Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса " Музыкально - ритмические занятия" 1 дополнительный класс вариант 8.3»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы):
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.
Задачи:
Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков
Обучение основным ритмическим движениям
Обучение элементарным танцевальным движениям
Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей
Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса
Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Практика показывает, что музыкально – коррекционные занятия с детьми аутистического спектра успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально – коррекционными технологиями и общей программой по музыкальному развитию детей с УО.
Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию, нарушения опорно-двигательного аппарата. 98% обучающихся – дети-инвалиды.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее прослушивание музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных театров.
Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его музыкальном развитии.
К характерным особенностям этого проявления можно отнести:
Нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя.
Навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов. (Например, если к металлофону полагается две палочки, нельзя использовать лишь одну; если закончилось пение – надо закрыть ноты; если закончилось занятие – надо закрыть крышку инструмента).
Длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого» – учителя музыки. Адаптационный период может длиться месяцы.
Сохранение монотонности в пении.
В процессе музыкальных занятий с детьми данной типологической группы обнаруживаются и их характерные особенности:
Внутренняя музыкальность аутичных детей. Характерная черта, наиболее притягательная с точки зрения музыки.
Часто встречающийся эффект «оглушения» звуком. Ребёнок закрывает уши руками оттого, что имеет повышенную чувствительность к музыкальным звукам.
Явная заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах, возникающая как результат стремления к сенсорным ощущениям.
Таким образом, мы можем наблюдать способность аутичных детей чутко воспринимать музыкальные звуки, позволяя или не позволяя им проникать в мир своих ощущений.
Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет постепенно приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и музыкальной литературы.
Музыкально – коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:
подготовительный – этап адаптации ребёнка
основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для «отступления» аутичного ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.
Музыкально – коррекционные занятия носят форму урока, на котором присутствует учитель музыки и воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни, музыкальные игры.
Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка. Неотъемлимой частью музыкально – коррекционных занятий является ритмика, корректирующая отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ, представленная в данной программе в разделе «музыкально – коррекционные игры». Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники, поэтому в программе введён раздел «драматизации».
Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей, развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.
В музыкально ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям.
Применение ударно – шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов». Практически значимым итогом проводимых занятий может стать заключительный урок четверти, представленный в программе в разделе «тематические уроки».
Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.
Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально – волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики, литературного чтения и окружающего мира.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционно – развивающему курсу «Музыкально – ритмическое развитие» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы-интернат № 1» на 2019-2020 уч. г. на изучение коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» отведено 64 ч (2 ч в неделю, 32 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.
Модель учащегося, поступившего в 1/ класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыкально – ритмическому развитию включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
Достаточный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круги и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Личностные результаты
Сформированность базовых учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.Каквариант, некоторые итоги можно подвести в 1 дополнительном классе:
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Группа БУД
Учебные действия и умения
Личностные учебные
действия
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные
действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
Раздел
Краткоесодержаниекурса
1.
Распевание, сольфеджирование
формирование навыка «музыкальное» приветствие
формирование навыка «музыкальное» прощание
знакомство с детскими песенками про игрушки с помощью атрибутов: корова, лошадка, курица, зайка, рыбка, котик
воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.)
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»
Разучивание попевок и небольших песенок с голоса учителя
Формирование умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению одноклассников на примере разучиваемых песен
Разучивание элементов дыхательной гимнастики: погладить нос, подуть на ладошку
Разучивание логопедических распевок на пройденных гласных
ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.
2.
Разучивание песенного материала
(Восприятие музыки)
Формирование умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
Закрепление навыка пения, получаемого на уроках музыки
3.
Музыкально – коррекционные игры
Формирование предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают; ребёнок – солист в музыкально – ритмических упражнениях и музыкально – коррекционных играх
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан
Формирование навыка игры на музыкальных инструментах ровными долями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель
Формирование навыка организованно строиться перед началом упражнения
Формирование навыка построения в круг
Формирование навыка сохранять правильную дистанцию в кругу
Движения в кругу:
Хоровод: спокойная ходьба, держась за руки
Выставление ноги на пятку, на носок
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
Лёгкий бег по кругу, не держась за руки
Формирование навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга
Выполнение упражнений на координацию движений
Выполнение упражнений на расслабление мышц
4.
Драматизации
См. календарно – тематическое планирование
5.
Тематические уроки
4 часа в год См. календарно – тематическое планирование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Темы коррекционного курса
Кол-во часов
Дата
Игра «Кто быстрей». Построение. Общеразвивающие упражнения.
1
Танец «Пальчики и ручки».
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
Прохлопывание ритмического рисунка.
Общеразвивающие упражнения. Танец «Пальчики и ручки»
1
Ориентировка в направлении движений вперед, назад. Танцевальные упражнения.
1
Легкий бег. Игра «Кто быстрей возьмет мяч». Ритмико-гимнастические упражнения.
1
Ритмико-гимнастические упражнения. Игра «Кто быстрей».
1
Ритмико-гимнастические упражнения.
Танец «Пальчики и ручки».
1
Упражнение на ориентировку в пространстве.
1
Танец «Пальчики и ручки».
Упражнение на ориентировку в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Общеразвивающие упражнения. Игра под музыку.
1
Танец «Прямой галоп».
Общеразвивающие упражнения.
1
Упражнение на координацию движения.
Танец «Прямой галоп».
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Построение в круг.
1
Танец. Упражнение на ориентировку в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки». Игра под музыку.
1
Упражнение с детскими музыкальными инструментами.
1
Ходьба с отбрасыванием ноги вперед.
Танцевальные упражнения: «Прыжки».
1
Общеразвивающие упражнения. Игра с пением «Васька кот». Танец «Стукалка».
1
Ходьба с оттягиванием носка. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
1
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба и бег с высоким подниманием ноги.
1
Легкий бег. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки».
1
Легкий бег. Повороты тела вправо – влево.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Игра под музыку.
1
Танец «Стукалка». Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Выполнение движений с предметами во время ходьбы. Игра под музыку.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Музыкальные игры с предметами.
1
Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Пляска с притопами».
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку.
1
Упражнения с музыкальными инструментами.
1
Танец «Пляска с притопами». Упражнения на координацию движения.
1
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с музыкальными инструментами.
1
Танец «Пляска с притопами». Игра «Пальчики и ручки». Повторение.
1
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
Информационное обеспечение образовательного процесса