Пояснительная записка
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 7 «В» классе, в котором ведется обучение по программе СКК VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и речевому развитию в целом.
Задачи
Образовательные:
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю средствами данного предмета.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
План занятий с группой включает в себя:
Работа с детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
Перемена видов деятельности.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Упрощенные задания на дом.
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
Использование упрощенных упражнений.
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
Разрешение переделать задание, с которым учащийся не справился.
Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.
Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание уделяется предметно-практической деятельности. Содержание занятий максимально направлено на развитие ученика, создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий. Часть занятий проводится в игровой форме. Этим поддерживается постоянный интерес к занятиям. При проведении игр и упражнений исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки проявляется в форме помощи.
Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель данного раздела: привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно–практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2.Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
3.Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях, ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела: обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Содержание программы
(34 часа)
1.Формирование и развитие грамматико-аналитических и орфографических навыков.
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Работа с грамматическими справочниками, словарями. Самостоятельное составление простейших схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи.
2. Пропедевтика изучения сложных тем.
Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
3. Восполнение пробелов в знаниях.
Основные орфограммы существительных, прилагательных, глаголов. Знаки препинания в сложном предложении и при прямой речи.
Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.
4. Развитие речи.
Расширение словарного запаса по темам: «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда».
Упражнения в построении текста-рассуждения, в умении аргументировать свои высказывания.
Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.
Примерное распределение часов
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Формирование и развитие грамматико-аналитических и пунктуационных навыков. | 3 | 2 | 4 | 2 |
Пропедевтика изучения сложных тем. | 1 | 2 | 2 | 2 |
Восполнение пробелов в знаниях | 2 | 2 | 2 | 2 |
Развитие речи | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 8 | 8 | 10 | 8 |
Всего | 34 часа |
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Учащиеся должны знать:
- способы группировки орфограмм по основным признакам;
- виды грамматических справочников, их назначение;
- определения основных орфографических и пунктуационных правил.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
- дифференцировать части речи;
- целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
- строить текст – рассуждение;
- аргументировать свои высказывания;
- уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;
- выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.
Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.
3.Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. –М.:2010г.
4.Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,перераб.- М.: Русский язык, 2008.
5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
6. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
8.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
9. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
10. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 2007.
12. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.ЛадыженскойЛ.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.
13.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2008.
14.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 3-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2009.
Для учителя:
1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.
2.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.
3. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1
4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004.
5.Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. –М.:2010г.
6.Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку.-М.: Дрофа,2011г.
7. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2009.
8. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2009.
10. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод.рекомендации к учеб. для 7кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2008.
12. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
13. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс/М.: изд. Экзамен, 2008.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Формы и методы контроля | Дата | Приме- чания |
1 | Орфографические правила и орфограммы. | 1 | Комбинирован. | беседа, работа с таблицей | 02.09 | |
2 | Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. | 1 | Комбинирован. | беседа, состав-ление таблицы | 09.09 | |
3 | Виды грамматических справочников, их назначение. | 1 | Комбинирован. | заполнение таблицы, работа со словарями | 16.09 | |
4 | Пунктуационные правила. | 1 | Комбинирован. | беседа, ребусы | 23.09 | |
5 | Определение основных орфографических и пунктуационных правил. | 1 | Комбинирован. | беседа, выполнение упражнений | 30.09 | |
6 | Составление простейших схем, алгоритмов, ребусов. | 1 | Комбинирован. | составление схем, алгоритмов | 07.10 | |
7 | Расширение словарного запаса по теме «Черты характера человека». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | сочинение | 14.10 | |
8 | Художественный стиль речи. | 1 | Комбинирован. | работа с текстами | 21.10 | |
9 | Дифференциация частей речи. | 1 | Комбинирован. | составление таблицы | 28.10 | |
10 | Дифференциация частей речи. | 1 | Комбинирован. | работа с текстом | 11.11 | |
11 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Комбинирован. | беседа | 18.11 | |
12 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | Комбинирован. | таблица | 25.11 | |
13 | Причастия, их отличительные черты. | 1 | Комбинирован. | выполнение упражнений | 02.12 | |
14 | Тип речи: описание. | 1 | Комбинирован. | анализ текстов | 09.12 | |
15 | Одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | Комбинирован. | выполнение упражнений по образцу | 16.12 | |
16 | Правописание гласных в суффиксах причастий. | 1 | Комбинирован. | беседа, работа в парах, редактирование текста | 23.12 | |
17 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Комбинирован. | составление простейших схем | 30.12 | |
18 | Деепричастия, их отличительные черты | 1 | Комбинирован. | беседа | 20.01 | |
19 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | Комбинирован. | составление простейших схем | 28.01 | |
20 | Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. | 1 | Комбинирован. | выполнение упражнений | 03.02 | |
21 | Основные орфограммы существительных. | 1 | Комбинирован. | Сканворды, ребусы | 10.02 | |
22 | Основные орфограммы прилагательных. | 1 | Комбинирован. | Составление алгоритмов | 17.02 | |
23 | Расширение словарного запаса по теме «Описание внешности человека». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | сочинение | 24.02 | |
24 | Основные орфограммы глаголов. | 1 | Комбинирован | составление таблицы | 03.03 | |
25 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Комбинирован | работа с текстом | 10.03 | |
26 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Комбинирован | работа с текстом | 17.03 | |
27 | Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики. | 1 | Комбинирован | беседа | 24.03 | |
28 | Тип речи: повествование. Расширение словарного запаса по теме «Описание процессов труда». | 1 | Комбинирован | Работа с текстами | 07.04 | |
29 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | Комбинирован | Выполнение упражнений | 14.04 | |
30 | Правописание гласных в окончаниях глаголов. | 1 | Комбинирован | составление таблицы, редактирование текста | 21.04 | |
31 | Тип речи: рассуждение. | 1 | Комбинирован | беседа | 28.04 | |
32 | Построение текста-рассуж-дения. | 1 | Комбинирован | построение текста | 12.05 | |
33 | Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | работа по карточкам | 19.05 | |
34 | Правила нахождения в словах изученных орфограмм, обоснование их выбора. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | работа с текстом в парах | 26.05 | |
6