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание программы соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
За основу составления рабочей программы было принято заключение психолого-медико- педагогической комиссии от 07.04.2017 года («Поморова Алена Евгеньевна имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Таким образом, Поморова А.Е. является ребенком с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 2. гл. I. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), решением было рекомендовано индивидуальные занятия с дефектологом по формированию и развитию элементарных математических представлений (количественные представления, счетные навыки, пространственные представления).
Цель - развитие познавательных способностей, необходимых для усвоения программного материала, формирование и развитие элементарных математических представлений (количественные представления, счетные навыки, пространственные представления).
Задачи:
• Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, логического мышления;
• Формирование и развитие математических умений навыков (количественные представления, счетные навыки, пространственные представления, а также умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать, сверять работу с образцом);
• Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
• Развивать сенсорную сферу: глазомер, мелкие мышцы кистей рук.
Индивидуальные особенности учащихся.
Дефектологическое обследование на начало года показало, что у учащихся 1 класса концентрация внимания на низком уровне. На стадии формирования умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное. Темп деятельности медленный. Навыки самоконтроля не сформированы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по расписанию. Форма занятий индивидуальная — 20 минут.
Планируемые результаты.
Сформированность различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, логического мышления;
Сформировать элементарные математические представления, обще учебные умения и навыки (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать, сверять работу с образцом);
Дефектологические занятия по развитию познавательных способностей отличаются от школьных уроков. Учащимся предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьезная работа по формированию необходимых учебных умений и навыков принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно для младшего школьника. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в умственном развитии. Эти умения применяются в учебной деятельности, что приводит к успехам. У учащихся возникает интерес к учебе, повышается мотивация. Задания, построенные на дополнительных сведениях из различных областей жизни существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
На каждом занятии реализуются задачи по формированию различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, логического мышления; формирование и развитие элементарных математических представлений, развитие обще учебных умений навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать, сверять работу с образцом); на развитие умений анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развитие сенсорной сферы: глазомера, мелких мышц кистей рук.
Приемы и методы организации работы.
Создание ситуации успеха. Использование системы поощрений.
Использование наглядного, видео и аудио материала.
Предоставление учащемуся достаточного количества времени на обдумывание, на выполнение задания.
Предоставление ребенку возможности проверить и исправить свои ошибки.
Предусматривать дополнительные упражнения, наводящие вопросы.
Примерная структура занятия:
1.Организационный момент. Разминка.
2.Тренировка зрительной и слуховой памяти, психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления
3. «Веселая математика». Динамическая пауза, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
4. Логически-поисковые задания. Поиск закономерностей. Математические операции, задания, ребусы, задания, обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, делать выводы.
5. Корригирующая гимнастика для глаз. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
6. Пространственные и счетные навыки. Графический диктант. Штриховка. Это интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.
Литература:
1) Холодова О. Методическое пособие. Программа курса «Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам. Информатика. Логика. Математика» 3-е издание переработанное; Москва, Росткнига, 2009 г.
2) Холодова О. «Юным умникам и умницам. Информатика. Логика. Математика». Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь 1 класс; 7-е издание переработанное Москва, Росткнига, 2008 г.