Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем современного общества. Нравственное взросление детей в младшем школьном возрасте связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения для них наиболее актуальны и значимы. Именно поэтому сейчас и перед семьёй, и перед школой остро стоит задача воспитания нравственного и ответственного гражданина, способного самостоятельно давать оценку всему происходящему и строить свою деятельность в соответствии с учётом интересов и потребностей окружающих людей. Решение данной задачи, на мой взгляд, связано с формированием у современных школьников устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности.
В условиях нынешнего общества у юного поколения граждан России появилась отличная возможность «найти себя» и постараться реализовать себя. А достичь этого можно не только и не столько во время учебного процесса, но и во внеурочной деятельности. Такая возможность в нашей школе появилась в связи с началом работы по программе «Язык народной сказки» во время работы кружка «Путешествие в народную сказку».
А так как федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования важнейшей задачей современной системы образования определяет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, то на кружковых занятиях по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки» формирую метапредметные учебные действия, которые достигаются через следующие задания: составление рассказа по опорным картинкам (какую картинку можно убрать, какую добавить); сбор информации о предмете с опорой на иллюстрацию, словарь, собственные наблюдения; высказывание предположений о том, что будет дальше (читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем придумать концовку); рассказ о персонаже;
На основе выполненных заданий учащиеся делают выводы о том, что русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.
Главное, к чему должны быть готовы учащиеся, - это принимать и понимать познавательную и учебную задачи, иметь желание её выполнять, стараться достигать успеха, доводить дело до конца.
В связи с этим для меня встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Научить ребёнка переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины на основе прочитанного, превращать образы в слова, и тогда можно посеять ростки творчества. Чтобы достичь всего этого, использую в работе с младшими школьниками различные виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Очень часто на занятиях кружка «Путешествие в народную сказку» играем в игры, такие как «Театр», «Сочинялки», «Узнай сказку», «Торопись да не ошибись» и другие. Отгадываем шарады, работаем на занятиях со сборником кроссвордов «Язык народной сказки», участвуем в мини-спектаклях, викторинах, праздниках.
Играя в игру «Узнай сказку», дети отгадывают загадки про героев сказок, решают терминологические кроссворды:
«Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом».
Игра «Собери пословицу».На партах лежат карточки с пословицами, в которых заключена народная мудрость. Обучающиеся должны найти пословицы, которые относятся к сказке «Лиса и журавль» (Не потчуй меня тем, что я не ем. Каков гость, таково и угощение).
Играя в игру «Угадай героя сказки»,ребята в парах составляют слова из слогов:
1) бакасо 2) лков
3) ведьмед 4) тупех
5) зёлко 6) яцза
В игре « Исправь ошибки» учащиеся находят ошибки в названиях сказок:
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
Игра «Соедини неразлучников»:
Выпиши тех героев, которые, на твой взгляд, здесь лишние
Такие игры развивают читательское творчество детей, воспитывают интерес к слову, расширяют словарный запас.
Благоприятными условиями для развития творческих способностей учащихся являются задания творческого характера:
Например, изучая сказку «Лиса и кувшин», дети придумывали слова и действия, которые смогли бы помочь лисе (Разбить кувшин. Спасти лису из воды), а также переделывали сказку так, чтобы героиня стала положительным персонажем (Лиса решила не пить молоко. Лиса не утонула. Можно кинуть в лису чем-нибудь, когда она хотела украсть молоко. Проснулась совесть). В сказке «Два Мороза» обучающиеся думали над тем, какой совет можно дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.
При знакомстве со сказкой «Дети Деда Мороза» учащиеся были разделены на группы, и в роли «поэтов» выполняли задание по памятке-алгоритму, сочиняя акростих со словами снег (1 группа), лёд (2 группа), записывая на снежинках.
Снова, видишь, день настал.
Новый и красивый
Еле в школе мы сидим.
Горка, горка, жди нас!
Летний день в самом разгаре,
Ёлочки растут в тени,
Дети снова в гости к ёлочкам зашли..
На занятиях кружка «Путешествие в народную сказку» по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки» часто применяю такой вид работы, как иллюстрирование, рассказывание, драматизацию. Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется переход известного содержания текста русских народных сказок в новую форму: иллюстрацию, сценку, спектакль и т. д. В ходе таких работ дети учатся представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшие представления, передавать особенности характера и настроение персонажей в инсценировках.
Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда одна и та же сказка имеет две разные концовки. Можно предложить обучающимся самим выбрать финал. Например, в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» в хрестоматии «Русские народные сказки» старик погибает вместе с Месяцем, а в другом варианте, представленном в презентации, старик вместе со старухой «как заснули — оба на пол свалились». Выбор концовки лучше всего проводить с помощью двух разных карточек.На одной может быть нарисован старик и Месяц, на другой — старик и старуха.
Слушая сказки, ребята сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себя лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствие и сострадание, получают знания о мире и учатся жить. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Рассказывая и читая сказки, мы помогаем детям развивать свой внутренний мир, получать знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказок формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Итак,сказка открывает широчайший простор для размышлений и даёт благодатные возможности работы с ней на занятиях кружка «Путешествие в народную сказку» по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки».
Сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем потому, что она утверждает высшую человеческую правду и красоту. В яркой поэтической русской народной сказке «Гуси-лебеди» три параллели — ответственность, послушание, трудолюбие, соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому-то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством — богатством души, человечностью. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий...
Человеку нужны годы, чтобы «вживую» увидеть весь спектр людских эмоций и поступков, а сказка помогает все это познавать уже в первые годы жизни. Так ребенок начинает кое-что понимать в человеческих отношениях, знать, что есть добро и зло, благородство и подлость…
Узнавая, как действуют герои сказок, ребёнок получает программу для себя: как реагировать, когда обидели, когда кто-то просит о помощи или как вести себя, когда тебе самому нужна помощь, когда сталкиваешься с препятствиями... Вот почему читать сказки очень нужно и очень важно!
Литература
1. Алешаева, Н. Н., Тупарева, Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2004. – № 11.
2. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Академкнига, 2002.
3. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2009.