Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Путешествие в сказку»»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат №12»
Рассмотрено методическим советом
протокол № ________ от ______________2023 г.
Утверждаю:
Директор ГКОУ РО Гуковской школы-интерната №12
_______________________И.Р.Сейфулина
« _____» _____________2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Путешествие в сказку»
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 4
Составитель: Журикова Анна Андреевна
Учитель: Журикова Анна Андреевна
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Путешествие в сказку» разработана в соответствии с требованиями предназначена для обучающихся 4 класса ГКОУ РО Гуковской школы-интерната №12, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026.
Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 28.01.2021
Учебный план ГКОУ РО Гуковской школы–интерната №12 на 2023-2024 учебный год.
Годовой календарный график ГКОУ РО Гуковской школы–интерната №12 на 2023 -2024 учебный год.
Основные задачи курса:
- приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной сказки;
- развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей;
- воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Общая характеристика курса.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители обучающихся. На сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курса обучающиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь. Особое внимание на занятиях «Путешествие в сказку»» уделяется развитию устной речи обучающихся, воспитанию у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов. Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей обучающихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Основная цель курса: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа учебного курса предназначена для обучающихся 4 класса рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа в год
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
4 КЛАСС
Предметные результаты: - воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) ; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- уметь рассказывать сказки; - уметь самостоятельно работать с текстом сказки; - уметь составлять краткие аннотации к прочитанным сказкам; - знать популярные русские народные сказки; - знать виды сказок (волшебные, сказки о животных) - знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами.
Личностные результаты:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; - - расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция обучающегося на основе положительного отношения к школе; - ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки; - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - формирование мотивации дальнейшего изучения сказок; - осознавать значимость чтения для личного развития.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:
- обращаться за помощью; - задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять общую цель и пути её достижения; - вести устный и письменный диалог; - участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Регулятивные БУД:
- составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - различать способ и результат действия; - уметь работать с текстом сказки, пользуясь алгоритм учебных действий; - уметь работать в парах и группах; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные БУД:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица); - сбор, обработка и передача информации; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -построение рассуждения; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - прогнозировать содержание сказки до чтения, используя информацию из аппарата книги; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной сказке и героях; - работать самостоятельно с текстом сказки по алгоритму «Работаем с текстом»;
- задавать вопросы ; - устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ» В 4 КЛАССЕ
Содержание программы курса создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет обучающемуся познакомится с жанрами театрального искусства. Инсценировка сказки развивает игровое поведение, эстетическое чувство, способность творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, развивает в обучающихся свободу и выразительность движений.
Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
История происхождения сказки
Волшебный мир сказки.
Русские народные сказки
Сказки зарубежных писателей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1
Волшебный мир сказки.
1
https://www.youtube.com
2
Русские народные сказки.
13
https://www google.com
3
Сказки русских писателей
6
https://nsportal.ru/
4
Сказки зарубежных писателей.
12
https://www google.com
5.
Игра – викторина «По страницам любимых сказок»
1
https://www.youtube.com
6.
Выставка рисунков «Мой любимый персонаж».
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Раздел / Тема
Кол-во часов
Дата
Содержание темы.
Характеристика основных видов учебной деятельности
Волшебный мир сказки.
Уточнение понятий "сказка", литературная сказка", жанровых особенностей. Отвечают на вопросы.
Что такое «сказка».
1
Русские народные сказки
Волк и семеро козлят.
1
Слушание, чтение сказки, иллюстрирование, просмотр, обсуждение, инсценировка, пересказ. Рисование, лепка главных героев сказки.
Три медведя.
1
По щучьему велению.
1
Маша и медведь.
1
Гуси – Лебеди.
1
Снегурочка.
1
Крошечка – Хаврошечка.
1
Царевна – Лягушка
1
Вершки и корешки.
1
Рукавичка.
1
Петушок – золотой гребешок.
1
Кощей бессмертный.
1
Игра – викторина «Путешествие по сказкам»
1
Сказки русских писателей
15 -16
Буратино.
2
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. Просмотр мультфильма. Ролевая игра.
17-18
Конек – горбунок.
2
19-20.
Сказки А.С.Пушкина.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о золотом петушке.
2
Сказки зарубежных писателей.
21.
Золушка.
1
Слушание, чтение сказки, иллюстрирование, просмотр, обсуждение, инсценировка. Рисование, лепка главных героев сказки, пересказ.
.
22.
Стойкий оловянный солдатик.
1
23.24.
Дюймовочка.
2
25.
Бременские музыканты.
1
26.
Волк и семеро козлят.
1
27.
Гадкий утенок.
1
28.
Мальчик- с – пальчик.
1
29.
Спящая красавица.
1
30.
Красная шапочка
2
31.-32
Кот в сапогах.
1
33.
Игра – викторина «По страницам любимых сказок»
1
Находят правильный ответ, восстанавливают содержание сказок, учатся отличать положительных героев от отрицательных Выполняют задания.