Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру составлена на основе следующих документов:
Программа специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В. Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб.,2001 г.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009
Цель: коррекция общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас обучающихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Основным методом обучения является беседа. Учитель руководит речевой деятельностью детей, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Описывая предметы и явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях уч-ся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. При планировании уроков развития речи используется методическое пособие для учителя Е.Д.Худенко и Д.И.Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида».
На развитие речи в 7б классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. В связи с праздничными и актированными днями учитель имеет право объединять темы.
Содержание программы
Окружающий мир
Мир, в котором мы живём (Человек и природа. Дом, в котором мы живём. Наша школа. Наш город (село).)
Природа, которая нас окружает
Сезонные изменения в природе (Земля и солнце. Погода. Дождь, облака и туман. Град и снег. Роса и иней. Времена года. Осень. Человек и осень. Зима. Весна. Лето.)
Наша страна
Города и люди (Россия. Москва – столица России. Москва – древний и современный город. Транспорт Москвы. Города нашей Родины.)
Природа нашей Родины
Неживая природа (Разнообразие поверхности Земли. Почва. Вода и её свойства. Вода в природе. Значение и охрана воды. Свойства воздуха. Состав и значение воздуха. Движение и температура воздуха. Горные породы. Полезные ископаемые. Охрана недр и почвы.)
Живая природа (Разнообразие живой природы. Царства живой природы. Условия, необходимые для жизни живых организмов. Растения и животные леса. Грибы. Растения и животные водоёма. Растения и животные луга. Растения и животные сада. Декоративные растения садов. Комнатные растения. Растения и животные огородов. Растения и животные полей. Домашние животные.)
Охрана здоровья человека
Организм и здоровье человека (Строение тела человека. Наша кожа. Органы опоры и движения. Правильная ли у вас осанка. Для чего мы едим? Наша пища. Кровь и кровеносная система. Как мы дышим. Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества. Как человек воспринимает окружающий мир. Кто всем руководит? Здоровый образ жизни.)
Охрана природы и экология (Человек – часть природы. Природу надо беречь)
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений.
Практические работы по уходу за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные универсальные учебные действия:
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения,
правильно используя формы знакомых слов;
- поддерживать порядок в классе, школе, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- различать природные явления;
- различать растения сада и огорода;
- различать живую и неживую природу.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- столицу родины, названия других городов России;
- правила ЗОЖ.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценивания проводится по результатам выполненных работ, умению отвечать на поставленные вопросы, составление описательно-повествовательного рассказа по иллюстрации или по серии сюжетных картин по темам, а также активности на уроке.
Календарно – тематическое планирование
Уч-к «Природоведение» 5кл. с.8-20, предметные и сюжетные картинки
1Небесные тела. 1
2 Солнце. Солнечная система 1
3 Исследование космоса. 1
4 Исследование космоса. 1
5 Воздух. 1
Природа, которая нас окружает
6 Значение воздуха для жизни на Земле. 1 С.21
7 Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. 1 С.23