Цели урока: 1.Научить учащихся рационально использовать своё свободное время; создать у учащихся представление о цене и ценностях своего свободного времени, его значении, научить оценивать свои действия;
2.Развивать представление, наблюдательность, фантазию, логическое мышление к своему времяпровождению, научить использовать различные источники информации;
3. Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени, вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
Тип урока: комбинированный
Основные термины и понятия для изучения:свободное время, права ребёнка, Конституция, Конвенция, отдых, ценности, цена времени.
Оборудование:
- плакат с названием темы урока; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
- "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
- "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
- "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
- выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".
- Музыкальные записи(включаются, когда учащиеся выполняют коллективную работу)
- Чистый лист ватмана на доске.
- Лепестки цветка.
Форми роботи: Технология «Мозговой штурм», «Свободный микрофон», работа в группах «Цветок времени,» работа в парах «Защита идеи ».
Приёмы и методы обучения: методы формирования интереса к обучению; перцептивные; гностические.
Ход урока
І. Организация начала урока:
Приветствие, проверка присутствующих и готовность учащихся к началу урока
ІI. Мотивация:
Учитель. Что же такое время? Спокойная река, текущая бесконечно, бушующее море или крохотное мгновение, которое ни поймать, ни остановить? А что значит «понимать время»? Бежать за отдельным мгновением или тонуть в океане бесконечных минут? Изменились люди, изменились времена, и лишь Время – вечное и неизменное, такое близкое и далёкое, продолжает свой бесконечный отсчёт.
Минуты
Быстро тают,
Как маленькие льдинки.
Минуты превращаются
В минуты-невидимки.
Они за нами всюду
Невидимо идут
И дням рождений наших
Негласный счёт ведут.
Минуточку нам надо
Страницу дочитать,
Минуточку - подумать,
Минутку - доиграть.
Короткая минута
Кончает длинный год,
И новый год
на смену
Ушедшему идёт.
Нас длинные дороги
Из маленьких минут
По жизни в путь далёкий
Ведут.
Ведут.
Ведут.
III Проверка домашнего задания
(Дети зачитывают свои сочинения на тему «Свободное время. Чем его можно занять»). Обсуждение сочинений.
IV. Изучение нового материала
Учитель.Так что же значит «понимать время»? Каждый должен ответить на этот вопрос сам. Лишь осознав, что нельзя терять ни минуты или пытаться обогнать её, мы научимся понимать и ценить время.
/Обращение к ученикам: сформулировать цели и задачи урока./
Учитель.Каждый человек имеет свои права и обязанности. Основное правило человека - это право на жизнь. Жизнь человека - это учение, труд, добрые дела. (називаются государственные документи социально – правовой охраны жизни человека, прав ребёнка. Они представлены на выставке.)
Время - это счет, которым оцениваются наши действия. Время надо беречь.
Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о цене и ценностях свободного времени и ответим на вопросы:
-Почему мы говорим "время - наше багатство."
-Умеем ли мы рассчитывать свое время?
- Осознаем ли цену минуты?
Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.
1. Технология «Мозговой штурм».
Ставится проблема:
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
На доске записываются все предложенные варианты решения проблемы, обсуждаются, ответы распределяются по группам и строится пирамида свободного времени
Учитель. Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".
Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня
2. Технология «Свободный микрофон».
Каждый желающий выражает свою мысль, быстро и чётко высказывается. Обсуждаются вопросы, после каждого делается вывод.
- «Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо». И. Гете
- «Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку».
- «Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным». Ж.-Ж. Руссо
- «Небрежный человек все делает вдвойне». А. В. Суворов
- «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Н. Е. Введенский
Учитель. Я надеюсь, что эти высказывания заставят вас по-новому относиться ко времени. Работа часов ни на секунду не прекращается (время течет непрерывно). Послушайте о том, сколько стоит одна минута:
- Потеря одной минуты рабочего времени равна утрате результатов дневного труда 200 тысяч человек;
- за 1 мин. производится промышленной продукции на 500тысяч грн.;
- За 1 мин. выплавляют 290 т стали, из нее можно изготовить 10 тыс. стиральных машин;
- За 1 мин. изготавливают 22 тыс. кв. м. ткани, из нее можно сшить 15714 брюк;
- За 1 мин. печатают 2700 экз. книг и многое другое.
V Проверка усвоения нового материала
Работа в группах «Цветок времени».
- Как мы представляем время (Ассоциация)
Каждой группе даётся по одному лепестку (всего их пять). Дети должны обсудить и написать своё мнение (желательно одним словом). Потом собирается цветок и все вместе обсуждают, что получилось.
VI Закрепление нового материала
Технология «Защита идеи».
Работа проводится в парах. Раздаются карточки с пословицами о времени.2-3 минуты идёт обсуждение, затем дети зачитывают пословицы и объясняют их смысл
Задания ученикам:
• Упустишь минуту - потеряешь час.
• Время - казна для знающего ему цену.
• Делу время - потехе час.
• Потерянную вещь можно найти, потерянное время - никогда.
• Время ушло - счастье ушло.
• Минута час бережет.
• Порядок время бережет.
• Начиная дело, о конце помышляй.
• Время - наше богатство»
• Время дороже денег
Учитель.В сутках, как известно, 24 часа. 8 часов на сон, еще 8 (с дорогой туда и обратно) на школу, остается 8 час. Много ли за это время можно успеть? Много, за 480 минут вы успеете выучить уроки, почитать книгу, посмотреть немного телевизор. Вы успеете все, если захотите.
Наш урок закончен, но часы идут, жизнь продолжается. В детстве она кажется бесконечной. И многие мальчишки и девчонки откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, тускло, серо. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А виноваты лишь сами. Им всегда не хватало времени, потому что они не ценили его, не экономили, не умели его употреблять, правильно организовать свою жизнь.
Звучит бой часов.
Мудрые мысли(раздаются памятки)
• Самое страшное неверие - это неверие в себя.
• Признавшись в своей слабости, человек становится сильным. /О.де Бальзак/
• Умей работать и веселиться.
• Когда мы перестаем думать - мы перестаем жить.
• Голова без ума, что фонарь без свечей.
• Звезды появятся - небо украсят, Знания появятся - ум украсят.
• Не хвастай ученьем, а хвастай уменьем.
• Знай минутам цену, а секундам счет.
VII Подведение итогов
- Что из услышанного на уроке вам запомнилось?
- Какие выводы вы можете сделать?
- Какой элемент урока понравился больше всего?
VIII Домашнее задание (дифференцированно):1 группа: проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?
2 группа: проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты
3 группа: возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.
(Предлагается нарисовать на листе ватмана оценку урока – одно из трёх выражений лица: улыбающееся, равнодушное, обиженное. Учитель благодарит всех за работу на уроке, выставляет оценки, комментирует.)