Просмотр содержимого документа
«Всероссийский урок "Сады Победы"»
Конспект внеклассного занятия в 8 классе на тему: «В жизни всегда есть место подвигу. Они защищали Москву».
Воспитатель: Садина Л.В. 21.04.20
Цель занятия
Углубить знания учащихся об истории Великой Отечественной войне, особенно о битве за Москву.
Способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм.
Познакомить учащихся с героическими страницами истории нашей Родины и подвигах россиян в победе над национал-социализмом.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа; уважение к боевому прошлому нашей страны.
Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в классном коллективе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, совсем скоро, 9 мая вся наша страна будет отмечать 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Как вы представляете, что такое война? (Ответы детей) Воспитатель: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающие насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых, грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Всё это есть война. Самое страшное, что может быть в судьбе человека. Воспитатель: Назовите годы Великой Отечественной войны ( ответы учащихся). На экране появляются числа 1941 – 1945. Воспитатель: Почему эта война называется отечественной? (Наш народ защищал свою родину, отечество). Учащийся читает стихотворение «Родина»:
Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна!
Воспитатель: Итак, 22 июня 1941 года ровно в 4 утра на нашу Родину вероломно напала нацистская Германия. А люди мирно спали, у всех были свои планы на следующий день. Во многих школах прошли выпускные вечера, но все эти планы оборвал голос Левитана- известного диктора. Экран, на экране люди слушают Левитана. Воспитатель: Была объявлена всеобщая мобилизация. Всё мужское население приходило на пункты сбора, откуда их отправляли прямо на фронт. На экране фото мальчишек, идущих на фронт. Воспитатель: Эти безусые мальчишки прямо со школьной скамьи, наспех попрощавшись с родителями, уходили на фронт. Некоторые приписывали себе года, только бы их взяли. Вся страна поднялась в одном порыве на защиту Родины. Звучит песня «Вставай, страна огромная». Воспитатель: Почему война называется священной? (Защита Родины-святое дело каждого гражданина). Если бы у нас отобрали Родину, кем бы мы были? (Ответ учащихся). Что хотели национал-социалисты сделать с нашей страной? (Уничтожить). Воспитатель: Огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, самолёты, артиллерий, пехота. Немецкие самолёты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы. Фильм «Героическая оборона Москвы», отрывок «Операция Тайфун».
Воспитатель: Как вы думаете, почему фашисты так стремились захватить именно Москву? При чём в такие короткие сроки. (Москва- столица нашего государства, это сердце нашей Родины, не будет Москвы, не будет Родины, не будет нас). Воспитатель: Почему национал-социалисты назвали операцию по захвату Москвы «Тайфун»? (Тайфун очень быстрый и стремительный ураган). Воспитатель: Бойцы и командиры Советской Армии проявили мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днём, ни ночью. Воспитатель: Осенью 1941 года фашисты подошли близко к Москве. 20 октября Москва была переведена на осадное положение. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, стариков, женщин. А оставшиеся жители начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. На экране плакаты, которые были развешены в осадной Москве. Воспитатель: Командовать армией было поручено полководцу Георгию Константиновичу Жукову (фото на экране). Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая врагам. В районе города Тверь немецкие войска встретили мощное сопротивление Красной Армии. На исходе были снаряды, гранаты, но красноармейцы пошли в штыковую атаку. Немцы не выдержали и сбежали. Гитлер планировал провести парад на Красной площади 7 ноября, перезимовать в Москве, а весной двинуться на восток. Воспитатель: как вы думаете, ребята, а что же должно было стать со столицей? (Её планировали сначала взорвать, превратить в гигантский бассейн «Москва». И в честь немецкого оружия на берегу должна была встать гордая стена из красного гранита. Многие тонны этого камня для этого уже были доставлены под Москву).
Воспитатель: По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. 122 налёта пережила Москва, тысяча триста немецких самолёта были уничтожены под столицей. До последнего патрона бились в воздушных схватках наши лётчики-истребители. Самый известный подвиг в Великой Отечественной войне совершил лётчик Николай Гастелло (просмотр видеоролика «Подвиг героя Великой Отечественной войны Н.Ф. Гастелло») Воспитатель: Ребята, а почему поступок Гастелло называют подвигом? (направил подбитый самолёт на механизированную колонну гитлеровцев). Воспитатель: В боях под Москвой особое упорство и мужество проявили воины легендарной 316-й стрелковой дивизии, командиром которой был назначен генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Бой у разъезда Дубосеково. Он длился несколько часов, 28 героев-панфиловцев шагнули в бессмертие. 28 против 50 фашистских танков! На экране фото политрука Клочкова. Известные слова политрука Клочкова : «Велика Россия, а отступать некуда: Позади Москва!» Сжимая последнюю связку гранат, он шагнул к танку, подбил его, но сам погиб. Всем бойцам было присвоено звание героев СССР. У разъезда Дубосеково отважным воинам установлен памятник с именами героев. На экране отрывок из фильма 28 Панфиловцев.
Читает учащийся: Кружилась в поле злая осень, Шумела поздняя листва. А их в окопе двадцать восемь, Но за спиной у них Москва...
На них чудовища стальные Ползли, сужая полукруг. "Так защитим Москву, родные!" - Сказал гвардейцам политрук.
И все решили за Клочковым: "Пусть мы умрем, им не пройти!" И вот уже в огне багровом Пылают танки на пути.
Летят бутылки и гранаты, Последний бой всегда суров. "Бей за Москву, за нас, ребята!" - В последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки Герои Родины своей. В сырой земле лежат останки, Лежат тела богатырей.
Но славу их ветра разносят, И слышит Родина слова: "Их было только двадцать восемь, Но за спиной была Москва."
Воспитатель: В войне участвовали не только взрослые, но и дети. Вся страна узнала о подвиге Зои Космодемьянской, которая в деревнях поджигала дома, в которых жили немцы. Её схватили, пытали и повесили, но она никого не выдала. На экране фильм о ней. Читает учащийся: Штыки от стужи побелели, Снега мерцали синевой. Мы, в первый раз надев шинели, Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети, Мы знали в яростный тот год, Что вместо нас никто на свете За этот город не умрет.
Воспитатель: Один немецкий солдат написал в своём дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Воспитатель: Под Москвой воевал советский поэт Алексей Сурков. На экране фото поэта. Однажды, выходя из вражеского окружения, он попал на минное поле. Это было действительно «до смерти 4 шага». После всех испытаний, промёрзший, усталый, в шинели, посечённый осколками, Сурков всю ночь просидел с блокнотом в руках в землянке у солдатской железной печурки. Он написал письмо жене и стихотворение, которое стало любимой народом песней «В землянке». Так рождённая зимой 41-го года в битве под Москвой, песня распространилась по всем фронтам. Горит свеча, звучит песня «В землянке», видеоклип.
Заключение
Воспитатель: Под Москвой для немцев начались дни величайших испытаний. Боевой дух германских солдат заметно падал. 5-6 декабря советские войска под Москвой перешли в контрнаступление. Было разбито 38 дивизий врага, более 500.000 человек, 1.300 танков, 2.500 орудий. План «Тайфун» потерпел крах. Битва под Москвой закончилась 20 апреля 1942 года. Все увидели, что фашистов можно бить, а значит, из можно победить. После войны маршал Г.К. Жуков писал в своей книге: «…я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины городу-герою Москва. Мы все в неоплатном долгу перед ними.» Воспитатель: Закончить наше занятие я хочу песней «Моя Москва». Эта песня стала Гимном великому городу-герою, памятником великого мужества русского народа. Звучит песня. Занятие закончено, подведение итогов.