обучающих учеников, находящихся на индивидуально форме обучения
«Особенности обучения детей с ТМНР»
учитель
Шиффнер Л.Б.
г. Приозерск
2021- 2022 учебный год
Особенности образования детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их обучения. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.
Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой. Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками.
Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.
Под особенностями обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития. К ним относятся: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Кратко раскроем данные аспекты, применительно к обучающимся по 2 варианту АООП.
Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.)
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и др.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста. Например, обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры, где продолжается формирование бытовых навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности и организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских и т.д. С учетом трудностей переноса сформированных действий в новые условия названный аспект особенно актуален для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра жизненных компетенций.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.
Особые методы и средства, используемые в работе с детьми с ТМНР,
находящимися на индивидуальном обучении
Хотелось бы подробнее остановиться на особых методах и средствах обучения, которые я использую в моей работе с детьми с ТМНР. Я занимаюсь с 6 мальчиками - учениками 5 класса, одному из которых 12 лет , двум ученикам по 14 лет, другим трем обучающимся – по 16 лет. У двоих из моих подопечных есть нарушения опорно-двигательных функций (ДЦП): они не могут ходить, сидят в инвалидных колясках. У одного из детей ярко выраженное психическое расстройство – аутизм, также есть ребенок с синдромом Дауна.
Связной речью ребята не владеют, однако у 2 обучающихся речь сформирована на уровне простых предложений – они отвечают на поставленные вопросы. Зрительное и слуховое восприятие развиты: на предмете взгляд фиксируют в течение необходимого времени, на лице человека - недолго. Реагируют на звуки, на свое имя, большинство из них понимает обращенную речь. Память у них механическая, кратковременная. Слушают достаточно внимательно только в том случае, если им интересно. Часто отвлекаются. Мыслительные процессы у детей тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается. Мышление, в основном, наглядно-действенное, конкретное.
Для таких детей мною используются особенные приемы и методы, обусловленные их психо-физическими возможностями и особенностями их развития.
Один из самых действенных способов развития - использование картинного, иллюстративного материала в ходе занятия. Иллюстрация как наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров служит многим целям. Она развивает зрительное восприятие, внимание и память, активизирует словарный запас, воплощает фантазии, оживляет воспоминания, развивает ум, сердце и душу ребенка. Например, мы с детьми практикуем просмотр и чтение книг с яркими иллюстрациями. Они с удовольствием рассматривают яркие картинки в книжке, пока я читаю им текст. Существенную роль при рассматривании картинок играют вопросы: «Кто это?», «Какая она (он)?». Вопрос «какой?» требует определенного описания - как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т. д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т. д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения.
Эффективным методом в работе с ТМНР является техника карточек. Их можно показывать ребенку, предлагая опознать их и соотнести реалистичным изображением предмета на картине. Или из нескольких карточек ученик должен узнать и показать ту, которую назвал педагог. Или выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
Также дети очень охотно рисуют, так что изображение тех или иных предметов мы практикуем в процессе обучения детей постоянно. Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, запоминать, способствует познанию окружающего мира. Одновременно это положительно влияет на развитие моторики ребенка. Изобразительная деятельность организуется в тесном единстве с развитием их речи. Речевое сопровождение в процессе работы в связи с выполнением задания способствует обогащению и активного словаря детей. Не менее важно и то, что при этом у детей воспитывается эстетический вкус и эстетические чувства. Допустим, мы изучаем тему «Животный мир. Домашние и дикие животные». При этом с детьми мы не только используем метод словесного объяснения и использования развивающих игр, но и используем прием иллюстрирования – изображения сюжетов по нашей теме.
Кроме того, на занятиях мною применяются различные приемы для развития мелкой моторики, что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Традиционные формы работы – это игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:
а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие детей с ТМНР;
б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для упражнения обучающихся в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них социальных навыков и творческой активности;
в) способствует максимальной активизации учебной деятельности детей;
г) помогает выработать у детей практические умения и навыки, необходимые для их дальнейшей адаптации в окружающей жизни.
Немалое значение имеет также сочетание различных методов, которое зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности обучающихся.