kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа коррекционных занятий, 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая работа охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей и иных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционных занятий, 5 класс»


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»

р.п. Переяславка







 




Рабочая программа

по учебному предмету

«коррекционные занятия»

5 класс








Учитель:   В. Г. Одинцова 


















п. Переяславка

2016-2017 уч. г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

5 КЛАСС

Рабочая программа по коррекционным занятиям в 5 классе составлена на основании:

  • «Базисного учебного клана с 1-9 класс (вариант 1), утвержденный приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 года под редакцией Воронковой В.В.

  • Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

  • - Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год

  • -Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Коррекционно-развивающая работа охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей и иных способностей.

Цель – коррекция и развитие связной устной и письменной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных задач:

- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;

- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;

- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;

- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;

- развитие познавательной активности;

- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.

На коррекционных занятиях рекомендуется использовать следующие методические приемы:

- артикуляционную гимнастику

- красочную наглядность

- стихотворные тексты, кроссворды, загадки

- опорные слова и планы

- различные коррекционные, дидактические , интерактивные игры

- физминутки

- пальчиковую гимнастику

- работу с тетрадью

- обогащение и уточнение словаря

- составление предложений на основе демонстрирующих действий; изображение на картинках

- восстановление деформирующего текста

- составление связных рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок

- путешествие в сказку

- озвучивание картинок к сказкам

- технические средства обучения.

В процессе этой работы создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития ребенка.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности :

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

  • развитие пространственной ориентации,

  • развитие основных мыслительных операций,

  • коррекция речи и мышления,

  • коррекция фонематического слуха,

  • коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы,

  • обогащение словаря,

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Программа рассчитана на 2 года,

34 часа в год

на 1 ч в неделю.

На коррекционных занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляются путём сравнения текста и набора слов; текста – и набора предложений; текста – и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

Последовательно развиваются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:

- определять тему рассказа, основную мысль текста;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять план связного высказывания.

С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения связного самостоятельного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания и т.п.

Работа начинается с тщательного изучения структуры и видов различных предложений. Обучающиеся тренируются в составлении разнообразных предложений под руководством учителя и, далее, самостоятельно, творчески. Работа проходит как с опорой на различные сюжетные картинки, так и без опоры, тематически, ситуационно.

Огромная роль в формировании умения построить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Обучающимся предлагаются задания на распространение и сокращение текста и соответственно подробному и сжатому его пересказу, воссозданию текста по его плану (развёрнутому или краткому), восстановлению деформированного или разрозненного текста, редактированию текста.

В процессе занятий по формированию связной речи большое внимание уделяется работе над планом. Задачи этого раздела в основном смыкаются с общепрограммными. Однако, при обучении детей работе над планом должно уделяться значительное количество времени. В ходе коррекционных занятий работа над планом должна быть использована не только как коррекционное средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. Большое внимание уделяется при этом развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.

Предусматривается ещё один аспект работы над планом, состоящий в том, чтобы научить детей пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как надо отвечать по плану.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среднем звене только начинают осваивать сложные предложения, особенно сложноподчинённые, и отработка сложных синтаксических конструкций целенаправленно осуществляется именно на третьем этапе. Дети приступают к выполнению сложных аналитико-синтетических упражнений на материале предложения, а именно: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. Предлагаются также упражнения на расстановку знаков препинания в непунктуированных текстах, содержащих предложения сложных синтаксических конструкций. Даются задания на редактирование сложноподчинённых предложений, заведомо содержащих ошибки.

Поскольку на коррекционных занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети обучаются составлять особые речевые произведения, - учебные тексты. Такой текст представляет собой развёрнутые ответы, в основе которых лежат:

- анализ и синтез;

- обобщение;

- группировка материала;

- сопоставление, сравнение изучаемого материала.

Содержание программы


№ занятия

тема

ЗУНы

Блок 1. Культура речи

1



2

3

4



5



6





7



8



9


Коррекция речи.

Публицистический стиль речи. Детские газеты и журналы


Обращение. Культура обращения


Коррекция эмоциональной речи.


Письменные объявления



Виды объявлений:

-объявления-запреты

-объявления-предостережения


Афиша.

Школьная реклама



Культура общения.

Октябрь-грязник



Вежливые формы отказа. Рабочий день слова.


Культура общения.

Ноябрь.


Обсуждение спорных вопросов. Собираем урожай.


Учить грамматически правильному строю речи, связи слов в предложении, построению простых и сложных предложений; познакомить с объявлениями разных типов, особенностями их построения.

Учить уместно употреблять обращение к разным людям в зависимости от ситуации; словом привлечь внимание к краскам и звукам октября; изучить признаки октября, ноября


Блок 2. Работа над текстом.

10



11



12

13



14



15

16

Тема и мысль текста. Заголовок. Части текста. Связь между частями текста и предложениями в частях


Память и её значение



Виды текстов


Языковые особенности текста.

Моё задумчивое место.


Рассуждение-доказательство.

Объясняем и доказываем


Мини-сочинение «Моё задумчивое место»


Вывод в рассуждении


Познакомить с композиционными особенностями каждого типа речи; учить строить словосочетания, предложения, развивать навыки точного выражения мысли; умения устанавливать последовательность действий в тесте; учить выявлять причинно-следственные отношения.

Учить составлять сложные предложения, используя союз потому,что;

формировать умение объяснять и доказывать.





20





21





Блок 3. Общение.



Культура общения, Поздравление

Культура общения. Поведение в гостях



Родословная.

Правила вежливости


Научить лучше понимать друг друга, других людей; показать, что внутренние качества человека соответствуют внешним проявлениям отношения к человеку, что существует закономерность между проявлением эмоций и чувств, то есть тем, что проявляется открыто и что скрыто.

Итого: 34 ч.


Планируемые результаты освоения курса


на коррекционных занятиях учащиеся получат возможность научиться:

- правильно строить свои речевые высказывания;

- определять тему и главную мысль текста;

- составлять текст, писать изложения и сочинения;























ЛИТЕРАТУРА


1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. – 1988. – №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983.
11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.
16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995.
17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.
18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986.
19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980.
20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.
21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
22. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. – М., 1990.
24. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1991.
25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа коррекционных занятий, 5 класс

Автор: ОДИНЦОВА Виктория Геннадьевна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционные занятия по русскому языку» для 7в класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_korriektsionnyie_zaniatiia_po_russkomu_iazyku_dlia_7v_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "459997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519736706"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе  для учащихся со сложной структурой нарушения"
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-programma-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia-v-8-klassie-dlia-uchashchikhsia-so-slozhnoi-strukturoi-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253588"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447609791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "adaptivnaia-rabochaia-proghramma-dlia-uchashchikhsia-s-uo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246277"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319677"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Адаптивная рабочая образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература, 5 класс "
    ["seo_title"] => string(128) "adaptivnaia-rabochaia-obrazovatiel-naia-proghramma-dlia-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-litieratura-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125368"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414957267"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства