Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его правильно использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы. «Сколько сейчас времени?», «Который час?» — вполне привычные для нас вопросы. А знаете ли вы, как называется устройство, которое показывает время? Правильно, часы! Сейчас устройство кажется нам совершенно обыкновенным, однако раньше оно не существовало. Как же люди узнавали, сколько времени и вели ему счет? Когда появились первые часы?
Интересные факты из истории часов.
Древний Рим, рыночная площадь. Солнце высоко, отличный летний денек. Посередине площади стоит столб. Этот столб и служил первыми в мире часами. Солнце двигалось по небосклону, а вместе с ним и двигалась тень, создаваемая столбом, которая являлась своеобразной часовой стрелкой. Понять, сколько времени совсем просто и по шагам. Римлянин лукаво улыбнулся, прошел по тени и посчитал шаги: «Ровно восемь шагов, пора идти ужинать». Такие часы называются солнечными.
Похожим устройством пользовались и в Древней Греции во время судебных заседаний. И если судья много болтал, то про него говорили: «В его речи много воды».
С водяными часами связана еще одна поговорка: «Сколько воды утекло!». Часы были неудобными, поскольку тратилось много воды для полноценной работы.
Солнечные и водяные часы мы с вами рассмотрели. А какие еще разновидности есть?
Песочные часы
Песочные часы появились впервые в 13 веке в Западной Европе. Здесь решили поэкспериментировать и вместо воды взять песок. Так и получились песочные часы. Устройство представляет собой две одинаковые колбы, в одной из которых песок. При перевороте он начинал пересыпаться из одной колбы в другую. Как только процесс завершался, часы переворачивали, и отсчет начинался заново.
Механические часы
Уже современный вариант, который знаком многим из нас. Их создал мастер Христиан Гюйгенс в 17 веке. В их основе механизм с пружинкой и зубчатыми колесиками. Колесики отвечают за ход стрелок. Пружинка необходима для подзавода часов, чтобы они не остановились. Часики могут быть и без пружинки и работать от батарейки, подводить их не требуется. Механические часы мы сейчас носим часто на руке.
Электронные часы
Одна из самых «продвинутых» версий. Они были придуманы совсем недавно. И у них нет стрелок. На циферблате подсвечиваются цифры, которые меняются с каждой минутой. Работают от батареек. Осмотритесь внимательно у себя дома, скорее всего, вы их найдете.
Атомные часы
Атомные часы появились в 20-е годы прошлого столетия. У них нет привычного циферблата и стрелок. Они скорее похожи на груду разных металлов вместе с различными измерительными приборами. Они считаются самыми точными часами в мире, по ним сверяются все часы на планете Земля. Такие часы используются в космосе, к примеру, их установили на одном из российских спутников, а также собираются установить на космической обсерватории Спектр-М.
Воспитатель: -Умение ценить каждую минуту особенно важно.
-Что можно сделать за одну минуту:(ответы учеников)
- Что же делают в нашей стране за одну минуту?
Воспитатель: - Оказывается, за одну минуту
-заводы выпускают 15 телевизоров;
-12новеньких холодильников,
- 3-новые машины;
- выплавляют 250 тонн стали;
-изготовляют 20 тысячи кв. метров ткани;
- выпускают 2500 экземпляров книг;
Теперь мы знаем, почему дорога минута!
Учитель: -Ребята, что важно, чтобы не потерять время? (ответы учеников)
Сделаем вывод:
Время нельзя проводить без пользы.
Важно выработать у себя чувство времени, научиться его разумно использовать.
Стихотворение читают ученики.
Куда идут часы.
Куда часы идут, Ну, если не стоят? Их может где-то ждут И встретиться хотят?
Куда часы спешат, Торопятся куда? В кровать бежать велят Не вовремя всегда.
И будят по утрам, Когда так сладко спишь. Ты можешь это сам Придумывать малыш
Куда часы идут. Попробуй, угадать. И где они живут, И можно ль их догнать
-Воспитатель: - про время обычно говорят, что оно идет, бежит, течёт. Время никогда не останавливается. Люди научились измерять время.
- Давайте вспомним известные вам единицы времени:(ответы учеников)
- В чем измеряют возраст людей? (в годах)
– Назовите, сколько вам лет?
- Что такое год?
- Сколько месяцев в году?
- В каком году ты родился?
- Перечислим времена года.
– По сколько месяцев длится каждое время года?
- В каком месяце твой день рождения? Какое это время года?
- Определите времена года по иллюстрациям (слайды)
- Какое сейчас время года?
– А месяц?
-Воспитатель: отгадаем загадки.
• Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима)
• Пришла, улыбнулась —
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады. (Весна)
• Оно за весною
К нам в гости идёт,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски. (Лето)
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
Часы - загадка.
Две девицы, две подруги Ходят вместе, друг за другом Только та, что подлиннее Ходит чуточку быстрее
А другая, покороче, Словно двигаться не хочет Так и ходят круг за кругом Две девицы, две подруги
И встречаясь каждый раз Говорят который час (часы)
Воспитатель: Время ценили и ценят всегда и вовсе времена, не зря в народе сложились пословицы и поговорки.
- Составим пословицы:
Деньги пропали - наживёшь,
упустишь – не поймаешь.
Время – как воробей:
время пропало - не вернёшь.
Не откладывай на завтра то,
потехе час.
Делу время
что можно сделать сегодня.
Проверка:
Делу время – потехе час.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Время – как воробей: упустишь – не поймаешь.
Деньги пропали - наживёшь, время пропало - не вернёшь.
Стихотворение читают ученики:
Часики.
Стрелки круг бегут за кругом, Час меняя друг за другом. Время движется вперед - Солнце ясное встает.
Ровно в восемь, на рассвете, Просыпаются все дети. После сна, какая прелесть, Нам водичка дарит свежесть.
В 8.30 - бодрый старт, Радость, утренний азарт. Чтобы здоровым быть всегда - Нам зарядка всем нужна.
В девять завтракать идем Чтобы сытыми быть днем, Чтоб играть, шутить, смеяться, Радоваться, улыбаться.
После завтрака - игра. Вновь ликует детвора. Горки, салочки, мячи - Бегай, лазай и скачи.
В полдень мы спешим обедать, Чтоб вкуснятины отведать, Отдохнуть и сил набраться, Чтоб вновь бегать и играться.
В час дневной всем быстро, дружно - Перед сном умыться нужно, Все должны мы быть опрятны, Вежливы и аккуратны.
После сна опять забота - Очень важная работа. Вновь спешим мы все играть, Чтобы лучше все узнать.
Солнце отдыхать ложится - На часах уже семь тридцать. Все на ужин мы идем И десерт с собой берем.
В восемь тридцать мы спешим, Чтоб успеть на «Малыши». Много слов и много песен - Мультик всем нам интересен.
После мультика всем дружно Чистить зубки очень нужно, Чисто-чисто искупаться И в кроватку отправляться
Сон красивый посмотреть, В сказке побывать успеть, А потом чуть-чуть поспать, Чтоб с рассветом вновь играть.
Тихо стрелочки идут: Часик там и часик тут. Соблюдаем мы режим - Подрасти скорей хотим.
(Демонстрация составленных режимов дня ребят.)
Советы волшебных часов
Никогда и никуда не опаздывай.
Береги своё время и время других.
3.Не заставляй себя ждать. Приходи на встречу к назначенному сроку.
Главная причина, по которой теряется драгоценное время, - это неорганизованность.
Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный, и проживает как бы три жизни. Он умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека — огромная сила. Чтобы победить свою неорганизованность, нужно научиться планировать свой день, правильно чередовать время учебы и отдыха, научиться ставить цели и выполнять их.