Коррекционно-развивающая работа охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей и иных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционных занятий, 5 класс»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»
р.п. Переяславка
Рабочая программа
по учебному предмету
«коррекционные занятия»
5 класс
Учитель: В. Г. Одинцова
п. Переяславка
2016-2017 уч. г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
5 КЛАСС
Рабочая программа по коррекционным занятиям в 5 классе составлена на основании:
«Базисного учебного клана с 1-9 класс (вариант 1), утвержденный приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 года под редакцией Воронковой В.В.
Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
- Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
-Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Коррекционно-развивающая работа охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей и иных способностей.
Цель – коррекция и развитие связной устной и письменной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная работа носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных задач:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
На коррекционных занятиях рекомендуется использовать следующие методические приемы:
- артикуляционную гимнастику
- красочную наглядность
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки
- опорные слова и планы
- различные коррекционные, дидактические , интерактивные игры
- физминутки
- пальчиковую гимнастику
- работу с тетрадью
- обогащение и уточнение словаря
- составление предложений на основе демонстрирующих действий; изображение на картинках
- восстановление деформирующего текста
- составление связных рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок
- путешествие в сказку
- озвучивание картинок к сказкам
- технические средства обучения.
В процессе этой работы создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития ребенка.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности :
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа рассчитана на 2 года,
34 часа в год
на 1 ч в неделю.
На коррекционных занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляются путём сравнения текста и набора слов; текста – и набора предложений; текста – и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
Последовательно развиваются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения связного самостоятельного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания и т.п.
Работа начинается с тщательного изучения структуры и видов различных предложений. Обучающиеся тренируются в составлении разнообразных предложений под руководством учителя и, далее, самостоятельно, творчески. Работа проходит как с опорой на различные сюжетные картинки, так и без опоры, тематически, ситуационно.
Огромная роль в формировании умения построить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Обучающимся предлагаются задания на распространение и сокращение текста и соответственно подробному и сжатому его пересказу, воссозданию текста по его плану (развёрнутому или краткому), восстановлению деформированного или разрозненного текста, редактированию текста.
В процессе занятий по формированию связной речи большое внимание уделяется работе над планом. Задачи этого раздела в основном смыкаются с общепрограммными. Однако, при обучении детей работе над планом должно уделяться значительное количество времени. В ходе коррекционных занятий работа над планом должна быть использована не только как коррекционное средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. Большое внимание уделяется при этом развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
Предусматривается ещё один аспект работы над планом, состоящий в том, чтобы научить детей пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как надо отвечать по плану.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среднем звене только начинают осваивать сложные предложения, особенно сложноподчинённые, и отработка сложных синтаксических конструкций целенаправленно осуществляется именно на третьем этапе. Дети приступают к выполнению сложных аналитико-синтетических упражнений на материале предложения, а именно: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. Предлагаются также упражнения на расстановку знаков препинания в непунктуированных текстах, содержащих предложения сложных синтаксических конструкций. Даются задания на редактирование сложноподчинённых предложений, заведомо содержащих ошибки.
Поскольку на коррекционных занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети обучаются составлять особые речевые произведения, - учебные тексты. Такой текст представляет собой развёрнутые ответы, в основе которых лежат:
- анализ и синтез;
- обобщение;
- группировка материала;
- сопоставление, сравнение изучаемого материала.
Содержание программы
№ занятия
тема
ЗУНы
Блок 1. Культура речи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Коррекция речи.
Публицистический стиль речи. Детские газеты и журналы
Обращение. Культура обращения
Коррекция эмоциональной речи.
Письменные объявления
Виды объявлений:
-объявления-запреты
-объявления-предостережения
Афиша.
Школьная реклама
Культура общения.
Октябрь-грязник
Вежливые формы отказа. Рабочий день слова.
Культура общения.
Ноябрь.
Обсуждение спорных вопросов. Собираем урожай.
Учить грамматически правильному строю речи, связи слов в предложении, построению простых и сложных предложений; познакомить с объявлениями разных типов, особенностями их построения.
Учить уместно употреблять обращение к разным людям в зависимости от ситуации; словом привлечь внимание к краскам и звукам октября; изучить признаки октября, ноября
Блок 2. Работа над текстом.
10
11
12
13
14
15
16
Тема и мысль текста. Заголовок. Части текста. Связь между частями текста и предложениями в частях
Память и её значение
Виды текстов
Языковые особенности текста.
Моё задумчивое место.
Рассуждение-доказательство.
Объясняем и доказываем
Мини-сочинение «Моё задумчивое место»
Вывод в рассуждении
Познакомить с композиционными особенностями каждого типа речи; учить строить словосочетания, предложения, развивать навыки точного выражения мысли; умения устанавливать последовательность действий в тесте; учить выявлять причинно-следственные отношения.
Учить составлять сложные предложения, используя союз потому,что;
формировать умение объяснять и доказывать.
20
21
Блок 3. Общение.
Культура общения, Поздравление
Культура общения. Поведение в гостях
Родословная.
Правила вежливости
Научить лучше понимать друг друга, других людей; показать, что внутренние качества человека соответствуют внешним проявлениям отношения к человеку, что существует закономерность между проявлением эмоций и чувств, то есть тем, что проявляется открыто и что скрыто.
Итого: 34 ч.
Планируемые результаты освоения курса
на коррекционных занятиях учащиеся получат возможность научиться:
- правильно строить свои речевые высказывания;
- определять тему и главную мысль текста;
- составлять текст, писать изложения и сочинения;
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986. 2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. – 1988. – №4. 3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982. 4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1988. 5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991. 6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972. 7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. 8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4. 9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. 10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. 11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3. 12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984. 13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973. 14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. 15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4. 16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995. 17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984. 18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986. 19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980. 20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988. 21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 22. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975. 23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. – М., 1990. 24. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1991. 25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.