kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «Путешествие в народную сказку» по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки» в 1 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем современного общества. Нравственное взросление детей в младшем школьном возрасте связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения для них наиболее актуальны и значимы. Именно поэтому сейчас и перед семьёй, и перед школой остро стоит задача воспитания нравственного и ответственного гражданина, способного самостоятельно давать оценку всему происходящему и строить свою деятельность в соответствии с учётом интересов и потребностей окружающих людей. Решение данной задачи, на мой взгляд, связано с формированием у современных школьников устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности.

В условиях нынешнего общества у юного поколения граждан России появилась отличная возможность «найти себя» и постараться реализовать себя. А достичь этого можно не только и не столько во время учебного процесса, но и во внеурочной деятельности. Такая возможность в нашей школе появилась в связи с началом работы по программе «Язык народной сказки» во время работы кружка «Путешествие в народную сказку».

А так как федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования важнейшей задачей современной системы образования определяет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, то на кружковых занятиях по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки» формирую метапредметные учебные действия, которые достигаются через следующие задания: составление рассказа по опорным картинкам (какую картинку можно убрать, какую добавить); сбор информации о предмете с опорой на иллюстрацию, словарь, собственные наблюдения; высказывание предположений о том, что будет дальше (читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем придумать концовку); рассказ о персонаже;

На основе выполненных заданий учащиеся делают выводы о том, что русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Главное, к чему должны быть готовы учащиеся, - это принимать и понимать познавательную и учебную задачи, иметь желание её выполнять, стараться достигать успеха, доводить дело до конца.

В связи с этим для меня встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Научить ребёнка переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины на основе прочитанного, превращать образы в слова, и тогда можно посеять ростки творчества. Чтобы достичь всего этого, использую в работе с младшими школьниками различные виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Очень часто на занятиях кружка «Путешествие в народную сказку» играем в игры, такие как «Театр», «Сочинялки», «Узнай сказку», «Торопись да не ошибись» и другие. Отгадываем шарады, работаем на занятиях со сборником кроссвордов «Язык народной сказки», участвуем в мини-спектаклях, викторинах, праздниках.

Играя в игру «Узнай сказку», дети отгадывают загадки про героев сказок, решают терминологические кроссворды:

«Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом».

Игра «Собери пословицу». На партах лежат карточки с пословицами, в которых заключена народная мудрость. Обучающиеся должны найти пословицы, которые относятся к сказке «Лиса и журавль» (Не потчуй меня тем, что я не ем. Каков гость, таково и угощение).

Играя в игру «Угадай героя сказки», ребята в парах составляют слова из слогов:

1) бакасо 2) лков

3) ведьмед 4) тупех

5) зёлко 6) яцза

В игре « Исправь ошибки» учащиеся находят ошибки в названиях сказок:

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

Игра «Соедини неразлучников»:




Выпиши тех героев, которые, на твой взгляд, здесь лишние

________________________________________________________________

________________________________________________________________


В тетради-альбоме «Язык народной сказки» есть задание, в котором нужно соединить стрелками имена героев сказок о животных с их сказочными прозвищами:



Зайчик Заяц Заюшка Заюнок

побегайчик, попрыгайчик, на поле свертень,

на горе увёртыш, попытаюшко, кривоног по горке скок;


Лиса Лисица Лисичка


при беседе краса, сестричка, везде поскокиш, на поле краса,

подхила гузница, плачея, Патрикеевна, кума, сестрица;

Волк Волчок Волчище


серый хвостище, из-за кустов хап, серый бочок,

большой ротище, из-за кустов хватиш;


Медведь Медведюшко Медведище


косолапый, лесной гнёт, всех давиш, батюшко,



Как ещё называли медведя в русских народных сказках? Напиши

________________________________________________________


Такие игры развивают читательское творчество детей, воспитывают интерес к слову, расширяют словарный запас.

Благоприятными условиями для развития творческих способностей учащихся являются задания творческого характера:

Например, изучая сказку «Лиса и кувшин», дети придумывали слова и действия, которые смогли бы помочь лисе (Разбить кувшин. Спасти лису из воды), а также переделывали сказку так, чтобы героиня стала положительным персонажем (Лиса решила не пить молоко. Лиса не утонула. Можно кинуть в лису чем-нибудь, когда она хотела украсть молоко. Проснулась совесть). В сказке «Два Мороза» обучающиеся думали над тем, какой совет можно дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.

При знакомстве со сказкой «Дети Деда Мороза» учащиеся были разделены на группы, и в роли «поэтов» выполняли задание по памятке-алгоритму, сочиняя акростих со словами снег (1 группа), лёд (2 группа), записывая на снежинках.

Снова, видишь, день настал.

Новый и красивый

Еле в школе мы сидим.

Горка, горка, жди нас!


Летний день в самом разгаре,

Ёлочки растут в тени,

Дети снова в гости к ёлочкам зашли..


На занятиях кружка «Путешествие в народную сказку» по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки» часто применяю такой вид работы, как иллюстрирование, рассказывание, драматизацию. Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется переход известного содержания текста русских народных сказок в новую форму: иллюстрацию, сценку, спектакль и т. д. В ходе таких работ дети учатся представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшие представления, передавать особенности характера и настроение персонажей в инсценировках.

Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда одна и та же сказка имеет две разные концовки. Можно предложить обучающимся самим выбрать финал. Например, в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» в хрестоматии «Русские народные сказки» старик погибает вместе с Месяцем, а в другом варианте, представленном в презентации, старик вместе со старухой «как заснули — оба на пол свалились». Выбор концовки лучше всего проводить с помощью двух разных карточек. На одной может быть нарисован старик и Месяц, на другой — старик и старуха.

Слушая сказки, ребята сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себя лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствие и сострадание, получают знания о мире и учатся жить. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Рассказывая и читая сказки, мы помогаем детям развивать свой внутренний мир, получать знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказок формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Итак, сказка открывает широчайший простор для размышлений и даёт благодатные возможности работы с ней на занятиях кружка «Путешествие в народную сказку» по программе внеурочной деятельности «Язык народной сказки».

Сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем потому, что она утверждает высшую человеческую правду и красоту. В яркой поэтической русской народной сказке «Гуси-лебеди» три параллели — ответственность, послушание, трудолюбие, соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому-то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством — богатством души, человечностью. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий...

Человеку нужны годы, чтобы «вживую» увидеть весь спектр людских эмоций и поступков, а сказка помогает все это познавать уже в первые годы жизни. Так ребенок начинает кое-что понимать в человеческих отношениях, знать, что есть добро и зло, благородство и подлость…

Узнавая, как действуют герои сказок, ребёнок получает программу для себя: как реагировать, когда обидели, когда кто-то просит о помощи или как вести себя, когда тебе самому нужна помощь, когда сталкиваешься с препятствиями... Вот почему читать сказки очень нужно и очень важно!


Литература

1. Алешаева, Н. Н., Тупарева, Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2004. – № 11.

2. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Академкнига, 2002.

3. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2009.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Автор: Карасёва Ирина Александровна

Дата: 26.12.2020

Номер свидетельства: 568607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(118) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-zaniatiiakh-po-ekonomikie-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "113290"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409822201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства