kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование сюжетно- ролевых игр в процессе развития речи у учащихся с ТМНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

..Обучение детей с проблемами интеллектуального развития в игре, как и в целом процесс обучения данной категории детей имеет свои особенности: индивидуальный и дефференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении,самостоятельность и активность ребенка в  процессе обучении..

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование сюжетно- ролевых игр в процессе развития речи у учащихся с ТМНР"»

«Использование сюжетно-ролевых игр в процессе развития речи у учащихся с ТМНР»


Охрименко М.В.

Учитель начальных классов



Многие известные педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, Л.Б. Баряева и др.) важную роль в развитии личности ребёнка отводят игровой деятельности.

     Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнкаПри правильном ее формировании она решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Когда мы говорим о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.

     Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с ТМНР. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми.

     Недоразвитие игровой деятельности у детей с ТМНР проявляется уже в раннем детстве. Достигнув младшего школьного возраста, дети данной категории продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем очевиднее проблемы в овладении игровой деятельностью. Так, дети с ТМНР к 8 – 9 годам  обычно не овладевают  не только сюжетно-ролевой игрой, но и предметными действиями. Вместе  с тем игровые действия и игра могут иметь особое значение для обеспечения мотивации деятельности учащихся с УО на уроке, компенсируя недостаток мотива учебной деятельности. Именно в игре ребенок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи. Поэтому не случайно специалисты уделяют большое внимание разработке программ обучения игре. Без специального коррекционного обучения сюжетно-ролевой игре у детей данной категории невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения.

      С этой целью в учебный план начальных классов   коррекционных школ введён курс «игротерапия».

     Занятия  по   игротерапии тесно связаны с  уроками:речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, домоводства, изобразительной деятельности, математическим представлениям, музыки и движению. Это позволяет оказывать системное, комплексное воздействие на ребёнка в ходе его обучения.

     В проведении игр с детьми с нарушением интеллекта учитель является   их активным участником. Играя с детьми, он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей. С детьми нужно всё время общаться, развивая их наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.

     Обучение детей с проблемами интеллектуального развития игре, как и в целом  процесс обучения данной категории детей, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребёнка в процессе обучения. Всё это учитывается при проведении занятий по, игротерапии в нашей школе.

Сюжетно-ролевая игра обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом и как показывает практика, оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность. По мнению Менджерицкой Д.В.: «…Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи…».

Однако процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ТМНР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны (темами сюжетов, ролевыми диалогами, взаимоотношениями, выбором игрушек; нуждаются в руководстве со стороны взрослых). На практике сюжетно-ролевые игры детей нередко однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые сюжеты либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения школьников развернуть интересующий сюжет. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.

Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает. Развивая игровую деятельность детей педагог, прежде всего, планирует задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры. Кроме того, для компенсации речевых и не речевых нарушений, необходимо: создание предметно-игровой среды, подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям, совместная деятельность воспитателя и учителя- логопеда в процессе руководства игр.

Качественно организованная предметно-игровая среда положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей.

В руководстве сюжетно-ролевыми играми особое внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательной работы, если школьники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Так, для обогащения содержания игр детей можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу, сходить на экскурсию. Следует учитывать, что сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков.

Поскольку речевое общение у детей бывает в большей или меньшей мере затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, их подсказывает педагог; показ наглядного материала помогает детям вспомнить и воспроизвести действия. Прежде всего, педагог организует работу так, чтобы сведения об окружающем, которые дети должны усвоить по программе, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

В процессе формирования игровых умений у детей педагоги занимаются с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и со взрослым. Предпочитаются следующие приемы: указание и показ действия как прямые приемы руководства игрой, вопрос и проблемные ситуации — как косвенные.

Опыт работы показывает, что дети с ТМНР с трудом овладевают навыками применения предметов – заменителей. Поэтому в сюжетно-ролевых играх детей с ТМНР можно использовать только заменители тех предметов, которые хорошо знакомы детям. Кроме того, предмет - заменитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом. Так, например, в ходе игры педагогу следует показать, что можно использовать палочку или карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла. Данный факт ставит детей перед необходимостью переименовать предмет и сообщить об этом остальным. То есть в игре, кроме речи определенной ролью, появляется речь с функцией согласования совместных действий.

Практика показывает, что наиболее целесообразно организовать игры, в которых участвуют все дети. Например: “День рождения куклы Маши”, где все дети танцуют и поют; “Автобус”, где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают; “Магазин игрушек”, где дети “купив” игрушку, затем играют с ней; причём получает её тот, кто правильно попросит у продавца. При этом в ходе сюжетно-ролевой игры педагог не исправляет ошибки, а лишь незаметно для детей фиксирует их для себя, либо косвенно не нарушая ход игры, подправляет и комментирует.

Большую значимость приобретает умение педагога установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в игре - очень важный фактор. В процессе игры педагог иногда берет на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять общение в классе.

Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.

Таким образом, игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей младшего школьного возраста с ТМНР.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Использование сюжетно- ролевых игр в процессе развития речи у учащихся с ТМНР"

Автор: Охрименко Марина Викторовна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства