Праздничная викторина «Очень важные слова»
Цели: Повторить и закрепить с уч-ся формы вежливых обращений с людьми. Углубление знаний обучающихся о богатстве, выразительности, образности русского языка. Формирование интереса к родному языку, грамотной и чистой речи. Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, навыков культуры общения.
Ход викторины:
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Мы приветствуем всех участников праздничной викторины «Очень важные слова»!
«Познакомимся поближе!»
Прежде чем приступить к викторине, я предлагаю вам познакомиться поближе.
Игровое упражнение «Аплодисменты»
Расскажите о себе с помощью аплодисментов.
- Пусть аплодируют самые сильные мальчики!
- Пусть аплодируют самые красивые девочки!
- А теперь те, кто любит вкусно поесть!
- А теперь те, кто часто опаздывает на урок!
- Те, кто обожает весну!
- Те, кто любит танцевать
- Те, кто любит шоколадки!
2. Упражнение «Коробочка ощущений»
-Ребята, что лежит в этой коробке?
-Не видно, она закрыта.
-А как можно узнать?
Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)
- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
- (Этот предмет мягкий, теплый).
-Мягкий, как что?
-(Как облачко, мягкая игрушка, шарик).
-Что ты почувствовал, когда его гладил?
- ( Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее).
-А у кого возникли другие ощущения
-(Не знаю, что-то колючее, с иголками).
-Что же ты почувствовал?
-(Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно).
- Ребята, вот так и слова в нашей речи бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Вежливые, добрые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно. С помощью вежливых слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
3.«Качества воспитанного человека»
-Как мы называем человека, который знает много добрых и приятных слов и не стесняется их произносить в разговоре? (ВЕЖЛИВЫЙ)
-Назовите качества вежливого, воспитанного человека.
Вежливым человеком не рождаются, а становятся.
Песня «Если б не было школ»
-Кто же помогает нам стать воспитанными и вежливыми людьми?
4. Игра «Вежливо-невежливо»
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы поднимаете большой палей. Когда я читаю о невежливом поступке – топаете ногами. Начнем?
- Поздороваться при встрече…
- Толкнуть и не извиниться…
- Свистеть, кричать, шуметь в школе…
- Уступить место старшим…
- Отвечать на телефонный звонок во время урока…
- Помочь подняться по лестнице…
- Обозвать обидным словом…
- Громко разговаривать в общественных местах…
- Поблагодарить хозяев за угощение…
- Попрощаться, уходя…
5. «Доскажи словечко»
- Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова.
Загадки (слайды)
«Песенка про вежливые слова»
6. «Не ошибись, пожалуйста!»
- Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Будьте любезны, руки вперед.
В стороны.
Опустите руки, пожалуйста.
Тихо сядьте.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
7. Игровое упражнение «Приветствия»
Здороваемся разными частями тела.
- Сейчас вам предстоит в произвольном порядке перемещаться по залу и здороваться с детьми теми частями тела, которые я буду называть. При этом ваша цель – поприветствовать как можно больше ваших друзей.
- Приступаем!
Поздоровайтесь, пожалуйста:
Руками, плечами, спинами,
Головами, пятками, ногами.
8. «Найди ошибку» (Слайды)
9. «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Если вопрос учит вежливости добру, вы хором отвечаете: « Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.
Кто из вас, проснувшись бодро «С добрым утром!» скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
10. «Речевые ситуации» (слайд)
-Придумайте диалог с использованием вежливых слов к данным ситуациям.
1 группа-вы забыли ручку;
2 группа-звоните товарищу, трубку взял кто- то из взрослых;
3 группа-встретили друга, которого давно не видели.
11. Церемония награждения победителей конкурса чтецов «Стихи бывают разные».
12. «Клянемся вежливыми быть!»
Участники викторины произносят клятву.
Клянемся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «до свидания» —
Нет в мире выше звания!
Клянемся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету —
Науку помнить эту.
Клянемся вежливыми быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежду разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.
Все (хором).
Клянемся вежливыми быть!
13. Подведение итогов. Поздравления.
-Дорогие ребята! Наша викторина "Очень важные слова" окончена. Я верю, что никогда не исчезнут из нашей жизни настоящие друзья, воспитанные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные – вежливые люди!