Тема: «Береги своё время»
Цели.
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностью.
- Учить чувству времени.
- Воспитывать умение бережно, разумно его использовать с пользой для работы и учебы.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
Ход мероприятия
1. Оргмомент
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание:
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим глубже, шире.
2. Сообщение темы
Учитель: Сегодня мы проведем очень интересное занятие. А вот, о чем на занятии пойдет речь, нам подскажут ребята (чтение стихов учащимися):
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Умеет он одеться в срок, умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
Часы даны не для красы: диктуют время нам часы.
Диктуют время так: тик-так, тик-так, тик-так!
Учитель: Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем занятии?
(Ответы детей)
Учитель: Вы правильно догадались, сегодня мы поведем разговор о времени, о том, как умело его нужно использовать.
3. Работа по теме урока
Учитель: Время дорого человеку, и он определяет его по…………. часам. В разное время были разные часы (демонстрация разного вида часов)
Ученики называют знакомые часы, объясняют принцип работы.
* Солнечные часы (демонстрация макета). Это самые первые часы. Кто знает, как определяли время по солнечным часам?
* Говорят, что в древности были часы водяные. Они были устроены из двух сосудов (демонстрация рисунка). Узнавали люди время по тому, сколько воды переливалось из одного сосуда в другой. До наших дней дошла поговорка “Много воды утекло”. Это значит – много времени прошло.
* А вот песочные часы, где из одной колбы в другую пересыпается песок тоненькой струйкой, дожили до наших дней (демонстрация песочных часов). Сегодня они усовершенствованы и применяются обычно для измерения одной, трех или пяти минут.
* Существовали часы “Петух” и часы “Самовар”, которые помогали засекать время. По ним люди узнавали, что прошел один час. Как узнавали? “Петух”, например, издавал крик ровно через каждый час. (Демонстрация рисунка)
* Позднее появились часы механические, с настоящим циферблатом, стрелками и часовым механизмом. Первые механические часы были очень большие: вдесятером не поднимешь! И располагались они в башне – были главными городскими часами. Но, в дом такие не внесешь! Поэтому, позднее люди создали более удобные часы для дома. Они были значительно меньше по размеру. И очень разные.
Карточки: соедини рисунок часов с названием -
- Настенные
- Напольные
- Настольные
- Каминные
- Карманные
- Будильник
Время шло, и появлялись все новые и новые виды часов:
- Часы-пушка
- Часы-качалка
- Часы-духи
- Часы-сувениры
- Наручные часы
(Демонстрация рисунков)
Сейчас создано очень много специальных часов:
- Часы хронометр для моряков
- Часы для шахматистов
- Секундомер
- Часы для космического корабля и много других
(Демонстрация рисунков)
2 октября 1918 года заговорили самые главные часы нашей страны – куранты на Спасской башне Кремля. К их голосу прислушиваются люди всего мира. Давайте и мы послушаем.
(Звучит аудиозапись боя курантов)
Проверка усвоения
- Какие часы бывают?
(Ответы детей. Обобщение)
4. Мастерская
Входит Смотритель.
Смотритель: Здравствуйте, ребята. Я Смотритель всех часов. Я слежу, чтоб они всегда верно шли: минута в минуту: не убегали вперед и не отставали. Давайте немного поиграем в часы.
5. Физминутка
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Тик-так, тик-так, стрелки кружатся вот так.
2. Практическая работа с часами.
– Вы сказали, что часы помогают людям узнавать время. А кто из вас умеет определять время? И кто вас этому научил?
(Ответы детей)
– Определите, который час на 1 модели часов? На 2 модели? На 3 модели?
– Какие промежутки времени вы знаете?
(Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)
Смотритель: Часы говорят о времени и остановить время нельзя. Но и нельзя тратить время зря, без пользы.
Наша задача – выработать чувство времени, уметь разумно использовать каждый час, каждую минутку. Отвлечешься на уроке – поболтаешь с соседом, посмотришь в окно – вот и убежала минутка, а ведь урок всего 40 минут. Минута – это отрезок времени
Бежит стремглав минута.
Минута коротка,
Но за минуту можно
Найти звезду, жука,
Решение задачи и редкий минерал,
Который до сих пор ещё
Никто не открывал.
(С.Я. Маршак)
А как вы думаете, минута – это много или мало? Давайте проверим.
Засекаем секундомером – слушаем одну минуту.
Как вам показалось, ребята, минута – это долго?
Учитель: Попробуем одну минуту решать примеры. Сколько мы сможем решить? А вы, уважаемый Смотритель часов, пока посидите, отдохните.
(На карточках примеры)
6. Подведение итогов
Учитель: Ребята, а к нам пришла гостья!
Конфетка: Здравствуйте. Отгадайте, кто я!
Я сладкая, медовая, бываю леденцовая,
В рот попадаю метко, зовут меня… (Конфетка)
Конфетка: Я узнала, что сегодня у вас такое интересное занятие и решила прийти в гости. Я знаю, что меня вы очень любите, и когда встречаетесь со мной, не теряете время зря. И поэтому, я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзине загадки, связанные со временем. Попробуйте их отгадать.
Братьев этих ровно семь, вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом.
Попрощается последний, появляется передний. (Дни недели)
Друг за дружкой чередой мирно ходят брат с сестрой
Братец будит весь народ, а сестра наоборот –
Спать немедленно зовет. (День и ночь)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет. (Весна)
А какое сейчас время года? Молодцы, ребята! Вы много знаете. Мне понравились ваши ответы! А я приготовила вам еще одно задание. Поднимите руки, кто любит конфеты? Здорово! Все любят! Значит, вы знаете, что все мои сестрички – конфетки одеты в нарядные платья – обертки. Обертки всегда очень яркие, красочные, разноцветные, на них написаны названия. А у меня есть скучные и неинтересные обертки. Вы поможете мне сделать их яркими?
(Раздает детям шаблоны конфет из белого картона)
Сейчас каждый за одну минуту сделает свою конфетку нарядной и красочной.
(Дети раскрашивают шаблоны в течение одной минуты и складывают их в макет вазы на доске)
Какие вы молодцы! Посмотрите, сколько ярких конфеток приготовили всего за одну минутку!
Учитель: Садись, Конфетка, побудь нашей гостьей до конца урока.
Вот сколько мы, ребята, можем сделать за одну минутку. А еще, в нашей стране за одну минуту выпускают 100 телевизоров, 98 холодильников, 200 автомобилей, 720 книг и 77 часов. Вот сколько всего делают за одну минуту!
И если всего на одну минуту остановить время, наша страна потеряет почти 500 миллионов рублей!
Вы хорошо запомнили, как нужно относиться ко времени?
Учитель: Ребята, мы читали сказку о потерянном времени. Вспомните, какой вывод сделал для себя Петя, герой этой сказки.
(Ответы детей)
Учитель: На доске написаны пословицы о времени.
День да ночь, сутки прочь.
Делу время, а потехе – час.
Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?
7. Рефлексия
Учитель: Вы уже самостоятельные, и сами можете распределять время на все свои дела: на уроки, на прогулки, на чтение и игры.
(Чтение стихов учащимися)
Часы ведут секундам счет, ведут минутам счет,
Часы того не подведут, кто время бережет.
За часом час, за годом год, часы всегда ведут вперед.
Все надо делать по часам, тогда доволен будешь сам.
С часами дружба хороша: работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша и книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать, когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать: - Хороший был денек!
8. Итог
Учитель: продолжи ….
- Сегодня я узнал…
- Мне понравилось…
- Было интересно…
Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.
Конфетка на прощание угощает всех конфетами.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались! А на прощание, у меня для вас подарки: каждому я дарю макет часов. Они, конечно, не могут показать точное время без вашей помощи. Но эти часы обязательно помогут вам научиться понимать время. А то, что время нужно ценить, вы все сегодня поняли.